[09.03.2012] Что разлучает веру и любовь?

«По делам их узнаете их».
(От Матфея, 7:20)

Каждая фраза Священного Писания имеет глубочайший духовный смысл и достоверность. Постижение этих смыслов приносит душе думающего христианина истинную радость – каждое новое недоумение, по молитве и вере, разрешается духовным открытием.

Есть у апостола Павла в его Послании к коринфянам парадоксальная для внимательного читателя фраза: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13, 2). Толкуя эту фразу, многие богословы углубляются в сравнения духовных даров, рассуждают о степенях веры, о превосходнейшем над верой даре любви… Однако, у любого человека, хотя бы раз прочитавшего Евангелие, все же возникнет вопрос: возможно ли иметь такую, «горыпереставляющую», веру без любви, без любви к Богу? Ведь истинная вера даруется именно Им, не зря апостолы просили Христа умножить в них веру. Истинные вера и любовь в понимании христианина неразрывны… Что же имел в виду апостол?

Думается, смысловой парадокс этой фразы исчезает, если вспомнить, что «вера без дел мертва»: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» (Иакова, 2 : 19, 20). Вероятно, надо в выражении апостола Павла под словом «любовь» понимать именно действенную любовь – дела любви. То есть, если человек имеет веру колоссальную, а не любит никого действенно, не умножает на земле любовь своими трудами, то вера его тщетна. Душа христианина, отступающего от Божьих заповедей, жизнь в реальности по которым и есть главное дело Любви, постепенно уходит в сумрак, – Бог удаляется от его сердца, и вера иссякает. Человек ступает на путь смерти духовной, становится «ничем».

В связи с таким прочтением высказывания апостола вспоминается фраза митрополита Антония Сурожского: «…на языке Писания и в опыте Церкви любовь – не чувство, не эмоция – это степень жизни, полнота, которая способна отдаваться бесстрашно». Непонимание высказывания апостола Павла связано еще и с тем, что обыкновенно мы ассоциируем любовь именно с чувствами, подчас забывая, что человеком «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (От Матфея, 11, 12), что любовь на земле – это тяжелый жертвенный труд, которым человек доказывает свою верность Богу.

У фразы 1 Кор. 13, 2 есть и еще один смысл, которым может быть охарактеризовано состояние демонов, которые тоже веруют, но верой, основанной не на любви к Богу, а на знании. Поэтому по своему «духовному» состоянию они ничтожны.

Марина Удалова
Православие.ру