[09.11.2012] «Оголтелость и выморочность», как вирус, заражают медийное пространство

В октябре продюсерская компания «ДетективФЕСТ» («Закон и Общество») по заказу и при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провела в Москве VI Всероссийский конкурс телевизионных фильмов и телепрограмм, посвященных борьбе с экстремизмом, ксенофобией, расовой и религиозной ненавистью «ЕДИНЕНИЕ». Фильм новосибирского православного священника Александра Новопашина «Царь Болгарский», сам режиссер и съемочная группа были отмечены специальными призами и Дипломами. По возвращении отца Александра в Новосибирск, нам удалось встретиться с ним и задать ему несколько вопросов.

 

- Премьера документального фильма «Царь Болгарский», созданного Вами по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, состоялась в ноябре прошлого года в Новосибирске. Сразу после премьеры началась фестивальная жизнь фильма. В течение года картина «Царь Болгарский» была показана на многих православных международных кинофестивалях и каждый раз получала награды в разных номинациях. Так было на православном кинофестивале «Встреча», на кинофоруме «Золотой Витязь», на фестивале «Радонеж» в номинации «Лучший телевизионный фильм». Недавно в Киеве завершился X юбилейный кинофестиваль православного кино «Покров», на котором Ваш, отец Александр, фильм был отмечен «Специальным дипломом жюри». А где еще показывали ваш фильм? И сколько вообще существует православных кинофестивалей?

- Их около тридцати. И представлять наш фильм на всех не имеет смысла. Это не нужно, да и невозможно. Единичные показы картины прошли в Сан-Францисской епархии, Париже, Австралии и многих-многих российских городах. Мне звонят и рассказывают, что везде фильм принимают очень тепло. Сегодня я жду известия от сына Кирилла, который работал оператором-постановщиком на картине. Сейчас он в Краснодаре на Кубанском международном православном кинофестивале «Вечевой колокол». В этот самый момент там уже идет показ нашего фильма.

(Сразу по завершении нашей встречи в кабинете протоиерея Александра Новопашина раздался звонок. Батюшке сообщили, что только что на Кубанском международном православном кинофестивале «Вечевой колокол» в Краснодаре его фильм «Царь Болгарский» стал победителем в номинации «За яркий образ созидательного политика и благородного человека». Оператору-постановщику Кириллу Новопашину, приехавшему на фестиваль представить фильм зрителю, на церемонии закрытия был вручен Кубок лауреата и Диплом победителя.)

Фильм также будут транслировать на спутниковом «Первом национальном» телеканале Украины. Уже по этому поводу подписан соответствующий договор. В начале ноября премьерный показ картины состоится в Минске. Беларусьфильм прислал афишу - вот она перед вами.

 

- Как-то странно, батюшка, видеть афишу фильма о православном царе, показ которого пройдет в Минском музее истории кино на улице - простите - имени Свердлова...

- Действительно, многие обращают на это внимание. Но ведь это и замечательно: рассказ о ныне здравствующем Помазаннике Божием царе Болгарском Симеоне II, сыне царя Бориса, который был крестником царя-страстотерпца Николая II, проходит на улице, названной когда-то в честь цареубийцы. Это ли не Торжество Православия! Государь жив! Это очень символично.

 

- Давайте вернемся к кинофестивалю «Единение». Картина была замечена и высоко оценена жюри конкурса.

- Этот фестиваль для нас особенный. Если прежние кинофорумы, в которых мы принимали участие, являются православными, то этот кинофестиваль - исключительно светский. И тем неожиданнее для нас стала формулировка одного из врученных нам Дипломов: «За торжество традиционных, православных, исторических и культурных ценностей, явленных в личности нашего современника, а также за самоотверженное подвижничество во имя спасения людей». Радостно осознавать, что жюри светского кинофестиваля таким образом выразило свое отношении к Православию. Ведь главным стержнем любой нации является ее традиционная религия. Для нас это - Православие. Что еще порадовало, так это то, что Болгарского Царя - назвали нашим современником. Во-первых, потому что это на самом деле так, Царь Симеон II это не «темное прошлое», как любили писать коммунистические газеты, а милостью Божией реальное светлое настоящее, он жив и здравствует. А во-вторых, потому что он действительно являет собой глубокий пример христианских добродетелей - смирения, терпения и любви к ближнему. Царь Болгарский призывает православные народы к сохранению православной веры и видит сегодня в этом главную задачу, ради которой готов не щадить себя. Это увидело в фильме жюри и высоко оценило такую жизненную позицию.

 

- Но почему на этот раз вы решили принять участие в светском кинофестивале?

- А мы уже участвовали в фестивале, организованном продюсерской компанией «ДетективФЕСТ», с фильмом «Перелом» о православной реабилитации наркозависимых, проводимой в реабилитационном центре Новосибирской и Бердской митрополии. Причем тоже получили одну из наград. Поэтому для нас это уже не первый опыт. Ну и потом православный христиан должен быть миссионером, проповедником веры. А каждая новая площадка вне православного формата - это расширение нашей миссии. При этом вызывает удовлетворение, что на светском кинофестивале нас не только принимают, но и понимают.

Есть и другая причина, по которой не стоит отказываться от участия в светских мероприятиях. Здесь можно встретить самую разную публику, в том числе и агрессивно настроенную против национальной самобытности нашего народа, традиционной культуры, православной веры. Таких людей немного, но они есть и, честно говоря, они сильно мутят воду. С одним из таких... мне довелось встретиться. Перед подведением итогов кинофестиваля «Единение» в Общественной Палате Российской Федерации прошел круглый стол с тем же, что и у фестиваля названием: «Против экстремизма, ксенофобии, расовой и религиозной ненависти». Круглый стол собрал тележурналистов, режиссеров из разных регионов страны, также сюда были приглашены эксперты, среди которых был некто Иосиф Дзялошинский, профессор ГУ ВШЭ, председатель совета директоров Независимого института коммуникавистики, президент правозащитного фонда «Комиссия по свободе доступа к информации», глава Российской ассоциации издателей независимой прессы... И так далее. То, что говорил этот человек, на мой взгляд, вообще не вписывалось ни в какие рамки морали и лежало в области диаметрально-противоположной заявленной организаторами теме. Его речь была пронизана агрессивными, ксенофобными нотами, и тем более было печально то, что все его пламенное выступление носило учительствующий характер - как тележурналистам нужно правильно подавать материал. По его мнению, не следует говорить о патриотизме, поскольку это весьма расплывчатое понятие, он ставил под сомнение необходимость рассказывать о национальной самобытности нашего народа, о народном творчестве. Он выражал недовольство по поводу разделения религий на традиционные и нетрадиционные, так как видит в этом ущемление религиозных прав религиозного меньшинства. Он говорил отвратительные вещи о Русской Православной Церкви, считая Её главной сектой страны. Позже, в ответ на мою жесткую реакцию, он начал отказываться от своих слов: дескать, не называл Церковь сектой, однако одна московская журналистка при всех уличила его во лжи, заявив, что она отчетливо слышала от него эти слова. И тогда ему пришлось признать, что он действительно так считает.

Увы, эта журналистка была единственной на круглом столе, кто хотя бы таким образом противостала откровенным нападкам на Церковь. А остальные слушали и... молчали. В отличие от единомышленников Дзялошинского. Один из них, взбодрившись выступлением «уважаемого профессора», тут же заговорил в хорошо известном нам с советских времен духе, что Церковь является катализатором проблем в нашем обществе, прививает раболепство, а «мы не рабы, рабы не мы». Пришлось вновь взять слово.

Вот так, говоря словами Салтыкова-Щедрина, «оголтелость и выморочность», как вирус, заражают медийное пространство, а мы молчим и удивляемся, откуда такой шквал антицерковной кампании.

Свято место пусто не бывает. Если мы будем молчать, если мы не будем заполнять информационное пространство душеполезными материалами, то это пространство целиком и полностью захватят дзялошинские, и тогда оно окончательно превратиться в одну сплошную помойку, из которой будут исходить зловоние и истекать нечистоты. Именно поэтому нам необходимо всегда и везде нести правду, которая может быть только одна - во Христе.

 

- Отец Александр, насколько мне известно, у Вас была возможность показать картину «Царь Болгарский» по одному из крупных каналов российского телевидения. Почему Вы не пошли по этому пути, почему стали участвовать в фестивалях?

- Изначально мне хотелось показать фильм православной аудитории. Как она воспримет картину? Что скажут о моей работе священнослужители, православные христиане, как оценят фильм профессиональные кинематографисты, в том числе с мировой известностью, которые независимо от их вероисповедания всегда бывают на подобных кинофорумах. Однако на некоторых кинофестивалях важным критерием для включения фильма в конкурс является его неучастие в широком прокате. Поэтому мы и решили показать картину сначала на этих площадках, а заодно и посмотреть, что делают наши коллеги, поучиться у них, набраться опыта.

 

- Говорят, православный документальный фильм почти невозможно запустить по центральному телевидению.

- Нелегко. Каналы все частные, у них свои представления о том, что выгодно показывать, а что нет как в коммерческом плане, так и в политическом. Чаще всего, нам говорят: «Это не наш формат». Спорить, объяснять бесполезно. Не формат - и все тут!

 

- Впервые о так называемом православном кино заговорили несколько лет назад. Но до сих пор, как мне кажется, нет единого понимания, что же это такое - православное кино. Как Вы считаете?

- Сегодня об этом уже сказано столько, что здравомыслящему человеку при желании нетрудно самому разобраться, что подразумевается под православным или, может быть, правильнее сказать, христианским кино. Фильм Павла Лунгина «Остров» - христианское кино? Без всякого сомнения! А картина Владимира Хотиненко «Поп», которая внешне, по визуальному содержанию, сильно отличается от сугубо христианского, «канонического» фильма Лунгина, но по содержанию внутреннему, глубинному, тоже является христианским. Телесериал «Спас под березами», в котором батюшку великолепно сыграл мой друг Юрий Беляев - конечно, христианское кино. А теперь давайте вспомним фильм Родиона Нахопетова «Не стреляйте белых лебедей» со Станиславом Любшиным в главной роли, снятый по роману Бориса Васильева? Неужели этот замечательный фильм, который учит любви, надежде, верности, жертвенности не имеет никакого отношения к христианским ценностям? Чтобы показать душевную чистоту, возвышенную нравственность, неземную любовь совсем необязательно снимать только кресты, хоругви и купола. Я вспоминаю слова глубоко уважаемого мною, ныне уже покойного, знаменитого режиссера Евгения Ивановича Ташкова, с которым - не без гордости признаюсь - нас связывали дружеские узы. Он говорил, что настоящее духовно-нравственное, патриотическое кино является христианским, даже если в нем нет явного религиозного аспекта. «Если фильм учит любить, надеяться, прощать, то это христианское кино», - утверждал Евгений Иванович.

 

- Наверное, такие фильмы можно пересчитать по пальцам.

- Да, их немного. «Неформат»! Поэтому многие режиссеры, которые хотели донести до зрителя свои переживания, вынуждены прогибаться под суровую действительность, под либеральную цензуру, и в результате смысл их работы оказывается утраченным. Фильмы теряют самое главное - искренность. Потому что «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6; 24). Сейчас даже фильмы о Великой Отечественной войне умудряются делать сугубо приключенческими, по типу американских боевиков. В них нет ни трагедии, ни любви, ни жертвенности, один экшн. Нет сегодня и положительных героев, коими были наполнены художественные и документальные ленты советского периода. На экране «честный» полицейский без зазрения совести берет взятки (а что здесь такого, так все делают), обиженный и оскорбленный проливает море крови, борясь за свою правду, и это безумие представляется как справедливое возмездие и даже в какой-то мере поощряется. И это тоже воспитание. Вообще на экране царит жестокость, независимо от того, что показывают: драму, комедию или боевик. Людям внушают, что побеждает сильный или хитрый. Или равнодушный, который если и не победит, то и не проиграет точно. Однако хочу напомнить слова известного поэта и драматурга Бруно Ясенского: «Не бойся друзей своих - в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих - в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных - только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства»... Увы, над всем этим стоит тяжелый, жестокий либеральный дух.

Сейчас часто можно услышать рекомендации «экспертов» о том, как важно отражать существующую действительность. Это должно быть приоритетным направлением в прессе и телевидение. Дескать, не нужно ничего объяснять, только показывайте, что происходит. Народ - не дурак, сам разберется в том, что хорошо, а что плохо. Но это ложь. Профессионал легко может манипулировать сознанием массового зрителя, показывая «нужные» картинки, или описывать события, слегка преломляя действительность с помощью легкого сарказма, искусно обходя важные мелочи, умело смещая акценты, и тем самым вводить в заблуждение.

На встрече с Его Святейшеством один из телевизионщиков заявил, что телевидение отражает существующую действительность. На что Святейший Патриарх ответил: «Вы ее не просто отражаете - вы ее в значительной степени формируете». Мне нечего к этому добавить.

Нужно признать, что в обществе усиленно насаждаются либеральные настроения, которые не имеют ничего общего с толерантностью, о которой так любят рассуждать либералы. Попробуйте-ка при них начать говорить о христианских добродетелях - что начнется! Хотя, казалось бы, добродетель - она и есть добродетель. Но у либералов - свои понятия.

Современное общество не изменить? Курс - на либерализацию? Так утверждают нынешние «свободомыслящие». И что же, нам плыть по течению? Никогда! Если не противиться либеральной мерзости, смириться с нею, подделаться под нее, начать снимать дрянные фильмы, значит, ни больше ни меньше, отказаться от уготовленной нам миссии. Предать свой народ и предать Христа, Который распялся за нас с вами. Только не нужно бояться: «Боязливых же... участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21; 8). Нужно не сомневаясь идти праведным путем, уповая на помощь Господа, и тогда перед нами сокрушатся все преграды. Так было, так будет.

с протоиереем Александром  Новопашиным беседовал Дмитрий Кокоулин
Русская народная линия