[20.05.2011] Ребрендинг на сектантской сцене

В мае в Польше прошли сразу две крупные международные научно-практические конференции по проблемам тоталитарных сект и деструктивных культов. Латвию на них представляли Виктор Елкин (психолог, сопредседатель Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами), Александр Кузьмин (юрист) и Светлана Гром (педагог, детский психолог). О ситуации в Латвии, с которой на конференции ознакомились мировые эксперты, они рассказали и Телеграфу.


Смена вывески

«Неопятидесятнические харизматические группы, основанные на «теологии процветания», такие как «Новое поколение» или его латышский аналог Prieka Vēsts, сейчас испытывают глубокий кризис идеологии и значительную потерю в численности, — рассказывает Виктор Елкин. — Причиной тому являются разочарование последователей в «мегапроектах» (так, Алексей Ледяев обещал открыть 1000 церквей, построить «Храм поклонения» на 15 тысяч человек и привести к власти «христианское правительство») и ряд криминальных и сексуальных скандалов, связанных с «коллегами по цеху» из других стран.

Многие группы, заслужив плохую репутацию в конце 90-х и начале 2000-х, для продолжения деятельности были вынуждены сделать ребрендинг. Например, коммерческий культ «Гербалайф» сегодня позиционирует себя как «Школа правильного питания», а мунисты вместо CARP используют «Федерацию за всеобщий мир».

Однако благодаря активной работе антисектантского комитета в 2010 году секта Муна лишилась доступа к ряду государственных организаций и вузов, которые в течение нескольких лет служили базой для ее мероприятий. У Свидетелей Иеговы, сайентологов, кришнаитов и «Фалуньгун» в период кризиса наблюдалась численная стагнация. Некоторые коммерческие культы, действующие по системе «пирамиды», и психокульты типа «Лайфспринг» были вынуждены сильно ограничить или полностью свернуть деятельность в Латвии».


Новые гуру

«Несмотря на то, что отношение жителей Латвии к сектам стало более осторожным, а уровень информированности вырос, угроза по-прежнему высока, — свидетельствует Ольга Гром. — Старые организации, несомненно, будут пытаться изменить тактику, чтобы удержаться на плаву, а на освободившиеся места уже пытаются попасть новые.

Так, на место «Нового поколения» уже несколько лет активно претендует неопятидесятническое движение «Торонтское благословение» («речники»). Их особенностью является глубокий транс, вызываемый искусственной регрессией психики к детскому возрасту. Лидеры «речников» играют роль заботливого, любящего родителя или интимного партнера, который, якобы от имени Иисуса, предоставляет возможность проявлять «любые формы действия святого духа»: катание по полу, истерический смех, имитация алкогольного опьянения и т.п. На данный момент это движение в Латвии насчитывает уже около 1500 человек и продолжает расти.

Большую опасность представляют многочисленные малые эклектические группы типа «Нью-Эйдж», образующиеся вокруг бывших «целителей» и гадалок из числа их постоянных клиентов. Их лидеры обладают довольно большой властью над адептами за счет возникшего в процессе «сеансов исцеления» доверия и получения информации об их личной жизни.

В силу того, что большинство данных групп не регистрируются как религиозные организации, обществу сложно следить за ними. К сожалению, информация об их существовании появляется в распоряжении антисектантского комитета непосредственно от людей, чьи семьи уже пострадали. В данный момент в Латвии насчитывается от 200 до 300 таких групп».


Больше контроля

«У нас есть регистрация религиозных организаций при Министерстве юстиции, но многие сомнительные группы или не регистрируются вообще, или регистрируются как различные общества, — объясняет юрист Александр Кузьмин. — Для того, чтобы учредить такое общество, достаточно двух человек, и их деятельность менее заметна, чем у религиозных организаций. Какие-то законы на этот счет у нас есть, но не соблюдать их в общем-то несложно. Не особенно активно применяется административное наказание за лечение, которое проводится не уполномоченными на это лицами.

Вообще, очень мало осуществляется контроль за тем, чтобы разные группы не предлагали свои услуги, как медицинские. Вносить в законодательство карательные меры опасно, есть риск, что государство может их использовать против неугодных, — лучше поступить как во Франции или Бельгии. Там существуют специальные госорганизации, имформирующие людей о том, что может быть опасным, например, Комиссия по наблюдению и борьбе с культовыми эксцессами (Франция). У нас же есть только регистрация — отдельно религиозных организаций и отдельно общественных.

Должна быть ясная граница, чтобы религиозные организации себя показывали именно как религиозные и наблюдение за ними было бы более пристальным. Пока же большая их часть регистрируются как общественные организации. Еще одна серьезная проблема — использование различных трансовых техник, спорных, с точки зрения психологии. Государство не может указывать, во что верить, но люди должны знать, куда они идут».


КСТАТИ

60% населения Латвии (около 1,3 млн) относят себя к традиционным религиозным конфессиям, еще 1—1,5% (25—30 тыс.) состоят в сектантских группах, идеология которых является доминирующей в их жизни по отношению к другим ценностям и идеям.

Помимо людей стабильно относящихся к конкретной культовой группе, многие жители имеют склонность к различным сектантским идеологиям, изучают культовую литературу, посещают сектантские группы, но постоянно в них не состоят. Число «пассивных сектантов», по разным данным, может колебаться от 100 до 150 тыс. человек.

Источник: анализ ежегодного отчета Управления по делам религии при Министерстве юстиции ЛР и мониторинга сектантских сайтов.

Телеграф.lv