[30.11.2010] Свобода вероисповедания и секты

Мнение Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами
об отказе пропустить профессора Александра Дворкина
на слушания в Европарламенте по проблеме
религиозной свободы в России

15 ноября в Европарламенте в Брюсселе состоялись слушания по теме «Религиозная свобода в России: Использование закона об экстремизме против религиозных меньшинств». На слушания приехал один из ведущих в мире специалистов по проблеме сект, вице-президент FECRIS (Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве) Александр Дворкин. Однако, несмотря на то, что заявка на участие была подана своевременно, на слушания он не попал. В качестве причины отказа назывались технические проблемы, хотя было понятно, что сектоведа не пустили, чтобы не противоречить главной идее мероприятия: осудить Россию за преследование «бедных» сектантов.

В начале 90-х годов происходило агрессивное вторжение сект на постсоветское пространство. Оно проходило в атмосфере полного пренебрежения к традиционному укладу жизни и сопровождалось психологическим насилием. Это вызвало защитную реакцию. В странах бывшего СССР начали появляться антисектантские движения, раскрывающие подноготную многих новоявленных спасителей душ. Сработал естественный механизм самосохранения общества.

Понятно, что лидерам культов и сект подобное противодействие не понравилось. Они попытались представить своих оппонентов как инквизиторов, осуществляющих беспощадные гонения на верующих и преследующих их за взгляды. Подобные обвинения нам часто приходится слышать как в свой адрес, так и в адрес наших коллег за рубежом. Именно в таком духе и проходили слушания в Брюсселе.

Чтобы не допустить неправильного представления о деятельности антикультового движения, мы считаем свои долгом четко разъяснить нашу позицию. Главной претензией специалистов в области культов и сект к организациям и группам, которые называют тоталитарными сектами или деструктивными культами, является не предмет их веры, а методы ее внедрения. Это методы психологического насилия, такие как: манипуляция, сокрытие и искажение информации, подмена понятий, эксплуатация потребностей и эмоциональных состояний и многое другое.

Распространяя информацию о фактах, которые секты желали бы замолчать, антисектантские движения не только уважают свободу совести, но и укрепляют ее, содействуя осознанному выбору человека при обладании полной информацией. У специалистов, работающих в этих организациях, могут быть разные точки зрения на подход к решению проблем, но они едины в одном: принцип «Цель оправдывает средства» не может служить основой для распространения религиозных и иных учений.

Если бы А. Л. Дворкин ошибался или осознанно вводил людей в заблуждение, у собравшихся обсуждать свободу вероисповедания была бы прекрасная возможность показать несостоятельность его позиций. Но вместо этого они трусливо предприняли все возможные меры, чтобы позиция, которая пошла бы вразрез с заранее заданным результатом, не прозвучала в стенах Европарламента. Страх перед присутствием сектоведа как раз подтверждает, что Дворкину было что сказать, но кому-то не хотелось слышать, чем именно некоторые группы и организации на самом деле занимаются в России. К сожалению, организаторы слушаний, яростно отстаивающие свободу взглядов и мнений, сами же этой свободы испугались.

С уважением,
Сопредседатели Латвийского комитета
по борьбе с тоталитарными сектами

Dr.psych., аcсоц.проф. БМА
Олег Никифоров

Психолог, Mag.psych.
Виктор Елкин