[25.06.2011] «Создание национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых»

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим первый съезд руководителей негосударственных реабилитационных центров, в которых помогают людям, оказавшимся в зависимости от наркотиков.

В целом по стране действуют около четырехсот негосударственных реабилитационных центров, где уже в настоящее время ежегодно проходят реабилитацию до 20 тысяч молодых людей.

На слайде 1 представлена география негосударственных центров, реализующих немедицинскую реабилитацию.

Сегодня ваши организации стали важнейшей составной частью создающейся Национальной системы медико-социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Ваши центры обеспечивают немедицинскую социальную реабилитацию больным, которые часто прошли лечение в государственных учреждениях, но еще психологически не готовы к возвращению в общество и нуждаются в личностном развитии, восстановлении и приобретении социальных навыков.

Сегодня задача государства связана с организацией полномасштабной поддержки негосударственных организаций в сфере реабилитации.

Это определяется абсолютно непропорциональными объёмами узко-медицинской и реабилитационной работы.

На слайде 2 хорошо видно, что столь необходимая сегодня реабилитация по объёмам финансирования и услуг занимает крайне недостаточное место, в то время как стандартная медицинская процедура детоксикации, предельно краткая по времени и в едином процессе лечения и реабилитации имеющая крайне незначительный объём, по сути, является ведущим видом деятельности.

На слайде слева в виде пирамиды зафиксировано существующее соотношение между детоксикацией, лечением и реабилитацией, в то время как во всем мире соотношение прямо обратное.

Руководство страны нацеливает нас на то, чтобы через несколько лет мы в результате консолидированных усилий федерального центра и регионов создали полноценную систему, где реабилитация станет основным видом деятельности, – изображено на пирамиде справа.

На кардинальное изменение ситуации здесь нас нацеливает и утверждённая в июне прошлого года указом Президента Российской Федерации Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года и решения президиума Государственного совета от 18 апреля 2011 года «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи».

Одно из поручений Президента после президиума Госсовета – это широкое привлечение негосударственных реабилитационных центров к созданию национальной системы медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, в том числе несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркотической зависимости.

Действительно, в основе национальной системы должно лежать государственно-общественное партнерство, соединяющее в себе, с одной стороны, государственный заказ на социальную реабилитацию наркозависимых и контроль над исполнением этого заказа, а с другой стороны, творческую инициативу, личностный потенциал, уникальный опыт служения и милосердия общественных организаций.

В национальную сеть должны войти лучшие реабилитационные центры страны как государственные, так и негосударственные, а главным критерием отбора таких центров должно стать качество предоставляемых ими услуг, эффективность и безопасность процессов социальной реабилитации.

В рамках этого поручения сформулирована задача разработать механизм государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодёжи, профилактикой наркомании и реабилитационной деятельностью.

Для решения этих задач нужно опираться как на зарубежный, так и на отечественный опыт. Практически во всех странах, столкнувшихся с проблемой наркомании, действуют неправительственные организации, занимающиеся реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей. Во всех этих странах государство с помощью тех или иных механизмов осуществляет финансовую поддержку таких организаций.

С другой стороны, во многих субъектах Российской Федерации также наработан значительный опыт взаимодействия с неправительственными некоммерческими организациями, занимающимися реабилитацией, и их финансовой поддержкой. При разработке проекта национальной системы реабилитации и ресоциализации представляется необходимым тщательно проанализировать как российский, так и зарубежный опыт в этой сфере.

Одним из наших основных партнеров в этой сфере является Русская Православная церковь, которая основала более 40 реабилитационных центров для реабилитации наркозависимых. Один из них – «Саперное» Санкт-Петербургской епархии, который возглавляет протоиерей Сергий Бельков, - на днях отпраздновал 15-тилетие со дня своего основания. За это время центр помог более 500 человек излечиться от наркозависимости. Конечно, в масштабах России число это невелико, но распространение практики и рост числа подобных центров способно дать мощный импульс построению национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

В декабре прошлого года между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью подписано Соглашение о взаимодействии. Действует совместная рабочая группа. Собственно, и проведение сегодняшнего съезда явилось результатом нашего соработничества, так как нашей общей целью является количественное и качественное развитие реабилитации и ресоциализации в стране.

Уважаемые коллеги!

Одной из ближайших задач в сфере реабилитации наркоманов является разработка национальных стандартов предоставления услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.

В декабре прошлого года мы провели выездное совещание в Ханты-Мансийском автономном округе, на котором обсуждался опыт автономного округа по разработке государственных стандартов социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях. Такой опыт надо всяческим изучать в других субъектах Федерации и создавать свои региональные системы стандартизации.

В мае этого года состоялось выездное совещание в Ставрополе. Перед заседанием мы посетили Спасо-Преображенский реабилитационный центр, который занимается реабилитацией наркозависимых под эгидой Русской Православной Церкви, и ознакомились с его деятельностью.

Данный реабилитационный центр, являющийся, по сути, целой сетью из 7 филиалов на юге России, – безусловное достижение Ставропольского края в сфере антинаркотической деятельности. Он сертифицирован в соответствии с системой добровольной сертификации, организованной НИЦ ФСКН России совместно с Институтом демографии, миграции и регионального развития.

Уважаемые коллеги!

Особенность Национальной системы реабилитации и ресоциализации заключается в её трех тесно связанных между собой основных этапах:

• выявление наркозависимых и вовлечение их в реабилитацию;

• стационарная и амбулаторная реабилитация;

• постреабилитационное сопровождение и ресоциализация.

Следующим этапом государственных мер по реализации антинаркотической политики должна стать разработка региональных и муниципальных антинаркотических программ и стратегий, которые бы продолжали и наполняли конкретным содержанием направления, заданные Стратегией государственной антинаркотической политики.

В каждом федеральном округе должен быть создан модельный центровой реабилитационный центр, с которым должны быть установлены связи со стороны антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, входящих в данный округ. При этом в каждом субъекте Российской Федерации должен быть сформирован реестр реабилитационных центров, действующих на территории этого субъекта.

Представляется целесообразным также периодически рассматривать на заседаниях антинаркотических комиссий деятельность этих реабилитационных центров и предусмотреть в рамках региональных антинаркотических программ меры по их поддержке и развитию.

Интересным здесь представляется опыт Иркутской области, в которой значительная часть принятой антинаркотической комиссией антинаркотической программы направлена на финансовую поддержку именно таких реабилитационных центров.

В число мер государственной поддержки следует включить меры их организационно-правовой, финансовой и научно-методической и кадровой поддержки, а также организацию медицинского сопровождения процесса реабилитации, проходящего в немедицинских учреждениях.

Уважаемые коллеги!

Особым цинизмом наркодельцов является втягивание именно молодых ребят в употребление наркотиков, поэтому краеугольным камнем государственной антинаркотической политики должно быть целенаправленное вовлечение наркопотребителей в реабилитацию. И здесь пока, к сожалению, государство сильно проигрывает наркомафии.

Сегодня общество не справляется с распространением наркомании, так как нет механизмов побуждения наркопотребителя к лечению. Уже на этапе выявления должен включаться механизм, создающий ситуацию или условия для наркопотребителя инициировать мотивацию к прохождению полноценного курса освобождения от смертельной зависимости.

Это ключевой момент, так как именно его решение создаст организационно-правовой механизм запуска процесса излечения многих тысяч наркопотребителей.

Кроме того, этот значительный контингент наркопотребителей уже на стадии излечения будет исключаться из процесса эпидемического распространения наркомании среди ещё непоражённой молодёжи.

В нынешней же правовой системе они остаются в молодёжной среде, продолжая процесс наркоинфицирования своих сверстников.

Оставляя же на усмотрение самого наркомана принятие решения о прохождении лечения мы, по сути, уповаем на его разум, пораженный психиатрической зависимостью от наркотика и патологическим желанием вновь и вновь получать удовольствие.

Выполняя поручения Президента, ФСКН России подготовлен законопроект об ужесточении административной ответственности и о введении уголовной ответственности за систематическое немедицинское потребление наркотиков. Он предоставит возможность заменить уголовное наказание альтернативным прохождением полноценного курса избавления от наркотической зависимости. Законопроект сейчас проходит согласование в ведомствах-соисполнителях. Эти и другие вопросы хода реализации поручение Президента были рассмотрены на заседании Государственного Антинаркотического комитета 21 июня.

Вовлечение наркоманов в реабилитацию должно сопровождаться выявлением и разрушением наркоцепочки, последним звеном которой он сам и является, поэтому вопрос реабилитации не может быть отнесен только к сфере сокращения спроса на наркотики – он должен быть тесно связан с полицейскими мерами. Реабилитационные центры должны работать в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами.

Федеральная службы по контролю за оборотом наркотиков и аппарат Государственного антинаркотического комитета всегда поддерживали и будут поддерживать деятельность негосударственных центров социальной реабилитации. Если у кого-то есть проблемы с нашими региональными органами – прошу обращаться ко мне, будем внимательно рассматривать каждую ситуацию и находить решения.

Система реабилитации не может и не должна быть чисто ведомственной, она должна быть построена на стыке компетенций разных министерств, ведомств, всего гражданского общества в целом, и ключевым звеном здесь является субъект федерации.

Антинаркотические комиссии призваны координировать деятельность существующих реабилитационных центров, а также поддерживать некоммерческие антинаркотические организации и волонтерские движения, поддерживающие «здоровый климат в регионе», востребующие бывших наркозависимых и создающих для них условия и траектории личностного роста и самореализации, осуществляющие постреабилитационное сопровождение.

Один из самых сложных моментов – это организация именно постреабилитационной работы. Тут в ближайшие годы необходим серьезный прорыв и новые технологии межведомственного взаимодействия.

Госзаказ на ресоциализацию включает деятельность по созданию рабочих мест, экономического и правового мотивирования работодателей на создание рабочих мест и трудоустройство прошедших реабилитацию и преодолевших зависимость молодых людей.

Благодарю за внимание и желаю съезду успешной работы.

ФСКН РФ