[15.02.2011] «Книга – источник знаний, а никак не мерзости». По поводу «Философских сказок…» Н. Козлова (письмо в Центр религиоведческих исследований)

Добрый день!

На вашем официальном сайте выложен ряд материалов о психокульте «Синтон» и его руководителе Н. Козлове, авторе тренингов и книг.

Хотелось бы поделиться с вами некоторым своим опытом и мнением об одном из его произведений «ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ОБДУМЫВАЮЩИХ ЖИТЬЕ, или Веселая книга о свободе и нравственности».

Эта книга попала в мои руки, когда мне было около 11 лет. Именно на ее примере я поняла, что, когда у меня будут дети, я постараюсь прочитать книгу и несколько раз подумать, прежде чем ставить ее в общедоступную библиотеку на полочку рядом с классиками. Но родители моего поколения жили и воспитывались в то время, когда книга проходила определенную цензуру, и привыкли к тому, что книга – источник знаний, а никак не мерзости, которую вложил в данном случае автор в свое произведение. Более того, на книге не было никакого предупреждения о возрастном ограничении читательской аудитории.

Правда, все это я поняла значительно позже.

На тот же момент мои впечатления о прочитанном были крайне противоречивы: принять написанное и смириться с тем, что это правда, я не могла никак (особенно мне запомнилась глава о сексуальных предпочтениях и о привязанности к близким). А буквально в следующем абзаце приводилось безапелляционное утверждение, что тот, кто не способен действовать по описанному методу, просто слаб, не готов и не достоин ни этого «великого учения», ни вообще счастья в жизни, и его удел быть сирым и убогим. Я не претендую на достоверность цитат, только на достоверность впечатлений, которые они на меня произвели. Изложенное было одновременно грубей и тоньше, за счет, я думаю, применения психологических приемов. В этом возрасте воспринимаешь все буквально, а приведенные примеры – как руководство к действию. На меня, незнакомую с произведениями психологов и лишь отрывочно – с основными концепциями философских учений, эта книга оказала крайне негативное влияние.

Я сторонник свободы слова, свободы печати, свободы религии и свободы выбора, однако если чья-то свобода является насилием для других ради собственного блага – это уже не свобода, это насилие. На мой взгляд, и свобода, и ограничения имеют свои негативные проявления. Негативом в свободе печати стало ничем не ограниченное появление творений Н. Козлова и ему подобных. Одно дело, когда появляются разные книги: умные и не очень, критикующие политику, фантастические, религиозные и философские, даже невероятные. Однако, «философские сказки» – это не просто книга как литературное произведение, это сборник рецептов, свод практических норм и правил общественной жизни. Она является таковой, как бы ни описывал ее автор (в предисловии заявлено, что автор высказывает свои мысли и не несет ответственности за вред, который будет нанесен слабым, но сделано это с применением определенных психологических приемов, и действует, как реклама). И к таким произведениям нужно относиться крайне осторожно.

Можно было бы обвинять свое государство, допустившее тогда к неограниченному распространению эту книгу (мало ли какой бред кто-то напечатал). Однако и сейчас в интернете свободно существует сайт, где в доступном читателю любого возраста и любой страны формате выложены и «философские сказки», и реклама тренингов, и многое другое. На мой взгляд, государству, в юрисдикции которого находится данное информационное поле, имело бы смысл, в обязательном порядке, хотя бы добавить предупреждение о возрастном ограничении.

Думаю, многие последователи «Синтона» могли бы возразить мне, что «необязательно читать их учителя, если уж так он не нравится», на что я могу ответить следующее:

– врачи, приходящие за знаниями, приносят клятву использовать их на благо людям;

– в большинстве силовых школ и учений тело человека, достигшего определенного уровня мастерства, считается оружием. И ученики также приносят клятву не использовать это оружие во вред людям.

Психологи также обладают оружием – словом. Но почему-то некоторые, например господин Козлов, решили использовать это во благо собственного ущербного эго и во вред людям. Более того, поставили эту деятельность на поток.

В экспертизе свящ. О. Стеняева убеждения Н. Козлова сравнивают с библией ЛаВея и другими учениями. Однако если бы Козлов что-то позаимствовал из Библии, мы ведь не стали бы называть его христианином? Посему, мне кажется, что называть его сатанистом неверно: он не белый, но он и не черный – он грязный. Человек, единственной идеей которого служит лишь идея удовлетворения всех своих потребностей любой ценой.

Алина Орленко (Украина)
Iriney.ru