[24.02.2012] Протодиакон Кураев и «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя

21 февраля в Храме Христа Спасителя произошло событие, которое трудно укладывается не только в сознание православного человека, но и немыслимо с точки зрения общепринятых норм морали и нравственности. На амвоне Патриаршего Кафедрального собора участницы феминистской панк-группы Pussy Riot выступили со своеобразным «концертом», исполнив богохульную песню о Пресвятой Богородице. Действо продолжалось около пяти минут, и было пресечено охраной и работниками Храма (см. видео-клип). Случай сам по себе вопиющий, но тем более вопиющей и возмутительной является выходка скандального протодиакона А. Кураева, который своими комментариями по поводу произошедшего фактически с восторгом поддержал этот богохульный «панк-молебен» феминисток.

В интервью «Интерфакс-Религия» Кураев заявил следующее: «Когда речь идет о выходке этих девушек, в качестве обстоятельств, смягчающих их вину, стоит учесть два факта: сейчас все-таки Масленица. Это время, когда, по канонам православной, древнерусской культуры, норма нарушается, рушится социальный космос: человек одевался зверем, зверей обряжали в человеческие одежды, мужика – царем, пьяницу – попом и так далее»[1].

Остается поражаться цинизму Кураева, так активно занимающемуся апологетикой богохульниц. Кураев пытается оправдать феминистский «панк-молебен» в стенах Кафедрального собора Русской Православной Церкви какими-то, по-видимому, выдуманными им самим, «канонами православной и древнерусской культуры». Очевидно, что социальный космос с треском разрушился в самом протодиаконе, причем уже довольно давно, и одетый в рясу Кураев своими эпатирующими выходками круглогодично дискредитирует Русскую Церковь и наше духовенство, и каждый раз делает это все более изощренными способами.

Второй момент, по мнению богослова Кураева, «связан с тем, что храм Христа Спасителя не находится в собственности Русской Церкви. "Отсюда возникает вопрос, какие конфессиональные ограничения могут налагаться на людей, которые зашли в муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан"»

Когда Кураев говорит во всеуслышание о том, что Храм Христа Спасителя не находится в церковной собственности и будто бы является муниципальным учреждением, он намеренно лукавит, не договаривая того, что с марта 2004 года этот Храм передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви как памятник и объект культурного наследия религиозного назначения (также как и многие другие храмы и монастыри РПЦ). В церковно-административном отношении Храм Христа Спасителя имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Тот факт, что акт кощунства, который с такой радостью смакует «бродячий протодиакон», был совершен на амвоне перед алтарем в храме, где регулярно совершаются патриаршие богослужения, говорит о неуважении Кураева к Святейшему Патриарху Кириллу. Показательно и то, что для Кураева величайшая святыня русского народа – Храм Христа Спасителя – не место для молитвы и священнодействий, а всего лишь «муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан».

«Таким образом, – продолжил протодиакон Кураев, – одно дело нравственная оценка, а другое дело – правовая. "В правовой оценке я, конечно, некомпетентен. Но, мне кажется, для Церкви гораздо в большей степени будет хуже, если мы сейчас начнем требовать всех к ответу – "наказать по всей строгости закона" и так далее. Не зная содержания текстов песен (исполненных у алтаря. – «ИФ»), я не могу дать более конкретную оценку».

Позже Кураев все же узнал содержание песни, в которой поется в частности: «Срань Господня!», «Богородица, стань феминисткой!», «Богородица, Путина прогони». Однако профессор МДА не только не осудил исполнительниц богохульной песни, но и сам продолжил с еще большим цинизмом глумиться над чувствами верующих, озаглавив свой очередной пост в Живом Журнале фразой «Православные, пожалейте Церковь»[2].

Фактически протодиакон обвинил православных людей (презрительно именуемых Кураевым «церковниками», – словом, используемым на протяжении последнего столетия воинствующими атеистами), которые справедливо возмутились кощунством в главном храме страны, в нетерпимости и агрессии. Но не только простым верующим в очередной раз досталось от Кураева – он непочтительно назвал Святейшего Патриарха Кирилла «пожилым человеком», в дом к которому (по мнению протодиакона «кафедральный московский храм – это именно дом Патриарха Московского») будто бы и пришли феминистки. Профессор Московской Духовной академии, очевидно, забыл, что храм – это дом Божий, а Предстоятель Церкви – Великий Господин и отец.

Все эти нездоровые выкрутасы объясняются тем, что Кураев был единственным, кто выступил против общецерковного документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви»[3], то есть тем самым, косвенно поддержал богохульство как антицерковное и противоправное поведение.

Нынешняя выходка стала закономерным продолжением занятой Кураевым линии, поэтому удивляться уровню его воспитанности и религиозной культуры не приходится. В выше процитированном интервью «Интерфакс-Религии» протодиакон заявил, что, заходя в православный храм, он не может воздержаться от того, «чтобы не спеть там какую-то молитовку», признавая при этом, что«наверное, это тоже не очень канонично»[4].

Зато канонично для Кураева во время богослужения фотографировать в алтаре заказные записки, чтобы потом цинично поглумиться над ними, выставив их изображения в своем Живом Журнале и снабдив их своими насмешливыми комментариями[5].

Приведенные факты грубого попрания Кураевым церковно-этических норм дополняются очередными откровениями в его блоге[6], где протодиакон говорит о том, что, будь он «ключарем этого Храма», то накормил бы девушек-богохульниц блинами, «выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения».

Завершает Кураев апологетику феминистской панк-группы Pussy Riot следующими словами: «А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По отечески. Для вразумления».

Свои эротические фантазии и переживания немолодой уже целибатный протодиакон бесстыдно делает достоянием общественности. С какой целью? Видимо, чтобы популярно разъяснить каким образом следует претворять в жизнь уже ставший легендарным кураевский совет православной молодежи о необходимости «отмиссионерить» и «катехизнуть по самое немогу» неверующих девушек (см. видео-клип).

Видимо верна народная примета: пост приближается – Кураев заговорил «про это».

Андрей Мельков
Благодатный огонь

1. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&p=44282

2. http://diak-kuraev.livejournal.com/285989.html

3. http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/01/31/kuraevskij_soblazn/

4. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&p=44282

5. http://diak-kuraev.livejournal.com/215535.html

6. http://diak-kuraev.livejournal.com/285875.html