Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Рериховская выставка как альтернативный день космонавтики? (реплика Тверского отделения Российской Ассоциации исследований религий и сект (РАЦИРС))

    [13.02.2011] Рериховская выставка как альтернативный день космонавтики? (реплика Тверского отделения Российской Ассоциации исследований религий и сект (РАЦИРС))

             

    К 50-летию первого полета человека в космос Тверское рериховское общество решило не привозить в очередной раз выставку полотен своего гуру Николая Константиновича, а предпочло воспользоваться «передвижкой» модного прибалтийского «художника-космиста» Олега Высоцкого, для чего зимне-весенними днями в выставочном центре губернского столичного города будет проводить акцию «Дыхание Космоса» (орфографию рериховских текстов сохраняем в оригинале). Те, кто в космос никогда не полетит, сможет на него поглазеть и дыхание почувствовать.

    Почему это, вполне культрегерское, мероприятие мы назвали акцией? Только по одной причине: рериховцы настолько скептически относятся к интеллектуальным способностям тверитян, что сочли необходимым снабдить презентацию работ О. Высоцкого лекцией «Идеи космизма в философии, науке и искусстве», плюс проведение шоу: художественная программа «Творчество художников-космистов», для которой приглашены, видимо, более продвинутые махатмолюбители из Санкт-Петербурга и Дубны. Г. К. Честертон справедливо заметил: «Человек, который первым сказал, что о вкусах не спорят, имел ввиду всего лишь, что споры о вкусах бесконечны, ибо они неразрешимы… о вкусах не спорят – из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются» («Людская смесь»). Скандалить по поводу работ О. Высоцкого мы не станем хотя бы потому, что «вкус» к последним, согласно рериховским презентациям, должен развиваться неким совсем уж загадочным способом. Его почитатели (см.: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_3/Visotski.htm , http://www.artstudio.ee/index.php?aid=438 и т. д) пишут: «Дорога в невидимый мир» (теней, призраков, оборотней? – авт.) – так можно охарактеризовать процесс постижения творчества О. Высоцкого». Странная дорога… На входе стоит повесить табличку из «Степного волка» Гесса: «Вход не для всех. Только для сумасшедших», или из того же Честертона: «Добро пожаловать в страну ничто и нирваны, где уже второй век заседают Толстой вместе с Ницше» («Ортодоксия»).

    Духовный учитель О. Высоцкого – и этим рериховцы по странности гордятся – за свою творческую жизнь смастерил 7000 (!) полотен (если считать с десятилетнего возраста – по 111 штук в год!). сколько уже успел его ученик – не известно, но если Николай Константинович все-таки кистью писал, то Высоцкий пользуется аэрографом (т. е. пульверизатором). И. Е. Репин называл Рериха «недоучкой», а М. А. Волошин говорил про «ужас зияющей пустоты», веющей от картин Николая Константиновича. Наши серьезные искусствоведы относительно высоцковских картин политкорректно отмалчиваются, а любители прибалтийского художника рассуждают, что его работы якобы «продолжает традицию русской национальной культуры ХХ века… расширяют сознание… пропагандируют единство человека и космоса, ретранслирует бесконечные духовные миры, светописные, живые и полные энергии мира среди других (?! – авт.) миров бесконечной Вселенной, которой управляют Высшие Силы».

    С работами О. Высоцкого можно спокойно познакомиться и в Интернете. Большого выставочного пространства они не требуют, если, конечно, рериховский космофил далек от попыток поэкспериментировать в духе нейролингвистического программирования. Желание что-то сообщить зрителю отлично от желания погрузить зрителя в мир собственных потусторонних «откровений и озарений» (Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин., 4:1)). Тем паче, что даже при непредвзятом рассмотрении ясно: сюжет и символика многих картин вбирают в себя откровенно религиозные элементы.

    Вернемся к «Дыханию Космоса». На ней обещают пропагандировать идеи «русского космиста», Живой Этики, Агни-Йоги – короче, отжившие свой век интеллектуальные и социальные программы (светская точка зрения – см. Социологические исследования. 2004 №2, с. 92-98. РАН Институт социологии) или просто «сатанизм для интеллигенции» (см. Определение Архиерейского Собора РПЦ МП 1994 года и одноименную книгу о. Андрея Кураева).

    «Русский космизм», как нам кажется, - что-то сродни Элиасу Леннроту, составителю «Калевалы», который выбрасывал из обнаруженных им рун все христианское, а взамен вставлял заклинания, о которых руны представления не имели, но в которые отчего-то верил он сам. Исказив таким нехитрым образом народный эпос, Леннрот стал не просто булгаковским «товарищ соврамши», но представил на суд читателю XIX века финскую нацию как вполне заурядный народец Северо-запада. Он, словно «стилистический» предтеча «русского космизма», сознательно исказил Истину.

    Если, как это делают косморерихианины, слово «культура» написать с заглавной буквы, то пиетет, с которым это делается, на поверку окажется вымученным. «Культура» Живой Этики, неумело маскирующая ярко выраженный оккультный оттенок, своего сомнительного содержания не изменит и «национальный дух» не укрепит никак. «Живая Этика» - это очередное Кольцо Всевластья из трилогии Толкиена, призванное «всех отыскать, воедино созвать и единой черной волей сковать».

    В заключение практический совет тем, кто соберется стройными рядами вести в эти залы школьников и встречать их там.

    Господа музейные смотрители! С истинной культурой вы знакомы, как никто другой. Книги, иконы, картины – все это вас, несомненно, воспитывало, но, судя по всему, меркантильные интересы оказались сильнее «воли к культуре» (Н. Бердяев). Дело это, конечно, неподсудное, по крайней мере, здесь на земле. На «Космос» Живой Этики особо не надейтесь. Он, действительно, холодный и бездушный. И это в лучшем случае.

    Дорогие родители! Помните, что мы, взрослые, вправе что-то запрещать, от чего-то оберегать наших детей. «Начни мы убеждать их, мы бы лишили их детства» (Честертон). Любопытствуйте, на какие «выставки» собираются отвести ваших наследников. Кстати, ваше будущее с этим связано напрямую.

    Уважаемые учителя! Конечно, псевдоинтеллектуальные сейшены вместо классных часов – это совсем не плохо, но вы, так методично на семинарах рассуждающие о «личности» и ее духовных ценностях, не забывайте, что наиболее адекватное определение христианской веры состоит в том, что она есть религия личности, а не «Космоса». И, как писал великий миссионер ХХ века святитель Николай Японский, «Вера Христова не любовь только, но Истина – и даже прежде Истина, потом Любовь».

    Протоиерей Александр Шабанов,
    вице-президент РАЦИРС,
    председатель Миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии. 
    Iriney.ru

    Календарь

    Последние новости
    06.12.2019 Слово в день святого благоверного князя Александра Невского
    06.12.2019 Русская Православная Церковь празднует память святого Александра Невского
    05.12.2019 Плоды бродячей лжепророчицы
    04.12.2019 Беседа на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых
    02.12.2019 Филарет Великий. О жизни и проповеднических трудах святителя Филарета (Дроздова)
    01.12.2019 Открытая лекция В.М. Лаврова «Император-страстотерпец Николай II»
    29.11.2019 Следуй за Мной!
    27.11.2019 Снюсам - никотиновым смесям, разрушающим организм - НЕТ!

    Сектовед.ру

    Ювенальная юстиция в России - Мы против!

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского