[18.08.2011] Постлиберализм и ницшеанство

Современный глобальный либерализм находится в идеологическом тупике. Сами по себе классические либеральные ценности, такие как права человека, уважение к личности, комфорт, высокий уровень жизни, безопасность, толерантность и тому подобное, уже не способны составить из себя целостную либеральную идеологическую систему.

Здесь несколько причин. Во-первых, перечисленные либеральные ценности распространяются только на часть «белого мира», т.е. на Западную Европу и США. И волна нового великого переселения южных народов на север начисто смывает либеральную потребительскую идеологию. Последние события в Норвегии и Англии - наглядный тому пример.

Во-вторых, современный либеральный Запад решительно отказывается от христианской религии как от одной из основ классического либерализма, возвращаясь к самым грубым идолопоклонству, язычеству и своеволию. Запад больше не желает связывать себя никакими моральными обязательствами. Поэтому на Западе терпит полный крах не только католицизм, но и так называемая протестантская этика. Можно себе представить, что сказал бы о современном либерализме один из либеральных идеологов прошлого века Нобелевский лауреат Альберт Швейцер, написавший известную книгу «Культура и этика». Между учением Швейцера и нынешним либерализмом, уничтожающим всякую культуру и этику нет, ничего общего.

Собственно и либерализмом уже нельзя называть то, что мы наблюдаем сегодня на Западе и в значительной степени уже и в России. Это следует называть постлиберализмом, содержание которого исчерпывается словом «человекохищник». Постлиберализм и постгуманизм нуждаются в новой идеологии, но где ее взять? На какой авторитет опереться? Ведь идеология не может существовать без авторитета. Таким авторитетом может быть либо известное религиозное учение, либо известное антирелигиозное учение. Поскольку постлиберализм полностью отвергает христианство, то он должен отыскать его противоположность. И здесь лучше всего подходит немецкий философ Фридрих Ницше со своим обоснованием общества сверхлюдей, стоящих по ту сторону добра и зла, по ту сторону всех моральных обязательств.

Мне уже приходилось в нескольких своих статьях писать о том, что философия Ницше вполне совместима с современным либерализмом, поскольку они одинаково отрицают христианство и провозглашают неоязычество. Как бы отреагировал сам Ницше на такое совмещение с либерализмом - другой вопрос. Главное в том, что его лютое антихристианство объективно является очень удобным орудием в руках постлиберальных идеологов.

Этим идеологам не нужен Альберт Швейцер, спасающий от голодной смерти и болезней африканских детей. Для постлиберальной идеологии, ставящей своей постлиберальной задачей расчистку места под солнцем для «золотого миллиарда», Швейцер является смертельным врагом. А вот Фридрих Ницше со своим известным подлым тезисом «Падающего подтолкни» идеально вписывается в постлиберализм.

Вновь обратиться к данной теме меня побудил документальный фильм о Фридрихе Ницше, показанный по телеканалу «Центр». Этот канал в последнее время явно взял курс в сторону постлиберализма. Недаром именно на этом канале демонстрируется цикл ультралиберальных авторских передач Леонида Млечина. Вчерашний фильм о немецком философе произвел весьма странное впечатление. Он длился всего 10-15 минут и носил явно заказной идеологический характер. Главная мысль авторов следующая: Фридрих Ницше никогда не являлся идеологом фашизма, таковым его сделали сам Гитлер и его приспешники. В искажении идей Ницше почему-то обвиняется его сестра. Но главная заслуга немецкого мыслителя оказывается в том, что он отвергал рабскую мораль.

То, что в данном случае под рабской моралью следует понимать христианство, авторы не говорят ни слова, зато они очень интересно объясняют зрителям как следует понимать подлый тезис Ницше «Падающего подтолкни». Оказывается, речь здесь идет вовсе не о человеке, которого надо подтолкнуть, а обо всем отжившем, косном, мешающем развитию. Естественно, возникает вопрос: не хочет ли кое-кто из постлиберальных российских идеологов сделать из Фридриха Ницше знамя модернизации. И не окажемся ли мы, брать и сестры, теми, кого постлиберальные идеологи приговорили подтолкнуть в постлиберальный ров, окруженный колючей проволокой?

Иерей Александр Шумский,
специально для «Русской народной линии»