[26.11.2012] Священник – не посредник, а свидетель

В среде наших невоцерковленных современников бытует мнение, что присутствие священнослужителей в религиозной жизни верующих лишено всякой целесообразности. Мол, человек сам способен молиться Богу без участия какого-либо «посредника», роль которого «берет на себя» священник. «Это моя жизнь и мои взаимоотношения с Богом, – говорит такой человек. – Зачем мне посредник?» Это суждение достаточно поверхностно.

Первое, для чего нужен священник и чего никто другой сделать не может, – это совершение Таинств, которые православным христианам нужны как воздух. Только священник может – потому, что ему через рукоположение, идущее от самих апостолов, а им переданное Самим Христом, дано право и, главное, передана благодать – совершать Евхаристию и причащать верующих, отпускать грехи на исповеди, совершать миропомазание после Крещения (только лишь в случае смертельной опасности для человека крестить его может любой мирянин или мирянка), совершать Таинство Венчания, когда Дух Святой освящает создание новой семьи, соборовать больных во исцеление души и тела и отпущение забытых грехов… Только епископ может рукополагать священников, передавая им таковую благодать вместе с обязанностью проповедовать и учить свою паству, помогая духовным советом тем, кому это необходимо.

Освятить храм, совершить молебен, освящение воды, отпеть усопшего тоже может только священнослужитель.

Тому, кто считает, что ему все это не нужно, а достаточно просто молитвы, не нужен и священник. Но таковым стоит напомнить слова Спасителя: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). А воля Божия – в исполнении Его заповедей, среди которых не только Любовь (словами или даже чувством) к Богу и ближнему, не только «не убий», «не укради» и т.д., и даже не только «блаженны нищие духом, милостивые, чистые сердцем» и т.д., но и «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:53, 57) и обращенное к апостолам на Тайной вечери во время преломления Хлеба (а через них – ко всему священству): «Сие творите в Мое воспоминание…».

Заповедь пастырского служения и благодать совершать Таинство Исповеди, отпущения грехов – первое, что передал Господь Своим ученикам после Воскресения: «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:19, 22-23). И это еще до Пятидесятницы, до схождения Духа Святого на апостолов в виде огненных языков!

Пресвитерское (священническое) служение началось с первых шагов христианства. В Деяниях святых апостолов мы видим, что они рукополагали «пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23), апостолы и пресвитеры соборно решали важнейшие для Церкви вопросы (Деян. 15:6, 21:8). «Болен ли кто из вас, – призывает апостол, – пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Сам Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:11-13). В назидание пастырям звучат слова Первого соборного послания апостола Петра: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду… Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (1 Пет. 5:1-5).

Многое стало частью церковной традиции не с первых дней христианства: чинопоследования Литургии, Таинства исповеди, Венчания и т.д. складывались веками, но священство как таковое в Церкви Христовой появилось сразу. И если бы оно было не нужно или хотя бы не обязательно, оно бы не сохранилось на протяжении двух тысяч лет.

Священник – не посредник, а исполнитель особого служения в Церкви. Служение пастыря готовит нас к вечной жизни с Богом, поэтому ценность и актуальность священнического служения непреходяща.

Слова молитвы на исповеди говорят о роли священника в духовной жизни христианина: «Я только свидетель, ты пришел во врачебницу, да не выйдешь отсюда неисцеленным». Поэтому нет оснований стесняться его в личном общении и тем более отказываться от участия в Таинствах Церкви из соображений отсутствия симпатии к тому или иному священнику. «Итак, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих», – писал апостол Павел (1 Кор. 4:1).

Священника можно уподобить врачу, который старается помочь больному выздороветь. Это вовсе не означает, что врачи не могут болеть. И они заболевают и выздоравливают, как и все люди. Но при этом они идут по пути исцеления и призывают идти за Источником исцеления – Христом – всех людей. Желая приобщиться к здоровью телесному, мы пользуемся услугами врача, и для нас врач – лишь специалист, который поможет оздоровить наше тело, независимо от того, какими личными качествами он обладает. Также и священник помогает оздоровить нашу душу. А если он сам, на наш взгляд (который вполне может быть и ошибочным), почему-либо не является примером христианского совершенства, то просто вспомним: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48) – и помолимся о нем.

Материал для журнала "Православное образование" (осень 2012) подготовили заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета, кандидат богословия иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) и сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Е. Г. Балашова.