[05.11.2012] Без чего нельзя жить

Национальные праздники — это те дни, когда люди особенно склонны задумываться о нашей стране, о ее истории, о том ее этапе, в котором живём и принимаем решения мы сами. День народного единства 4 ноября — больше известный православным христианам как день Казанской Иконы Божией Матери — не исключение. Для некоторых это повод ещё раз выразить свое брезгливое креативное «фи» по отношению к «этой стране», ее истории, культуре и религии, и СМИ, имеющие репутацию «либеральных» поспешили ясно обозначить свою позицию — это не их праздник.

Но для нас — это наш праздник, это наша страна, это наша культура и наша религия. И для нас это время подумать над нашей историей и нашим будущим. Человеку, для того, чтобы жить, нужно обладать не только пропитанием и крышей над головой — ему нужно обладать уверенностью, что его жизнь стоит того, чтобы быть прожитой, что его существование обладает ценностью. Без этой уверенности он не только не сможет преодолевать жизненные трудности, но и даже во вполне комфортных условиях придёт в уныние и окажется на грани самоубийства. Мы видим, как люди спиваются, убивают себя наркотиками или даже прямо — бритвой или верёвкой — потому что не видят причины жить.

Уверенность в ценности своего национального бытия нужна и народу; без этой уверенности ни обширные территории, ни природные богатства не спасут народ от вымирания. Торжественное воспоминание славных и трагических событий нашей истории формирует то, без чего нельзя жить — веру народа в то, что ему должно существовать, что в Божественном замысле о мире у него есть место. Праздновать окончание смуты не просто важно — это жизненно важно.

Но, как и во многих других важных вопросах, тут возникает определённый парадокс. Большинство людей согласны, что обществу необходимы ценности, и что их разрушение делает жизнь весьма неприятной даже на уровне физического достатка и безопасности. Но ценности не существуют сами по себе — они всегда укоренены в определённой картине мира. В картине, которая отвечает на вопросы о добре и зле, о поведении, которое является должным и правильным независимо от того, насколько оно выгодно или сообразно нашим целям. Чтобы жить в условиях достатка и безопасности, чтобы жить в сильном, прочном и благоустроенном государстве, нужно принять, что есть вещи поважнее достатка, безопасности, благоустройства или могущества. Вы обретёте все это, если вы поставите во главу угла ценности, более важные, чем сами эти вещи; если вы поставите во главу угла именно их — вы не обретёте ничего.

Православие создало нашу страну и только оно может сохранить ее; но мы являемся православными не поэтому, а потому, что веруем в Бога, открывшегося во Христе, и веровали бы независимо от того, полезно ли это для государства.

Да, мы, как общество и государство, не имеем будущего, если не будем помнить нашу историю и наших героев; но помнить их мы должны не поэтому. Мы должны помнить их потому, что они этого заслуживают. Потому что это должно и справедливо — воздавать благодарность тем, кто приносил жертвы, сражался, страдал и умирал, чтобы у нас была страна, чтобы мы могли появиться на свет. Мы должны воздавать честь святому Патриарху Гермогену, Минину и Пожарскому, всем героям и святым того страшного времени, потому что таков наш нравственный долг — независимо от того, насколько это выгодно или полезно для наших собственных перспектив.

Человек, который неблагодарен своим благодетелям, не чтит своих предков и предаёт своих сограждан, будет вести весьма жалкую жизнь; а общество, состоящее из таких людей, протянет очень недолго. Но мы должны быть верны, почтительны и благодарны не поэтому — а просто потому, что должны.

Поэтому у нас есть очень простой ответ на вопрос почему мы должны праздновать окончание смуты — потому что это наш нравственный долг. Потому что те, кто отстоял для нас страну, достойны того, чтобы им воздавали честь — в отличие от тех, кто сегодня порочит этот праздник и, разумеется, никакой чести не достойны.

Но, говоря о этом празднике, важно отметить ещё одно. Мы вспоминаем страдания, жертвы и подвиги наших предков для того, чтобы поблагодарить их, чтобы задуматься о тайне Божьего промысла, который сохранил Россию — на тот момент единственную независимую православную державу — от гибели. Мы делаем это совсем не для того, чтобы подогреть враждебные чувства к полякам, Западу или кому бы то ни было ещё. Об этом неоднократно и очень ясно говорил Патриарх, сам много сделавший для примирения наших народов.

Тем не менее, нас продолжают настойчиво в этом обвинять, причём вовсе не поляки, а, опять-таки, условно говоря, «либералы». Почему? Рассмотрение этого вопроса обращает нас к одной проблеме нашей общественной жизни — проблеме негативной идентичности.

Бывают группы людей, определяющие себя через общие ценности — общую веру, общий язык, общую культуру, общие устремления. Бывают, напротив, группы, определяющие себя через враждебность — например, сообщество расистов может объединять общая ненависть к темнокожим.

Те, кто в эти дни в блогах и СМИ чрезвычайно огорчаются на празднование 4 ноября, являют пример такой негативной идентичности — это люди, которых объединяет и делает узнаваемой группой отнюдь не «либерализм» в смысле приверженности западной либеральной традиции, а именно общая неприязнь к языку и нравам нашей страны — к ее истории, ее культуре, ее героям, и, особенно, к ее религии. Назвать эти субкультуру «западнической» есть явное недоразумение — где вы видели у этих людей западные ценности? Какие?

Реальный Запад — особенно, если мы рассмотрим крупнейшую западную страну, США, отличают совсем другие ценности и предпочтения. Первое, что бросается в глаза всякому, посещающему эту страну — это горячий патриотизм и религиозность ее жителей. Наши же «западники» к патриотизму относятся как Павел Смердяков, а к религии — как Емельян Ярославский. Это субкультура, живущая чистой враждебностью и отрицанием, которой любые отсылки к Западу нужны только и исключительно для того, чтобы пнуть Россию. Поэтому им и так сложно понять, что мы можем праздновать наши национальные победы — и делать это без враждебности по отношению к другим.

Но тот же соблазн негативизма, определения самих себя через врагов, может возникать и на противоположном краю политического спектра — и этот соблазн надо отвергнуть. Наша благодарность промыслу Божию за то, что мы родились в России, за то, что мы говорим по-русски, за то, что мы унаследовали славу наших предков, и, более всего, за то, что мы восприняли бесконечно драгоценное сокровище Православной веры, не является «антизападничеством», «антиамериканизмом», «антиполонизмом», «антикатоличеством» или вообще каким бы то ни было «анти-».

Мы живём любовью к своему, а не ненавистью к чужому. Да, мы живём в падшем мире, где интересы держав могут расходиться и вовсе не все сильные мира сего желают нам добра и процветания. Но нашу способность защитить свое невозможно укрепить, сползая в страх и ненависть. Есть известная фраза про то, что хороший воин сражается не из ненависти к тому, что перед ним, а из любви к тому, что у него за спиной. Это относится и к ситуации идейного или психологического противостояния.

Итак, мы отмечаем этот великий праздник, потому что есть подлинное добро и зло, долг и измена, и чтить память наших предков, сохранивших для нас страну, есть наш долг. Это хорошо, правильно, и угодно Богу.

Сергей Худиев
Радонеж