Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Маленькие хитрости

    [04.12.2012] Маленькие хитрости

             

    Мы каждый раз отходим после исповеди от аналоя с Крестом и Евангелием с одним и тем же благим намерением: положить начало своему исправлению. Но что-то подсказывает нам, что как многажды это не удавалось, так может не удаться и сейчас. Это «что-то» двулико. С одной стороны, в этой подсказке звучит голос нашего опыта — горького, отрицательного, но совершенно реального. А с другой, нельзя не угадать в ней же голос врага, который покушается ввергнуть нас в расслабляющее, лишающее способность делать что-либо в принципе уныние. Причем тягостность сей двуликости очевидна: тут опыт выступает союзником искусителя: мы бы и рады супостату не поверить, но факты за него…

    Однако могут точно так же выступить они и за нас — если правильно, разумно или, что то же, рационально к опыту подойти. Подвиг самоисправления — вообще самый многотрудный, какой только может подъять человек. Бороться ведь приходится не только и не столько со всевозможными внешними противниками (миром, диаволом, соблазнами), сколько со своими собственными греховными навыками, вредными привычками, с самим собой, в конце концов. А это очень тяжело — точно умирать приходится. И пусть не тебе самому, а лишь твоему ветхому человеку, но чувство такое — будто тебе.

    Что тут требуется? Образно говоря, взять в руки острый нож и начать отсекать им то, чего в тебе быть не должно. Вроде бы и образно, но боль такая, словно и правда кровь проливаешь. И не только сегодня это надо делать, или завтра, или послезавтра, а каждый день, пока ты еще на земле этой, пока в теле.

    Наваливается саможаление, малодушие, желание как бы то ни было трудиться исчезает. Понимаешь, что отступаешь перед лицом трудностей, предаешь самого себя, но оправдываешь тем, что трудности объективны, а ты сам бесконечно слаб. И тебе все это — борьба, самоисправление — просто не под силу! И ничего тут не попишешь!

    И так враг очередной раз тебя превозмогает — хитростью, подлостью, коварством своим. Но… Но что мешает быть хитрым и тебе? Если хитрость эта во спасение?

    А что? Кто сказал, что в духовной жизни и в духовной брани хитростей быть не должно? Преподобный Никодим Святогорец пишет, что делать, если ты чувствуешь, что у тебя нет желания и усердия молиться, если ты начинаешь тосковать, когда понимаешь, что в молитве придется провести долгое время, а тебе его жалко. И себя тоже жалко. «Пообещай себе,— учит он,— что не будешь выполнять свое правило. Скажи: «Помолюсь 15 минут, и все!». А через 15 минут предложи себе все-таки еще 15 помолиться. А потом еще. И еще. И вот уже все правило прочитано!». Разве это не хитрость — разумная и полезная?

    И в отношении подвига самоисправления можно свои хитрости придумать. Скажу об одной — особенно хитрой.

    Подвиг и аскеза предполагают, прежде всего, отказ от недолжного. Его надо выбросить из своей жизни, словно какой-то хлам — на помойку. Но хлам-то хлам, а тебе он крайне дорог — как богачу его сокровища: он скорее умрет, чем расстанется с ними, настолько они срослись с его сердцем. И потому действительно умрет — на куче золота, как сторожевой пес. И душу погубит своей жадностью, закономерное следствие которой — равнодушие и немилосердие к нуждающимся. Как же быть несчастному богачу, как преодолеть эту фатальную привязанность к тлену? И как нам быть?

    Есть где-то у святителя Иоанна Златоуста такой совет. Если ты жаден, если ты не в силах расставаться с тем, что для тебя ценно, начни расставаться с ненужным, делись с другими тем, что лично для тебя ничего не стоит. Пусть это будет первым шагом. Постепенно появится новый, дотоле незнакомый и даже немыслимый навык — отдавать. А самое главное — Господь увидит твое произволение и пошлет тебе Свою всесильную помощь.

    Вот и с подвигом, аскезой то же. Надо начать отказываться от того, что ты сам ощущаешь, как лишнее, не вызывающее удовольствия, вредное. Таких вещей немало, они все время присутствуют в нашей жизни и остаются в ней в силу инерции, нежелания в принципе что-то менять.

    Проиллюстрировать? Ну, например, ты страдаешь от чревоугодия. Но наряду с тем, что вкусно, ешь какие-то кушанья по привычке же, без удовольствия, а они еще и для желудка твоего вредны. С них и надо начать, от них отказаться

    Или — празднословием регулярно грешишь. И поговорить правда любишь. Но бывает так, что разболтаешься с кем-то на ночь глядя, и результат налицо: не выспался, голова болит, все из рук валится. И в следующий раз нет уже желания за полночь пустопорожние разговоры вести, лечь хочется поскорей, наоборот. И не надо себя превозмогать, надо хоть тут, почти что поневоле, но на горло своей песне все же наступить.

    Или скуп ты, как те богачи, о которых Златоуст пишет. И расставаться с деньгами — нож острый. Но болтается в твоем кармане целая коллекция мелочи — звенит, бренчит, мешается, раздражает, терпения никакого нет. И пока раздражение и нетерпение эти за тебя, раздай ее нищим, которых на улице не счесть.

    Ряд примеров можно долго еще продолжать, но главное — принцип понятен и хитрость ясна, какая она и в чем. Есть, правда, еще один тут нюанс, причем крайне важный: нужно все, что делаешь в этом плане, делать не в чистом виде «корыстно», конечно, а с памятью: это — ради Господа, это — мой первый шажок к Нему. А то, что «ради себя» — так это средство просто, стимул такой своеобразный для эгоистичной моей души, обманка такая.

    Стоит попробовать «похитрить» и польза от этого не заставит себя ждать. Правда, стоит…

    Игумен Нектарий (Морозов)
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    23.07.2019 Смелость любить
    22.07.2019 Какому святому когда молиться?
    21.07.2019 Может ли верующий человек быть материалистом?
    20.07.2019 В Новосибирской епархии состоялось заседание расширенного Епархиального совета
    19.07.2019 Святейший Патриарх Кирилл освятил мемориальный комплекс «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»
    19.07.2019 Патрушев призвал защитить молодых интернет-пользователей от зарубежных спецслужб
    19.07.2019 В Госдуме впервые почтили память императора Николая II и всех погибших в Гражданскую войну
    19.07.2019 Туроператоры теперь не смогут самостоятельно организовывать посещение православных святынь

    Ювенальная юстиция в России - Мы против!

    Новосибирское отделение Общества православных врачей России

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского