[02.08.2011] Неполиткорректный раввин

"Я обеспокоен тем, что попытки навязать существующие стандарты, касающиеся равенства и борьбы с дискриминацией, религиозным организациям, разрушают религиозную свободу. Мы возвращаемся к состоянию 17 века, когда множество людей покидали Британию, чтобы искать религиозной свободы где-то в другом месте". Если бы эти слова произнес склонный к сенсациям журналист, или христианский активист, склонный переоценивать враждебность государства по отношению к Церкви, или еще кто-то, готовый к поспешным суждениям, от них можно было бы отмахнуться. В самом деле, ведь речь идет о Британии, старейшей непрерывной демократии, родине либеральных идей, центральной среди которых была идея свободы вероисповедания. О Британии, родине Magna Charta, первого документа в мировой истории, который говорил о личных правах человека перед лицом государства, о Британии, интеллектуальная традиция которой сформулировала саму идею свободы веры. Кажется, у кого угодно могут быть проблемы со свободой религии — но не у Британии.

Но это говорит не журналист, а член палаты лордов; не боевитый христианский активист и не христианин вообще — а иудей, главный раввин Британии Джонатан Сакс. Джонатан Сакс — один из ведущих британских интеллектуалов, получивший от королевы баронское звание, лауреат ряда престижных званий и наград, полученных за "служение обществу и развитие межрелигиозных отношений". Человек, менее всего склонный бросаться словами и производить пустые сенсации. И тем не менее, он уже заговорил о "Мэйфлауэре" - корабле, на котором в Америку прибыли первые британские поселенцы, спасавшиеся от религиозных притеснений у себя на родине.

Что же побудило его высказаться так решительно?

Последние месяцы принесли ряд сообщений о судебных конфликтах, вызванных стремлением правительства утвердить меры, направленные против "дискриминации по признаку сексуальной ориентации". Католические агентства по усыновлению вынуждены прекращать свою работу, поскольку от них требуют отдавать детей на усыновление в однополые пары; Оуэну и Юнис Джонс, немолодой христианской паре, известной своей безупречной заботой о ранее усыновленных детях, суд отказал в следующем усыновлении, поскольку ее традиционные взгляды предполагают неприятие гомосексуализма; Маргарет Фостерер, медсестра-католичка, была уволена после того, как поделилась сотрудницей буклетом против абортов.

Андреа Уильямс, директор Христианского Правового Центра, приветствовала выступление раввина, отметив, что "Религиозная свобода в нашей стране все больше утрачивается, за-за так называемого "равенства" и навязывания политической корректности... в наши дни можно потерять работу из-за "неправильных" взглядов. Мы, в Христианском Правовом Центре, отметили больше пятидесяти случаев, когда христиан увольняли с работы из-за их веры... раньше люди во всем мире восхищались нашим обществом, но теперь они смотрят с изумлением, как мы теряем наше наследие так быстро и так катастрофически"

Со своей стороны, представители британских атеистов резко раскритиковали такие заведомо ложные измышления, порочащие британский общественный и политический строй. Терри Сандерсон, президент Национального Секулярного Общества, назвал выступление Джонатана Сакса "исключительно глупым", заявив, что религиозная свобода не означает свободу "дискриминировать и преследовать других".

Каким образом супруги Джонсы, или Маргарет Форестер, или католические агентства "дискриминировали и преследовали" Сандерсон не пояснил. Из контекста, однако, следует, что Вы повинны в дискриминации, если не разделяете господствующей идеологической ортодоксии — и само слово "дискриминация" означает ни что иное, как "несогласие с идеологией".

Да, первоначально слово "дискриминация" обозначала "поражение в правах по признаку принадлежности к той или иной расовой, национальной или религиозной группе". Но в наше время оно уже не означает ничего подобного — и это важно понимать. Когда те или иные деятели заявляют о своем намерений "бороться с дискриминацией", это означает их намерение навязать определенную идеологию в качестве государственной и преследовать всех, кто с ней не согласен — прежде всего, христиан. Пример Британии тут показателен — и может служить предостережением для нас. Британия — действительно страна с глубоко укорененными традициями личной свободы и, особенно свободы вероисповедания. Если эта идеология в состоянии разрушить даже такое наследие, то что же она может натворить у нас — тем более, что она уже настойчиво стучится в наши двери.

Сергей Белозерский
Радонеж.ру