[23.05.2022] Апологетическая миссия Церкви на современном этапе: понятие, направление развития и связи

Доклад заместителя Председателя Синодального отдела по апологетической миссии иерея Романа Богдасарова на XXX образовательных чтениях в Москве.

Понятие «апологетическая миссия» впервые прозвучало в контексте работы синодальных учреждений в разработанной Синодальным миссионерским отделом «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Данный документ был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 марта 2007 года (журнал №12).

Согласно упомянутой Концепции, «апологетическая миссия» является одной из основных форм миссионерской деятельности и представляет собой «свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями». В 2014 г. Синодальный миссионерский отдел «Настольной книге православного миссионера» уточнил этот термин и дал ему следующую характеристику: «Апологетическая миссия (от греч. απολογία — оправдание, защита) – миссионерская деятельность, направленная на полемику с враждебными Церкви учениями, которые условно можно разделить на три категории: иноверные (инорелигиозные), инославные (католики, протестанты) и антирелигиозные (атеистические)». В связи с важностью апологетической миссии как одной из основных форм миссионерской деятельности, в рамках Синодального миссионерского отдела это направление стало одним из трех ведущих.

В настоящее время перед Синодальным миссионерским отделом стоит задача сделать сектор «апологетической миссии» реально функционирующим и эффективным органом, координирующим защиту Православной веры на канонической территории Русской Православной Церкви.

Цель апологетической миссии – свидетельство и утверждение истины Православной веры в сравнении с еретическими, сектантскими, раскольническими и иноверными учениями, а также атеистическими, агностическими, субкультурными и мультикультурными мировоззрениями, противостояние прозелитической и неоязыческой деятельности в православной среде.

Актуальность апологетической миссии как особого направления миссионерской деятельности объясняется постоянными критическими нападками на православное христианство со стороны представителей нетрадиционных религиозных движений, агностиков, атеистов, неоязычников и представителей иных социальных групп.

Задачи апологетической миссии:

  1. Активизация просветительской деятельности на уровне приходов и епархий;
  2. Актуализация подготовки кадров по апологетической деятельности в миссионерских центрах и в образовательных учреждений Русской Православной Церкви;
  3. Организация обучения компетентных специалистов в области сектоведения и религиоведения на базе учебных заведений Русской Православной Церкви, а также разработка программ в рамках курсов повышения квалификации духовенства;
  4. Привлечение к развитию апологетической миссии наиболее способных к данной работе священнослужителей, миссионеров, профильных преподавателей и ученых;
  5. Создание и развитие на базе епархиальных миссионерских отделов секторов апологетической миссии;
  6. Развитие взаимодействия канонических подразделений Русской Православной Церкви в области обмена информацией о случаях прозелитизма и деятельности антицерковных организаций (сект, неоязычества и др.), а также обмена исследованиями и методами противостояния прозелитической, еретической, сектантской и иной антицерковной деятельности.
  7. Подготовка методических материалов по апологетической миссии с учетом этнических и территориальных особенностей и распространение этих материалов в епархиях;
  8. Мониторинг и анализ деятельности на канонической территории Московского Патриархата антицерковных организаций, а также современной антирелигиозной, научной, иноверной и иной критики православного вероучения и Церкви;
  9. Содействие в рамках профильной компетенции реабилитации лиц, пострадавших от деятельности деструктивных религиозных культов и сект;
  10. Публикация миссионерских материалов, дезавуирующих деятельность и аргументацию антицерковных организаций и лиц.

Отдельное внимание хотелось бы уделить актуальным принципам апологетической миссии. В первую очередь, это универсальность апологетической миссии – т.е. всесторонняя работа над современными вызовами Церкви и православному вероучению, будь то научная критика или деятельность раскольничьих организаций. Особое значение имеет принцип истинности и открытости – современная апологетическая миссия не должна использовать недоказанные теории, мифические аргументы и непроверенные факты. То есть, средства апологетической миссии должны быть адекватны цели.

Конечно же все цели должны достигаться с благожелательным настроем. Наша задача не обидеть, не переспорить, а построить диалог с представителями враждебных Церкви и христианству течений как с людьми, нуждающимися в спасении, а также в перенаправлении их естественных и искренних потребностей души от заблуждений к истинной вере.

Важным принципом апологетической миссии является ее современность и актуальность. Невозможно достичь результата в апологетике, если пользоваться только теми источниками и методами, которые давно устарели или слабо соответствуют вызовам настоящей эпохи. Мы должны быть готовыми реагировать не только на современные вызовы христианству, но также просчитывать их с точки зрения перспективы, как бы предупреждая те вопросы, которые могут быть поставлены перед нами в завтрашнем дне. Конечно же, для этого необходимо обладать добротной теоретической базой и средствами мониторинга, из чего вытекает следующий принцип – информирования и анализа. Своевременный мониторинг еретической, раскольнической, сектантской, оккультной, атеистической деятельности и прозелитической активности некоммерческих организаций и религиозных объединений даст адекватную картину для принятия оперативных решений. В свою очередь, достоверная информация и оценка факторов риска дадут возможность спрогнозировать и вовремя подготовить реакцию на возможную эскалацию и обострение конфликтов внутри категорично настроенных групп верующих, между ними и руководством.

Необходимо отметить, что перед Синодальным миссионерским отделом не стоит задачи самостоятельно и исключительно своими силами отвечать на все вызовы, которые бросаются Православию на канонической территории нашей Церкви. Наша цель – объединять, направлять и координировать усилия православного научного сообщества, патриотических организаций и государственеых органов власти в этом направлении. А потому одной из задач становится поиск тех, кто сможет стать нашим союзником и другом в деле защиты как православной веры в целом, так и духовных интересов каждого крещеного или только стремящегося к познанию истинной веры человека.

Мне хотелось бы отметить, что есть в настоящее время ряд церковных учреждений и общественных организаций, которые успешно работают в сфере апологетики.

В частности, в Московской городской епархии распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в 2018 году была образована «Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия» с филиалами в каждом викариатстве столицы. В ряде других епархий (Новосибирская, Самарская, Челябинская, Алатырская, Санкт-Петербургская и т.д.) Русской Православной Церкви на образцово-показательном уровне работают апологетические центры в рамках деятельности епархиальных миссионерских отделов. Задачи, выполняемые данными церковными учреждениями, самые широкие: начиная от непосредственной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект, и заканчивая взаимодействием с общественными организациями в вопросе предупреждения попадания в секты. На настоящий момент видится необходимым распространить опыт функционирования ведущих апологетических центров на другие епархии Русской Православной Церкви, с учетом особенностей этноконфессионального ландшафта в каждом регионе.

Отдельную группу составляют информационно-консультативные и антисектантские центры, созданные в епархиях и регионах Российской Федерации. В первую очередь, здесь необходимо отметить Российскую ассоциацию центров изучения религий и сект (РАЦИРС). Ее создателем и президентом является доктор богословия и философии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александр Леонидович Дворкин. Большой известностью пользуется дочерняя организация РАЦИРС в Москве – Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, который лично возглавляется Александром Леонидовичем Дворкиным.

Хотелось бы отметить и поблагодарить Новосибирское региональное отделение Центра религиоведческих исследований, возглавляемое протоиереем Александром Новопашиным. Новосибирское отделение является одним из наиболее активных подразделений РАЦИРС.

Уже достаточно большой историей обладает Школа православного миссионера, основанная иереем Даниилом Сысоевым в 2008 году и до сих пор активно помогающая в деле христианской апологетики. В братском единстве с данным церковно-общественным движением, несет свою апологетическую миссию Санкт-Петербургское общество «Ставрос», имеющее большой опыт противосектантской работы.

Для непосредственной апологетической работы большое значение имеют штатные помощники благочинных и настоятелей по миссионерской работе. Однако данное направление нуждается в развитии. Одной из важных целей Апологетического сектора СМО является создание более эффективной системы подготовки практикующих миссионеров, способных отвечать современным вызовам, стоящим перед православной верой. В области подготовки таких миссионеров важнейшее значение имеет Российский Православный Университет, который в настоящее время становится одним из главных центров подготовки приходского персонала.

Серьезного развития требует на настоящем этапе взаимодействие Синодального миссионерского отдела с профессорско-преподавательским составом духовных школ Русской Православной Церкви: семинарий, академий и православных университетов. Отдельные представители этих школ имеют многолетний успешный опыт апологетической миссии. Хотелось бы привести в пример доцента Православного Свято-Тихоновского университета и Московского физико-технического института Виктора Петровича Легу. Виктор Петрович читает курсы по христианской апологетике и соотношению религии с наукой, участвует в апологетических и просветительских программах на телеканале «Спас» и радио «Вера», а также в целом активно занимается апологетикой в публичном пространстве.

Одновременно с этим я уверен, что потенциал наших духовных школ гораздо выше. Уже сегодня можно найти активных и профессиональных преподавателей из научно-учебной области миссиологии, основного богословия и сравнительного богословия, готовых нести апологетическое служение в публичной сфере и отвечать на современные вопросы со стороны научного сообщества, а также здраво реагировать на атеистическую и иную критику.

Развития партнерства требует также направление светских вузов, потенциал которых сейчас даже трудно представить. На сегодняшний день более чем в 40 вузах функционируют теологические кафедры. В случае введения на них преподавания апологетических курсов, мы сможем получить готовых специалистов в области противостояния деструктивным культам и сектам, что может создать дополнительную актуальность теологии как научной дисциплине, в развитии которой может быть заинтересована и государственная власть Российской Федерации. Не секрет, что большинство действующих террористических и экстремистских групп в основе своей идеологии имеют именно различного рода деструктивные религиозные учения, а также идеи переплетенного с оккультизмом нацизма и неоязычества. Сегодня на примере происходящих на Украине событий мы как никогда можем убедиться в том, насколько быстро основанный на оккультизме нацизм может пустить корни и заразить не только молодое, но взрослое население целой страны. Противостояние данному вызову должно стать делом компетентных и подготовленных специалистов.

Но противостоянием деструктивной религиозной идеологии потенциал светских вузов и их преподавателей не исчерпывается. Приведу пару примеров. Одна из наиболее известных кафедр теологии функционирует в Национально-исследовательском ядерном университете «МИФИ». Данная кафедра могла бы готовить специалистов, способных с христианской точки зрения дать ответ на актуальные вызовы и теории, исходящие со стороны естественных наук и формируемых ими теорий. Или, например, кафедра теологии Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). Выпускники данной кафедры могли бы нести служение апологетической миссии в границах иноязычной культуры. Опять же, необходимость четкого и последовательного представления собственных, присущих российскому обществу духовных убеждений как никогда актуально на фоне происходящих в мире событий. В контексте деятельности Московского государственного лингвистического университета приведу еще один пример. Несколько лет назад в данном вузе была открыта лаборатория деструктологии, возглавленная доктором исторических наук, профессором Романом Анатольевичем Силантьевым. Деструктология – новая прикладная наука, которая в комплексе рассматривает наиболее опасные деструктивные образования: экстремистские и террористические организации, психокульты и нерелигиозные секты; тоталитарные секты и сферу магических услуг; суицидальные игры и увлечения, смертельно опасные молодежные субкультуры («Колумбайн», АУЕ и др.) и медицинское диссидентство. Можно сказать, что лаборатория деструктологии МГЛУ, созданная Р.А. Силантьевым, является примером реализации потенциала высшего образования, который необходимо распространить в других учебных заведениях.

Еще одним нашим логичным партнером должно стать православное духовенство. Приблизительное число священнослужителей Русской Православной Церкви достигает 40.000 человек. Каждый священник наделен собственными талантами и способностями, которые могут по-новому раскрыться при организованном участии в апологетической миссии. Те проблемы, которые возникают у ряда священнослужителей в отношении самореализации и востребованности со стороны епархиального начальства, могут естественным образом разрешиться, если дать тому или иному священнослужителю вощможность участвовать в общем деле христианской апологетики на своем уровне и в русле общецерковной работы.

Нельзя не упомянуть также наше взаимодействие с традиционными религиями на канонической территории Московского Патриархата. Например, традиционный ислам в России уже десятилетиями находится под давлением деструктивных ваххабитских и иных религиозно-экстремистских организаций. По темам противодействия распространению экстремизма, нетрадиционных движений и культов у нас с мусульманскими коллегами во многом совпадает повестка дня, а потому у нас есть общие интересы, которые становятся одной из сторон уже межрелигиозного диалога в Российской Федерации.

Необходимо отладить взаимодействие с общественными, добровольческими и патриотическими организациями. В случае если часть членов Братства Православных Следопытов или, например, Юнармии будут владеть компетенциями в области антисектантской деятельности, это стало бы большим подспорьем в комплексе применяемых нами мер.

Наконец, естественным союзником для нас должно стать само российской общество. Находясь под все возрастающим ударом со стороны различных деструктивных идеологий в нынешнее непростое время, многие члены нашего общества хотят защитить своих детей и близких. Кроме того, к огромному сожалению, многие российские граждане уже столкнулись с тем фактом, что их близкие оказались в сектах или под воздействием со стороны деструктивной идеологии. Во взаимодействии с ними, мы могли бы оказать помощь как в реабилитации пострадавших лиц, так и в предупреждении подобных событий в будущем.

Подводя итог представленному докладу, хотелось бы еще раз обратить внимание на тот факт, что «апологетическая миссия» является сегодня одним из наиболее актуальных направлений миссионерской деятельности. Количество задач, которые стоят сегодня перед сектором апологетической миссии, требуют интеграции усилий православного сообщества и иерархии на всех доступных уровнях. В свою очередь, Синодальный миссионерский отдел и сектор апологетической миссии призван создать систему, которая бы позволила объединить, направить и координировать усилия православного сообщества в этом направлении.