[27.11.2011] Педагогический культ или культ педагога?

Вчера в нашем доме поднялась тема школы Щетинина, и потом еще и еще раз, вдруг всплыли разговоры о нем, и хвалебные речи о его педагогике и школе, уже не от нас, но от наших знакомых людей...
Итак о Щетинине я впервые узнала, когда жила в педагогической Общине Китеж. И там же увидела его. Он возвращался откуда то из Сибири, кажется из Новоссибирска, где собирался открыть филиал своей Щетининской школы. В Китеже он был именно проездом, всего несколько часов. Контакта с ним лично у меня не было, в тот день я работала на кухне, и была очень занята. Но помню, чтобы запомнить его фамилию, у меня всплыл образ щуки, и не очень хороший образ это был...
Ну а далее, я прочитала книжки Мегрэ, где он восхвалялся, потом пошла информация и через Рериховские круги...а далее многие знакомые стали отправлять своих детей в его школу, чем очень удивляли меня. Приехали в Гришино, спрашиваю, а где девочки? С гордостью звучит ответ - в школе у Щетинина! И так далее...
Потом пошла новая волна информация, когда уже эти девочки стали возвращаться домой, и тихо-тихо начали рассказывать о своем житье-бытье в щетининской школе. У одной я даже взяла интервью, и только мы его решили выложить на одном из немногочисленных по посещению форумов, как она позвонила и попросила уничтожить его. К ней приехали казачки, и потребовали, чтобы она больше не распространялась об их Учителе и школе...На том и порешили...А вчера глянула, на тот же форум, и смотрю все что я писала об этой школе, даже без имен - удалено...
Вот и решила просто опубликовать и сохранить в своем дневнике одну интересную на мой взгляд статью, человека который там пожил. Может быть это поможет какой нибудь маме, которая решила отправить свое чадо, чужому дяде...и кстати насчет педагогического ноу-хау Щетинина. Мне лично тоже очень импонирует Белл-Ланкастерская система взаимного обучения,которая возникла еще 3 столетия назад. И оказала значительное сопротивление классно-урочной системе Яна Коменского,но несмотря на это не прижилась в сфере образования. Так как обществу было удобно иметь четко упорядоченную систему обучения. В системе Коменского было четкое разделение на предметы, и каждый педагог мог специализироваться в преподавании одного предмета, а не быть универсальным специалистом. Эта система стала образовательным конвейером, работающим со стандартным материалом-нами и нашими детьми.
В Белл-Ланкастерской системе процесс обучения возлагается на самих обучающихся. Эту систему очень хорошо стал использовать Щетинин,правда выдавая за свою.
Прочитайте и задумайтесь!

Педагогический культ или культ педагога?

— Чем педагог отличается от педофила?
— Педофилы, по крайней мере, искренне любят детей…
(старый анекдот)

Когда я была маленькой девочкой, то смотрела на календарь и думала, что еще через целую вечность, но наступит он — 2000й год. Эти нули меня завораживали. «Где я окажусь в этом году, как буду отмечать? — думала я. — Я буду уже совсем взрослой — целых пятнадцать лет!..»

В самом жутком детском кошмаре я не могла себе представить, что 2000 год буду встречать в поселке Текос, чокаясь компотом в граненых стаканах под ансамбль песен и плясок «Кубанушка»…

Девяностые годы, о которых мы рассуждали в предыдущем выпуске журнала «Контекст», принесли с собой и новый Закон «О свободе совести и вероисповедания», который снимал все прежние препоны и ограничения в области религии. Когда рухнул Советский Союз, в умах и сердцах граждан наступило опустошение. Но этот вакуум быстро заполнили зарубежные проповедники-миссионеры со всего мира и отечественные учителя-новаторы.

XXI век принес осознание того, как глубоко за эти десять лет мы успели погрязнуть в различных псевдоучениях. Моя мать успела разочароваться в Валентине Травинке (несмотря на кучу написанных книг о том, как продлить жизнь, Травинка все-таки умерла), Андрее Левшинове, уринотерапии Малахова, экстрасенсах, целителях, раздельном питании, непрерывном очищении зашлакованного организма и гороскопах. Более того, она поняла, что снять такую порчу, которая якобы «пороблена» на ней, ей не по карману. Поэтому она решила спасти хотя бы меня.

Так я оказалась в Государственном Лицее Комплексного Формирования Личности Детей и Подростков им. Академика Щетинина — так назывался интернат на юге России, куда мама отправила меня ласковыми обещаниями и шантажом, «христом-богом» заклиная. Что моя мама — сама Наталья Бондарчук отправила туда свою дочь и даже сняла пару хвалебных фильмов о Школе…

«Текос» в переводе с греческого — долина красоты. Это живописное местечко надежно укрыто от всех ветров высокими горами. Именно в этом поселке Михаил Петрович Щетинин, советский педагог-новатор, организовал свою Школу.

Ребята в камуфляже на посту. Девушки — «дивчины», как называют их в Школе — в длинных юбках и закрытой одежде. Конкурс — три тысячи человек на место. Иномарками заставлена вся трасса от Архипо-Осиповки до Геленджика… Это вам не Театральная Академия.

«Мам, я не прошла общеобразовательные тесты, поехали домой?» — радостно говорю я. В метре от нас толпятся «счастливчики», которым предстоит итоговое собеседование с гуру — самим Михаилом Петровичем Щетининым.

«Это какая-то ошибка. — Мама абсолютно уверена в себе. — Иди с ребятами к Михаилу Петровичу!»

Пока я пытаюсь протиснуться в противоположном от ребят направлении, мама запускает ногти в мою спину и проталкивает меня к кабинету. «Я не прошла!» — кричу я, но поздно — избранные оказываются в кабинете Щетинина, избранные, пассионарии, гении — и я, обманщица поневоле.

Седовласый Михаил Петрович сидит в центре кабинета с баяном на коленях. На полу под слоем лака горят подсолнухи. Со стен строго взирают святые. Пятнадцать детей смотрят на Щетинина во все глаза.

Щетинин наигрывает на баяне какую-то народную музыку и рассказывает старинную казачью легенду. Вдруг он с воплем швыряет баян с размаху об пол! Девочки вздрагивают, мальчики смеются, лишь я сижу как истукан и думаю: «Псих! Как бы отсюда сбежать?»

Из всех детей в кабинете Щетинин выбирает меня. Видимо, за устойчивую психику, сформировавшуюся на рок-концертах.

Мои темные очки — атрибут западной цивилизации — летят в помойку. Лак на ногтях я срезаю бритвой, сдерживая ругань — ибо в Школе не ругаются и не проявляют агрессию. Следующим утром я бегу на пробежку по горам, мою полы, натираю паркет, нарезаю лук тазиками, вырываю сорняки и с наслаждением учусь в свободное от каторжного труда время — и так больше года.

«Быть России вечно без ворога!» — написано на стене Главного корпуса. Щетинин учит странным вещам. Идеи народности и православия причудливо перемежаются с мыслями Рериха, теорией пассионарности Гумилева, оккультизмом, народными преданиями и приемами НЛП. Внятной идеи нет — единение с природой, детская республика, все намешано в одну кучу. Вот такая она, экспериментальная площадка Министерства Образования.

Многие дети верят в то, что Щетинин читает мысли. На самом деле в каждой комнате по «стукачу», и не по одному, а в туалетах, говорят, «прослушки». Мы не едим мясо и рыбу, чтобы не наполниться агрессией убитых животных. По вечерам вместо чая пьем ромашковый настой. Врач из Краснодара пластырем приклеивает вновь прибывшим какие-то металлические «пульки», которые заряжает на специальном аппарате. Мы все знаем об адских планах Аллена Даллеса. Периодически Щетинин объявляет военную тревогу или еще что-нибудь придумывает, чтобы всем было веселее. Например, заявляет, что он слишком стар, чтобы управлять нами. После чего долго и с удовольствием слушает всхлипывания «дивчин» и клятвы в вечной верности адептов. Харизматический лидер, он знает толк и в психологическом давлении, и в других «запрещенных» приемах. Многие ученики полностью подчинены его воле и подчиняют ей остальных.

Мама одной из девочек — сельская проститутка. Отчим второй — один из самых богатых людей Москвы. Первая учится в Школе уже лет пять, и выклянчивает у меня мой паспорт, чтобы съездить в Ростов. Где ее документы — неизвестно. Вторая уже который вечер разглядывает свои фотографии — новогодний карнавал в особняке Подмосковья, закрытая школа в Англии... Ни та, ни другая не нужны своим родителям — по крайней мере, у тех нет потребности видеть своих детей каждый день.

На таких детей проще всего воздействовать. Мой друг говорит мне: «Мама умерла. Папа привел мачеху. Я ей не понравился и оказался здесь».

Мой друг пытался покончить с собой, потому что больше не мог и не хотел так, там жить. Несмотря на то, что поселковый врач появлялась в этом учреждении дай Бог раз в неделю, он умудрился найти каких-то таблеток от сердца и съесть их слишком много. Потом он пошел дежурить на мойку, и когда он упал головой в кафель, мне сказали об этом. Я кинулась в комнату, увидела, что он лежит очень белый и спокойный, а когда я стала растирать его пальцы и говорить с ним, меня прогнали. «Скорая» ехала очень долго, но успела. Отец моего друга приехал в больницу и объяснил ему, придурку, что папа слишком занят, чтобы платить за его попытки самоутвердиться в этом мире. Мне в больницу ездить запретили, но я врала и убегала, и ездила на попутках в Геленджик, чтобы подержать его за руку, когда отвернется девочка, которую посадил дежурить у его койки Щетинин…

Мы занимаемся русским рукопашным боем на специальном полигоне. Мы очень мало спим и строим дома, убираем сады и виноградники, делаем ремонт отелей в близлежащих курортных поселках. К нам босиком приходят люди с кусочками Звенящего Кедра на шеях — это из секты «Анастасия». Владимир Мегрэ, автор оккультно-эротической эпопеи об Анастасии, сделал отличную рекламу Школе в своих книгах.

Иногда приезжает атаман казачьего войска, иногда — журналисты, иногда — мама. Общение с родными ни Щетинин, ни адепты его секты не одобряют и после встреч еще долго испытывают тебя на верность идеям школы. Нам запрещают смотреть телевизор, слушать радио и читать газеты. Везде грязь и обман, разврат и реклама, нам не дают времени не то, что подумать — написать близким. Вся почта перлюстрируется, а телефонные разговоры записываются на пленку и прослушиваются. Чтобы выйти в поселковый магазин, нужно преодолеть массу препон и найти ничем не занятого казака себе в охрану.

Ко мне лично Щетинин не приставал, я была тощим замкнутым подростком, помешанным на чтении. Но ходят настойчивые слухи о его педофилии. Мне рассказывали подруги, что академик домогался их, маленьких девочек, и небезуспешно. В Школе считалось престижным близко общаться с Учителем, это общение давало небольшие привилегии. Статус девушки, на время приближенной к Учителю — «дежурный администратор».

Православные священники долго вели войну против этой Школы, определяя ее как тоталитарную секту по множеству характерных признаков. Наконец патриарх Алексий официально объявил Школу сектой, после чего от Щетинина отвернулось множество людей — от ректора Ростовского Государственного Строительного Университета (того «подкосили» истории совращенных девочек) до чиновников из Министерства Образования. В Интернете стала появляться информация, что сам Щетинин никакой не академик, и единственное его образование — преподаватель игры на баяне. Пишут, что ни публикаций, ни научных трудов у Щетинина никогда не было, не считая единственной брошюры "Объять необъятное" — о педагогических экспериментах в Зыбкове и Ясных Зорях. Как заметил сам Щетинин, у России много врагов.

Эта школа до сих пор существует. Родители со всей России и бывших ее республик везут своих непокорных, гениальных, оступившихся и надоевших детей. Даже кормить, говорят, стали лучше.

У меня там украли все мои девичьи трусы и запрещенный плеер. Я научилась в Школе тысяча одному способу выживания среди идиотов. Я очень благодарна маме за то, что я там побывала. После такой Школы Выживания легко даже в тюрьме, не то, что в армии. Но я никогда не позволю туда отдать знакомых мне детей, не говоря уже о собственных.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозные организации. И все описанное было бы просто эпизодом из жизни сектантского мира, если бы группа Щетинина не имела официального статуса государственного образовательного учреждения.

Детям разрушают психику на законных основаниях. И эту историю я рассказала Вам с единственной целью — чтобы Ваших детей это не коснулось.

Личная жизнь Затерянной в горах