[15.06.2010] Беседа Евгения Никифорова с певицей Валентиной Толкуновой

Народная артистка России Валентина Толкунова скончалась в Москве на 64 году жизни, 22 марта 2010 года. Она родилась 12 июля 1946 года в г. Армавире. Пела в детском хоре центрального Дома Железнодорожников, которым руководил Исаак Дунаевский, закончила музыкальное училище имени Гнесиных по специальности «дирижер-хоровик», а также Московский Государственный Институт культуры. В 1966 году композитор и дирижер Юрий Саульский организовал вокально-инструментальный оркестр и пригласил Толкунову в вокальную группу. Она отдала ансамблю 5 лет. Среди наиболее известных исполненных ею песен: «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе», «Во всем мне хочется дойти до самой сути» и другие.

Сольный дебют певицы состоялся в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела песню Шаинского «Ах, Наташа». С 1973 года Валентина Толкунова - солистка Москонцерта, а с 1987 года художественный руководитель организованного ею Театра Музыкальной драмы и песни.

В исполнении Валентины Толкуновой слушателю открылись новые глубины старинного романса, музыкальной новеллы, баллады, городского фольклора. В феврале 1986 года состоялась премьера спектакля «Русские Женщины», где Толкунова исполняла главные роли. Наряду с дебютом в опере, она снялась в том же году в фильме-фантазии «Верю в радугу».

Певицей было издано 12 пластинок и компакт - дисков. Валентина Толкунова неоднократно была гостем радио «Радонеж». Сегодня мы вам предлагаем беседу Е.Никифорова и В.Толкуновой, записанную в августе 2008 года.

Е.Н.-Валентина Васильевна, недавно мы с вами были на одном концерте - вы были на сцене, я в зале - посвященном замечательному русскому художнику Димитрию Белюкину, молодому и очень талантливому. Пели замечательные певцы, один другого лучше, и всех их хорошо объявляли, говорили: народный артист России!! Все аплодируют. И вот выходит Валентина Васильевна. Не надо было объявлять, что это народная артистка. Сразу было видно и слышно, что это народная артистка России В.В.Толкунова. Спасибо за доставленное удовольствие, за ваш громадный творческий труд, который вы совершили в своей жизни, и я хотел бы, чтобы сегодня мы поговорили с нашими слушателями.

Валентина Васильевна, мы сейчас понесли большую утрату-буквально день тому назад почила знаменитая русская певица Людмила Зыкина, и чуть перед этим умер очень известный певец-мировая величина, Майкл Джексон. Вот вы как профессионал, не просто человек, который поет на сцене, а живет музыкой глубоко, знает душу русской музыки -как вы оцениваете эти явления? И то, и другое событие весьма велико. И как же нам относится к этому?

В.Т.- Дело в том, что каждая страна имеет своих кумиров, и если Францию представляла Эдит Пиаф, с ее роскошным голосом и огромной любовью к французскому народу и всему миру, то Америку представляли Майкл Джексон, Фрэнк Синатра- певцы неоднозначные, но прославившие свою страну безусловно. Людмила Зыкина - удивительная певица широкого диапазона, которая должна была родиться в России и ни в какой другой стране. Именно она с ее проникновенностью, с ее глубиной, с ее сердечной мягкостью, материнским отношением, с широтой восприятия русского человека, могла так проповедовать русскую народную песню и дойти до таких глубин, до такой любви народной. Многие люди, узнав, что после своего дня рождения, после 80 - летия такого юбилея, такого яркого события, которое только что отметили, ей было суждено буквально через три недели уйти, восприняли это как огромную горесть, как трагедию, потому что таких голосов на Руси очень мало. Она настолько индивидуальна, ей подражали тысячи певиц, которые учились на вокальных факультетах, которые изучали русскую песню, хотели подражать ей. Маленькие девочки говорили: я хочу стать Людмилой Зыкиной, и действительно, были даже певицы, которые обладали очень похожим тембром. Но Зыкина несла в себе такой огромный заряд земной русской силы нашей России, что никакая другая певица не могла бы с ней сравнится не в кой мере.

Ведь можно петь очень поверхностно, а можно глубоко. Можно, как допустим, Майкл Джексон, создать свою школу пластического движения, свою незабываемую манеру танца, перехода синтетических жанров один из другого, например песни и движения. Зыкина стояла на этом своем полустанке - станции жизненной так основательно, так непоколебимо, так гордо и несла эту песню во все страны мира. Конечно, можно сказать, что эти два события, по своему глубинному духовному содержанию одинаковы- ушли два человека в мир иной. Только смотрите -один прожил 8 десятков лет и до конца пел, и до конца сохранил свою стать, свою внешность, не сделав ни одной пластической операции.

Людмила Георгиевна мыслила, она не скрывалась от людей, она не жила в барокамере, она очень приветливо относилась ко всем, не пряталась за охранами, не позволяла себе не здороваться. Она была приветливой и ровной со всеми.

Природа русского человека- не возвышаться над теми, кто нас любит и достойно себя вести при этом, никого не выделяя. Нам нужно вести себя так, как будто бы каждый человек-это Божье создание, он одинаков, служит ли он дворником или министром-нам всем предстоит один и тот же жизненный путь и при этом остаться человеком. Конечно, Майкл Джексон создал свою школу вокального пения, в силу своего негритянского происхождения он, конечно, глубоко понимал природу джазовой музыки, рок- музыки, гармонизацию. То - есть он был музыкантом и от природы очень талантливым человеком, но одному Бог дает талант - и он его приумножает и он целостно этот талант несет, а другой немножечко разбрасывается в этом таланте и не до конца его проносит. Вот два человека, которые хотели сделать турне. Один по своей любимой России, по тем городам, которые он любил, другой хотел сделать мировое турне-каждый по своему стремился к этому и никто этого не достиг- ни тот, ни другой. Потому что не мы распоряжаемся нашими судьбами, нашими мыслями, желаниями чаяниями - мы предполагаем, а Бог располагает. И, тем не менее, остаться таким человеком, каким остался для американцев Майкл Джексон и Людмила Зыкина для русских -это очень непросто. Я это знаю и чувствую как актриса, как певица, которая 42 года провела на сцене, всю свою жизнь. Я понимаю, что такое сохранить свою публику, своих зрителей, которые в тебя верят, которые хотят слушать именно то, к чему ты их ведешь своими песнями.

И когда звучит незабываемая песня о Волге, «а мне уж 30 лет», «седьмой десяток лет» - ты понимаешь, какая прожита жизнь. Вспоминаю, как на вечере 60 - летия поэта Льва Ивановича Ошанина я выступала в 1972 году, на сцене Колонного зала, впервые с оркестром Ю.В.Силантьева и спела песню Шаинского «Ах, Наташа», а Людмила Георгиевна пела песню «Издалека долго течет река Волга». Я впервые увидела ее - эту настоящую красивую статную царицу, и песни из жизни и поняла, что это очень глубинный голос, и Лев Иванович Ошанин меня тогда пригласил вместе с Львом Лещенко. Мы, два певца, впервые пришли на сцену (Новые Имена так называемые) с огромным количеством артистов-это было незабываемо. Это была и Людмила Зыкина, и Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон-тогда они были очень популярны, а я только начинала свою деятельность. Конечно, это была Ольга Воронец, замечательная русская певица, и Клавдия Шульженко, и Муслим Магомаев-это незабываемые люди, каждый из которых оставил удивительный след своими песнями в России.

Я, когда смотрела на них, испытывала трепет и необыкновенное уважение ко всем этим людям, о которых я знала только в детстве - и вдруг я оказалась с ними на одной сцене.

Как они готовились к концерту, как они изредка шутили и вместе с тем были сосредоточены на своем выходе. Один повторял слова, кто - то распевался, кто - то думал об оркестре- как он сыграет-стояла творческая атмосфера, когда люди пели без фонограммы. А пели живьем, выходили на сцену и пели так, как могли петь только мастера.

А теперь ответим на вопросы.

-Здравствуйте, Валентина Васильевна. Бог вам в помощь. У меня такой вопрос-предложение. У вас есть отличная песня, в ней слова: а ты на зло соседям любовью не скупись, так вот слово «зло» режет ухо - нельзя ли его заменить, например, так: а ты в пример соседям любовью не скупись.

-Можно, конечно.

-Валентина Васильевна, вы сказали в начале нашей программы, что Зыкина проповедовала русскую песню. А что такое русская песня в таком случае? Насколько она укорена в нашей духовной культуре?

-Русская песня-это то богатство, которым владеет Россия и русский народ или народ, который воспитался в России. К сожалению, сейчас русская народная песня в забвении, хотя молодежь помнит ее. Как ни странно, когда запоешь какую то русскую песню, которую они не знают, они останавливаются и говорят: о, это сильно отличается от того, что нам дают слушать, и это так красиво! И вы знаете, иногда бывает, что они сами начинают подпевать, невольно сердце подпевает этой песне. И какую бы ты песню ни запел, например: «осенний лист такой нарядный ко мне в окошко залетел, а мой хороший ненаглядный и заглянуть не захотел». Я говорю: ну, повторите, давайте вместе споем - и они поют. Поэтому все в генах остается. Просто если бы нам почаще давали слушать русскую песню, сталкивали с этими прекрасными мелодиями, содержанием, прекрасными стихами, чувствами необыкновенными, добрыми, ясными - тогда, может быть, молодежь научилась бы отличать хорошее от плохого. Потому, что все время жить в ритме, в стрессе, в отрицательных эмоциях, не видеть природы, не прикоснуться к березе, не сорвать цветок, находиться в замкнутом пространстве - по молодости это, к сожалению, не понимается. Только потом осознаешь, что ты - часть этой природы, что должен почаще бывать в деревне, приехать и услышать голос петуха и с ним проснуться. Что должен вырастить цветок, который ты посадил на грядке и полил. Что ты многое должен сделать для своей Родины. Если бы вот такие передачи были бы почаще, и людям, той же молодежи, по телевидению говорили, что, бросая окурок или бутылку на землю или асфальт из машины, ты засоряешь землю свою родную, которая тебе дает воду., тебе дает кров, радость этого чудесного воздуха. Эту необыкновенность жизни, которую ты воспринимаешь с восходами и закатами. Человека надо учить мыслить духовно, не засорять его сердца, его головы. Он должен понимать что он суть Божьего мира, что он его принадлежность. И если объяснить это молодежи нашей, то она, может быть, вела бы себя по другому, мне кажется. Потому что ругать ее бессмысленно, надо учить своим примером молодежь. Только сердцем, чувством, любовью можно что - то в жизни добиться и что - то исправить в человеке.

И, конечно же, музыкой, поэтому мне захотелось сейчас спеть о носиках-курносиках что то.

Е.Н.-Из ваших уст что угодно.

В.Т.-Эта песня написана интересными авторами. Один из Кемерово-сибиряк Борис Емельянов, а другая с Украины, из Львова- Елена Булычева, известная поэтесса, член Союза писателей. Она и Боря Емельянов мне подарили «Носики-Курносики», когда моему сыну-Коленьке было всего 5 месяцев.

-Здравствуйте. Я вас очень люблю. Вам пришлось оказаться на передовой линии борьбы за нашу молодежь, чтобы показать, что такое русская песня, русская душа. Так что творческих вам успехов и настоящих бойцовских качеств. А еще хотела спросить, вот группа родителей подала на суд против ЕГЭ. Как Вы относитесь к этой процедуре?

- ЕГЭ разрушает систему образования и знания. Превращает нас в потребителей мирового глобалистского продукта.

Вот мы начали немного говорить о детях и воспитании. Насколько важно, чтобы мамочки приучали детей к русской речи, ее интонациям! Что выбрать? Вот сейчас говорили о величайших певцах, целая история за ними, и вспоминаешь песни такого глубокого содержания, такие талантливые сочинения.

Есть ли сейчас такие певцы среди молодежи? Такое ощущение, что ничего равного и нет. Может, просто не пускают на эстраду этих людей. Вот как это происходит? Вот в том концерте, о котором мы говорили в начале, выступали очень достойные певцы, с прекрасными тембрами. Почему их нет? Не востребованы?

Почему их нет на других радиостанциях? Вы знаете, я очень часто бываю членом жюри того или иного конкурса. И председателем жюри вокальных конкурсов. Недавно в Сургуте проводился песенный конкурс, где были интересные певцы. Там был возрастной ценз, выступали певцы только в возрасте до 30 лет, но это были интересные певцы, которые пели старую песню. Нашу песню, которая известна, на слуху, и знают ее слова. Помню, приехал один мальчик из северной части Тюменской области, он пел «Поклонимся великим тем годам», кстати, песню которую замечательно пела Людмила Зыкина, так вот, когда он пел эту песню - весь зал встал, а этому мальчику было всего - то 24 года. Голос еще сырой был, надо было работать с ним очень много, но та убежденность, тот патриотизм, который сиял в его глазах, та стать, с которой он вышел, выпрямившись в рост и сказав свое песенное слово, свое прочтение этой песни, людям незабываемо, и оно во многих осталось. Он получил приз, стал лауреатом третьей премии, и зерно надо беречь, проращивать, поливать, к нему нужно бережно относится, создавать ему репертуар. Создавать, потому что все надо создавать. Мы очень многое потеряли, мы создали огромное количество заведений, где воспитываются люди с прекрасными голосами, прекрасные педагоги учат их вокалу. Они создают потрясающий репертуар, но когда они выходят в мир - то им негде петь этот репертуар и то, чему они научились, потому что у них отобраны сценические площадки. Потому что про таких певцов говорят - не формат сегодняшнему времени. Представляете, какой формат у нас сейчас, если прекрасное не формат.

Вот Димитрий Белюкин, о котором мы с вами говорили, член - корреспондент Академии художеств. Талантливый человек, но тоже ведь не формат, как и Василий Нестеренко- молодой художник, они же все молодые, и есть кому ими заниматься. Слава Богу, Владимир Якунин поддерживает Белюкина, и какие то его картины покупает, помогает ему делать выставки

-Все надо создавать.

Е.Н.-Это мне напоминает историю с фильмом «Идиот», многосерийным, когда I канал рискнул его делать. Это был риск, думали - рейтинга не будет, ну, ладно, так отпишемся, потому что мол на культурно-просветительскую деятельность...И вдруг - невероятный успех, и только после этого перелом произошел, и потом стали экранизировать другую русскую классику. Поняли что это формат.

В.Т.-Да потому что сердце русского человека всегда требует развития, и если мир останавливается на чем - то, допустим, на компьютерах или на мобильных телефонах, на технике, то мир России- другой, он всегда требует успокоения сердца. Он всегда требует питания, которого так не хватает человеку, поэтому хочу вам заметить, что очень многие люди сейчас перестали слушать рок-музыку, поп-музыку, ходить на эстрадные концерты. Я и сама -то нечасто хожу в Симфонический оркестр, в Консерваторию или в театр, или на выставки. Люди начинают понимать, что им не хватает духовной пищи. Не хватает образования, появляются пробелы, которые нужно восполнять-а чем заполнить эти пробелы? Только тем малым что нам дают сейчас художники, им очень трудно. Нам очень трудно-поверьте, вот мы живем только потому что наши сердца полны творчества. Мне, например, скучно было петь одно и то же годами, и вдруг для меня написали оперу «Русские женщины» по мотивам поэзии Николая Некрасова, где я играла со Смоктуновским -великим русским актером, который играл роль губернатора, где я пела с Михаилом Серебренниковым, который играл князя, я-Волконскую, Трубецкую, княгиню, и еще несколько ролей. Это был очень интересный музыкальный спектакль. Я сыграла 100 спектаклей.

В то время на эстрадном небосклоне было очень трудно расширить рамки своего творчества, потому что люди привыкли к песне, и все- таки тот, кто был на спектакле, до сих пор ко мне подходит и говорит: ах, какой был спектакль «Русские Женщины»! Спасибо вам, люди дорогие, за то, что вы помните, за то, что вы оценили, что я могла расширить эти рамки вторым своим спектаклем «В ожидании» на стихи Роберта Рождественского, музыка В. Успенского и третьим своим спектаклем «Брызги Шампанского» -ретро спектакль о музыке начала 20 века и сегодняшним спектаклем, который состоялся в новой опере им. Колобова «Как быть счастливой». И сейчас мне хотелось бы сказать несколько слов к спектаклю, потому что он музыкально - поэтический: грошей не зажимайте в кулаке, отдайте мир в раскрытые ладони. Что по реке пошлешь - в истоки пусть догонит. Закажешь зло- получишь все сполна, добро само догонит, лучезарясь. Не нравится? А на кого пенять, когда не тот багаж нам дарит старость? Но руки плетью я не рушу вниз. Прими, Господь, мои ладони в небо. Помилуй и прости и дай нам днесь насущного хотя бы крошку хлеба. Романс из этого моего нового спектакля «Как быть счастливой» называется «Я сегодня обеты молчания нарушу», на стихи Карины Филипповой.

-Добрый вечер! Спасибо вам за эту передачу, Валентина Васильевна, за Ваше искусство и разрешите вам задать такой вопрос. Почему стали такими однообразными передачи «Субботний вечер», новогодние? Одни и те же артисты, только в разных вариантах, одно и то же из года в год. Куда исчезли такие ансамбли как «Березка», хор Пятницкого и другие ансамбли? Почему шоу-бизнес стал таким пустым, бездушным и однообразным? Передачи такие пустые и неинтересные у Швыдкого и ТВ+!

Е.Н.-Да, действительно, почему сейчас такое оскудение? Очевидно, что тусуется небольшой набор карт, а те замечательные молодые певцы, о которых вы сейчас помянули - их нет и не видно, и нет шансов им стать звездами.

В.Т.- Знаете, многие люди имеют деньги, но они не хотят быть меценатами. Немногие могут расстаться со своим богатством не для себя лично или просто разумно истратить деньги. Если бы нашлись такие меценаты, которые поддержали бы тот или иной конкурс или того или иного певца, который уже получил звание лауреата и продвинули дальше на эту дорогу, открыли бы для него и радио, и телевидение.

Конечно, небезызвестно, чтобы попасть на телевидение, нужны огромные деньги, и, конечно, у молодых людей этих денег не бывает, и они бросаются во все тяжкие. Мне очень жалко молодых артистов, которые не могут пробиться никуда и наступает период депрессии и не хочется заниматься музыкой или они уходят на дорогу не совсем чистоплотную. Мне кажется, что это слово «форматы» имеет большое значение. И потом, не надо забывать о том, что сейчас руководит миром. Давайте не будем сбрасывать со счетов, что слово «добро» встречается значительно реже, чем слова «тьма», «занавес», «туман», «зло» и прочее. Мы знаем, что около нас есть очень хорошие люди, они не всегда имеют деньги, но зато имеют чистые и добрые сердца, которые способны воспринимать и музыку хорошую, и все что вокруг звенит и лучится. Но, к сожалению, сегодня мир построен на материальном, и если не этот факт, то, наверное, государство обращало больше бы внимания на те молодые таланты, которых я знаю.

Например, очень скоро, надеюсь, я возглавлю фестиваль песни, который будет называться «А я без Волги просто не могу». Он будет говорить о русской природе, о Волге, о любящих сердцах. О том, что молодежь должна петь не те песни, которые их заставляют петь, а те, от которых поет душа. Этой души сейчас, к сожалению, очень мало, а люди так нуждаются в теплоте, людям это нужно. Самое страшное, что это болезнь, а болезнь - то, знаете, после операции сколько человек восстанавливается, а где взять силы для восстановления? Иногда песня так захватывает человека, так его поднимает, она так заражает его оптимизмом, что он начинает выздоравливать. Вот этого выздоровления общества сейчас мы ждем. Мы каждый день надеемся на это и каждый день каждый по своему, особенно верующие люди, православные люди каждый день просят, чтобы Россия восстановилась, чтобы Россия встала с колен, чтобы Россия послушала свои песни, чтобы она их не потеряла.

У меня возникла идея создать духовные песни, но не те, в которых есть молитва, потому что молитвы мы читаем в каноническом плане каждый день утром и вечером, а именно человеческие песни с их чувствами, деяниями народа, с песнями о Родине, о нашей России, о нашей земле, о наших проблемах в конце концов. К таким песням безусловно относится и «Россия Родина моя», «Отцы, не оставляйте сыновей» и, конечно, песни про маму, про детей, про всю эстетику нашей жизни. Мы не должны забывать, что эстетика и воспитание должны стоять на первом месте. И мне кажется, будет правильно, если я в эту пластинку включу такую песню, как «Рождественская Ночь» на стихи Надежды Дерзновенко. Ее, к сожалению, не стало, помолимся о ее душе, но она оставила прекрасные духовные стихи. Я сочинила песню «Ангел Мой» на ее стихи, «Рождественская Ночь» написана ею самой, она ее прочувствовала как музыкант и как поэт.

Я сама это придумала, на юбилейном концерте в Кремле. У меня состоялся большой вечер, там было 6000 зрителей, и мне казалось должна прозвучать такая прекрасная торжественная песня. Это был декабрь, это была зима. А что может быть лучше Рождества Христова! И, таким образом, я отобрала Валентия из большого театра - бас, потом Леруа - прекрасный певец, тенор из Большого театра, певец из музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко, и как - то мы слились. И все подходят и спрашивают, когда мы споем эту песню.

Радонеж.ру