[29.03.2011] Что такое грех?

- Всех поздравляю с Великим постом. Можно сказать так: что такое грех? Курить вредно?- Значит, это грех. Наркотики принимать вредно? - Грех. Упиваться вином вредно? - Тоже грех. Объедаться вредно? - Грех. То есть, мы нарушаем нормы человеческого поведения. На греческом языке грех - это промах. Что значит промах? Спускаемся по лестнице, вместо одной ступеньки встали на другую - промахнулись, упали и вниз полетели - это промах. Или солдат стрелял, в десятку хотел попасть, а пуля улетела мимо - это тоже промах. Можно сказать: грех - это когда человек оступился. Вот когда мы ходим в зону, мы часто слышим - человек оступился, украл, подрался или убил кого. А в жизни так много промахов! Мы страдаем и мучаемся от наших грехов, но обязательно стараемся обвинить в этом кого - то. И если обвиняем, то мы еще один промах делаем, потому что виноваты мы сами, наша греховная жизнь. Если Господь дал нам заповеди, точнее - наказ: чтобы мы не убивали, не грабили, не воровали, не прелюбодействовали, и мы этот наказ Господень не исполняем - разве нас Господь наказывает?- Нет, сами себя. Мы начинаем роптать: Господь нас наказал. Нет, Господь-это любовь, а любовь никогда никого не наказывает. Просто когда мы согрешаем, то сами себя наказываем. Вот пример, преподобный Оптинский старец Варсонофий говорит: посмотрите на цветущие подсолнухи. Почему подсолнух называется подсолнухом? Потому что он находится под солнцем и за солнцем тянется весь день. Но бывают такие случаи, когда подсолнух уже не тянется за солнцем, а стоит на месте. Оказывается, в этот подсолнух забрался червяк, повредил стебель, и его срезают. Так вот, когда наша душа тянется за Господом - мы ходим в церковь, читаем книги духовные, утренние и вечерние молитвы, стараемся людям делать добро, соблюдать посты - и наша душа тянется за Господом. Но бывает, что человек не воспитан в православном духе, в церковь не ходит, постов не соблюдает, Богу не молится, духовные книги не читает. В нем завелся грех, и он не дает ему жизни. Человек должен покаяться в этом грехе, и тогда начнется другая жизнь, Господь ему даст благодать. Если человек никогда в жизни не каялся и вдруг обращается к Богу - то все небо радуется о едином кающемся грешнике, потому что Господь пострадал, распялся на кресте, и воскрес, для того, чтобы каждого человека воскресить, чтобы душа его спаслась. А грех человека парализует, он лишает его благодати. Вот человек, допустим, совершил плотской грех, муж или жена изменили друг другу. А что такое смертный грех? Это значит, душа лишилась благодати и стала мертвой, стала бесчувственной. Вот если человек увидел, что искра огня упала на его одежду - он старается быстро эту искру отбросить. Если он замедлит, то эта искра может прожечь ему платье. Если змея укусила человека, он должен быстро избавиться от яда, иначе этот яд пройдет в сердце, и оно остановится, человек умрет. Так вот и Денница согрешил на небе - возгордился, захотел быть выше всех, наравне с Богом, и он это внушил Адаму и Еве, и они тоже совершили грех, и грех этот вошел во всех человеков, а вместе с грехом смерть, поэтому грехи наши тянут нас в ад. Поэтому на это надо обратить особое внимание. Человек может быстро избавиться от помыслов греховных, особенно в Великий пост, когда будет воздерживаться в пище, в зрелищах, во всех взглядах и разговорах, и вести борьбу с помыслами. Как только помысел приходит неугодный - надо сразу отвергать его, и мы избавимся от помыслов и страстей молитвой и постом. И человек придет в такое состояние, что у него уже не будет этих грехов, хотя будет себя считать, что он весь пропитан грехом до последней клеточки. Это нормальное состояние, когда он себя так чувствует. А когда он чувствует, что стал добрым, чистым, святым - это промах, грех, он находится в прелести, поэтому будет страдать и мучиться. Как - то ко мне пришла одна молодая женщина, ей было 23 года, здоровая спортсменка.

Я говорю: у тебя вера есть?

Отвечает: нет.

- А ты веришь, что у тебя тело есть?

- Конечно, я вижу мое тело.

- У тебя тело болит?

- Нет

- А что болит?

- Душа.

- Значит, у тебя душа есть.

- Да, выходит, что есть.

Стал ей объяснять, что такое душа. Она себя проявляет через разум, волю, через пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Через совесть, любовь и через ряд других духовных ощущений - вот это есть «Я». И вот это «Я» страдает и мучается. Она работает бухгалтером и говорит: я нахожусь в унынии в истерике, на грани самоубийства. И вот когда побеседовали мы с ней, я ее спросил: никогда не каялась?

- Нет

- Поэтому эти грехи и не дают тебе духовной жизни. Надо покаяться. Вот она покаялась и почувствовала в душе огромное облегчение, радость. Поэтому Господь в церкви оставил веру и покаяние для нашего спасения. Мы должны верить в Господа, каяться и исправляться. А тот, который кается искренне, кто дает обещание Богу исправиться – у того Бог покаяние принимает.

А теперь вопросы.

- Батюшка, перед исповедью в храме читают молитву, а в ней есть слова «под свою анафему падоша». Как это объяснить?

- Ну, там читаются, допустим, такие слова, что «подпал под проклятье», «родительскую или священническую клятву». Это относится к тому, когда человек сам себя проклинает. Проклинать никогда никого нельзя. Вот, к примеру, мать скажет на дочь или на сына «да будь ты проклят», и в этот момент может сын погибнуть, или дочь.

- Батюшка, как относиться к празднику 23 февраля, особенно в пост?

- Можно поздравить друзей, а пост - он для всех пост. Ведь многие даже не знают, что в пост готовить. Очень просто - макароны, каша, борщ, суп можно готовить, если есть возможность - растительную пищу. В такой день надо поздравить с праздником, помолиться, заказать молебен о здравии в храме. Поблагодарить Бога, что Он дает нам силу и крепость сохранять веру, беречь нашу отчизну и молиться за правителей, чтобы Господь давал им премудрости, и вера православная укреплялась. Чтобы храмы и монастыри в России и во всем мире открывались, чтобы служба Господу была, лампадочки зажигались, потому что общая молитва в церкви имеет огромную силу.

- Какой ответ регент несет перед Богом за поведение певчих?

- Ну, чтобы в хоре не разговаривали, не смеялись, не шутили. Каждый раз говорить трудно, а вот написать, чтобы было всем видно и об этом говорить часто, чтобы знали, что храм-это дом Божий, потому что там, где служба совершается - это кусочек неба на земле. Ну и стараться, чтобы в хоре были люди православные, верующие, которые имели страх Божий.

- Можно ли соборовать православного в реанимации без сознания?

- Если он был православным церковным человеком - уже исповедовался, причащался, и если он уже покаялся и попал в реанимацию. Порой такие люди кажутся без сознания, они не могут говорить, никакие движения не делают, но они чувствуют, что священник пришел. Они могут дать знак какой то - движением век или касанием пальцев - если он это делает, значит можно соборовать. А если человек никогда или очень долго не каялся, отвергал покаяние, а когда прихватило - он уже оказался без сознания то тут бесполезно и исповедовать, и соборовать.

- Батюшка, кому и как молиться, чтобы Господь послал мужа?

- Это вопрос очень серьезный. Молиться Господу, Матери Божьей, своему небесному покровителю, святителю Николаю, преподобному Сергию, Серафиму Саровскому, Петру и Февронии, многим святым. Жена - это половинка, муж - другая половинка. Это две половинки, и они должны найти себя в жизни. Поэтому кольцо одевается на палец, а в кольце нет выхода - и радости, и скорби. И венчаются уже навсегда, и разводиться нельзя. Только в крайнем случае можно разводиться, когда доходит до убийства. И Апостол Павел пишет, 1 послание Коринфянам 7 глава: «Если развелся, должен оставаться один или примириться с женою»... И в конце пишется: «Жена связана законом покуда живет муж, если муж умрет - свободна выйти только за верующего человека».

- Позволяется ли в пост есть морепродукты - кальмары, креветки? Я вот лично встречала две точки зрения. Одна строгая, которая говорит: нет, это не растительная пища, а другая - что разрешается, что и в Греции постом едят морепродукты.

- Как шутят многие - ведь и сало на свинье растет тоже, но его нельзя считать растительной пищей. Если человек проводит строгую жизнь-постник, то он, конечно, не будет есть. Но такие, как мать Иоанна больная, немощная, слабенькая, еле свое тело носит - ей это не возбранится, не во грех.

- Вот такой вопрос у меня болезненный. Дочь познакомилась с молодым человеком и ушла к нему жить. Хотя в семье все против. Можно ли ей подходить к Чаше? Одни говорят что можно, другие - что нельзя.

- Это называется смертный грех, если она с ним сожительствует- это блуд, и к Чаше подходить нельзя. К Чаше допускается только православный человек. Тот, кто в церковь ходит каждую субботу вечером и в воскресенье утром. Соблюдает строго 4 поста, а также в среду и пятницу. Читает утренние и вечерние молитвы и старается каяться в грехах и жить со всеми в мире. Этих до причастия допускают. А если сожительствует с кем - то без Божьего благословения, то допускать нельзя. И потом это вопрос очень сложный, это на усмотрение духовника к которому она будет подходить. Потому что раньше, в царской России, если девушка с парнем знакомилась, они могли поздороваться и сидеть друг перед другом беседовать. А сейчас как делается обычно? Сразу вешаются друг на друга, обнимаются, целуются, возбуждаются и получаются грехи. Живут уже не в чистоте, хотя контакта, может, и не имеют - но это грех, человек должен быть чист душой и телом. На это надо обратить внимание.

- Батюшка, а может человек совсем не видеть своих грехов?

- Может. Вот ко мне, когда приходят люди на исповедь первый раз, они говорят: «Я добрая, хорошая».

Я говорю - «А грехов у вас нету?»

- «Я не убивала, не воровала, я не такая как все». Видно, человек пришел сырой - необработанный материал, как я называю шутя. Я над некоторыми шучу вот так: посмотри, в храме народу много?

- Так полный храм.

- Я закрываю рукой глаза и говорю - а сейчас видишь людей?

- Нет.

- А почему?

- А ты мне закрыл рукой глаза.

- Так вот грехов у нас тьма тьмой, а душевные глаза закрыты, и мы грехов своих не чувствуем, не видим. Есть люди телом слепые и телом глухие, поэтому и Господь говорит: «Вы видите и не видите, слышите и не слышите, потому что ваше сердце огрубело». И вот эти люди, которым напомнишь, что такое грехи, что в церковь не ходили каждую субботу, воскресенье, Богу не молились, не каялись никогда в грехах. И представьте себе, 50 лет в квартире не делать генеральной уборки - что там будет? Я говорю - придется зайти в это квартиру и нос зажать, потому что там грязи тьма тьмой. А когда окна закрыты, света нет, то мы грязь эту не видим. А когда человек эту грязь выбросит из квартиры, откроет окна, проветрит, то окажется все так хорошо, легко дышать. И ведь человек привыкает в таком состоянии жить, когда он не видит и не чувствует в какой грязи он живет.

- У меня вопрос из двух частей. Первый такой. Когда делаешь земной поклон перед Чашей, то люди говорят- не делай, нельзя. А второй - как научиться Иисусовой молитве?

- О поклонах. Есть правило, что в субботу и в воскресенье, и в великие праздники поклоны отменяются. Допустим, в Великий пост поклоны в храме разрешаются, но в субботу и воскресенье отменяются, келейно можно поклоны делать. Когда с Чашей выходят - то вышел Христос в Святых Тайнах, и надо сделать ему поклон, но многие не знают этого правила и могут смущаться, ну пройти вперед, чтобы не мешать никому. Отменяются поклоны после Пасхи до Троицы, это для тех, кто весь пост делал поклоны. И особенно на буднях, когда совершается Божественная Литургия, во время «Херувимской» - еще таинство не совершилось, оно совершится тогда, когда пропоется Символ веры и священник скажет «Станем добре, станем со страхом » и самый главный момент, когда священник скажет: «Твоя от Твоих Тебе приносяще за всех и за вся» и хор поет «Тебе поем, Тебе благословим». На буднях можно на коленях стоять и особенно когда «Достойно есть», можно сделать земной поклон, потому что из хлеба и вина произошло пресуществление в Тело и Кровь Господню. И человек когда приступает к Чаше - он принимает не часть тела Христова, а в каждого человека входит живой Христос-этим и церковь сильна. Теперь о молитве Иисусовой. Когда человек читает молитву Иисуса со вниманием: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго - должен вложить весь ум в слова молитвы, чтобы было покаянное чувство. Когда нищий и голодный просит: дайте мне хлеба, я голоден несколько дней не ел - так и человек должен со слезами просить прощения. В то время, когда читает человек эту краткую молитву, освящается душа, тело, одежда, воздух и злые духи боятся к этому месту приступить. Эту молитву надо читать с покаянным чувством, не торопясь, продлевать слова, протягивать, и чтобы последние слова «Помилуй мя грешную» - они входили в душу. И вот один человек, он говорил так: кто со вниманием, с покаянным чувством, читает эту молитву Иисусову, то Господь в тайнике сердца говорит ему: чадо мое, прощаются тебе грехи твои с каждым произношением молитвы Иисусовой. Это ценность огромная, это сокращенное Евангелие в восьми словах. Тут и призывы Бога, и покаянное чувство. Если человек эту молитву будет читать непрестанно с утра до вечера, то совершается чудо. Ведь сказано, если человек молится и не почувствует Господа и не увидит Его, то когда душа выйдет из тела, он и в духовном мире Господа не почувствует и не увидит. Вот Иоанн Дамаскин говорит: а как Господа увидеть? А вот надо молитву Иисусову читать, и когда человек читает весь день эту молитву краткую, то он почувствует Господа и увидит Его. И Макарий Великий говорит: когда молишься и вдруг почувствуешь, что из тебя выходит трехглавый змей - не убойся, продолжай молиться, он из тебя выйдет, и ты получишь свободу. На душе будет радостно, мирно, тихо, спокойно - все страсти отойдут. Господь, когда человек рождается, дает ему энергию, чтобы за несколько десятков лет жизни человек приготовил себя к духовному миру, достиг каких то больших добродетелей, особенно смирения. Человек, когда молится, кается, подвиги совершает, поклоны делает, постится - это не цель, это средства, это не Господу нужно - это нужно нам. А Господу нужно чистое сердце, Богу нужно смирение-это самое главное, и Он Сам говорит: «Сыне даждь мне твое сердце». И вот молитва Иисусова - она поможет человеку. А как приучить себя к молитве? Надо с утра, как утром только встали-начали сразу молиться: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного (или грешную)», встать надо, сделать три поклончика, Господи благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови на сегодняшний день, сохрани меня от всех врагов видимых и не видимых и так же Матерь Божию, Ангела Хранителя, оделись привели себя в порядок и с молитвой надо умываться и молитву надо прочитать после утренних молитв, после Евангелия раз 500 со вниманием. Но поначалу можно 50, если никогда не молился, потом 100, потом еще побольше. Эта молитва привяжется к сердцу, и потом человека от этой молитвы не оторвешь. И где бы он не был, и чтобы он не делал - эта молитва всегда с ним будет. И сказано, что человек смиренный полностью отдается в руки Божьи, читая эту краткую молитву Иисусову. И чтобы с ним ни было - попал он в катастрофу, сгорел у него дом, все богатство погибло, деньги пропали, он оказался в тюрьме, или на операционном столе - он всецело предан Богу, у него радость, в душе мир и покой, потому что он с Богом. Потому что эта жизнь временная, здесь только идет подготовка в вечность. Сколько бы мы ни жили - все равно умирать надо. Ребенок родился, и с каждым днем все ближе и ближе к смерти. Ведь посмотрите, сколько людей лежат в постели, слушают радио, а ведь не сегодня - завтра придет смерть, и конечно очень ценно поблагодарить Господа за прожитую жизнь и сказать - Господи! Много греха у меня было, ты как Бог прости меня. Когда Христос был распят между двумя разбойниками, по леву сторону разбойник думал так, что Христос простой человек и если бы был бы Он Бог, то сошел бы с креста и нас бы спас. И даже стал говорить так: сойди с креста и спаси нас. А по правую сторону разбойник проявил смирение, считал себя недостойным войти в обитель рая, а только сказал - Господи! Когда ты придешь в Царство Божие ты меня там помяни - посмотрите, какое великое смирение, он не считал, что он может туда попасть, а Господь сказал: сегодня со мной будешь в раю. Вот какая ценность смирения. Но смирению научит нас молитва Иисусова, она поможет нам увидеть свои грехи. Особенно очень много женщин, когда приходят на исповедь страдают тяжелым грехом - пустословием. Столько болтовни, вот надо какой -то грех сказать, не дождешься, когда она его скажет. Так много слов...

Я говорю: да не надо ничего говорить, скажи одним словом - впала в грех, и все. А то поехала, ушла да там познакомилась - одним словом и понятно все. Так что молитва Иисусова, если кто читает постоянно с утра до вечера, если человек искренне кается, молится, считает себя великим грешником, то когда душа выйдет из тела - ангелы эту душу примут на свои руки, и когда она будет проходить мытарства - злые духи только издали будут кричать - о человек, какой ты сподобился чести от Бога и как ты спасся от наших мучительных рук потому что молитва Иисусова как огонь попаляет их и как огонь человека окружает. Мы говорим, что злые духи не могут приступить к человеку потому, что слово Бога оно все пожигает, имя Божие палит всю нечистую силу и конечно выше этой молитвы не может быть. Те люди, которые подвергнуты психическому стрессу, или те, которые в большой страсти плотской, им эту молитву нельзя читать, а лучше всего покаянную молитву – Боже, милостив буди мне грешному. Покаянные молитвы читать и Господа просить и конечно смиряться, никого не осуждать, ни о ком плохое не говорить, а говорить только хорошее.

- Батюшка я хотела спросить, могу ли я читать Иисусову молитву за сына и за внука?

- Ну, а когда сын будет голодный, вы можете за него покушать в трапезной и чайку попить? Конечно, надо молиться так: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас грешных, и молиться за сына - Господи! Приведи его к вере, ко спасению, чтобы его душа не погибла - своими словами. Эти слова сразу идут на небо, от земли на небо.

- Можно ли идти на исповедь без серьезного покаянного чувства?

- Когда человек почувствовал что плохо на душе, то он идет покаяться. Вот, допустим, шла девушка в белом платье и пошла машина, обдала грязной водой из лужи ее платье. Понятно, что она не должна ходить в этом платье неделю, две, три. Она должна его быстренько снять, постирать, выгладить и одеть. Точно так же и грех когда появился на душе - с ним ходить очень тяжело, потому что душа может стать бесчувственной. Вот, допустим, человек совершил грех. Если он не кается что происходит?! Человек из Москвы когда приезжает - ему Москву видно. Дальше он проезжает - Москва все меньше и меньше, и скрылась. Так и грех, если он совершил и не кается - то он остается где то вдали, и этих грехов набирает много и он их не видит, и не чувствует.

архимандрит Амвросий (Юрасов)
Радонеж.ру