Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Ложь «правдолюбия»

    [06.12.2012] Ложь «правдолюбия»

             

    Вы заметили, что в нашей жизни становится все больше писаных правил, законов, о которых все твердят, к исполнению которых призывают, о которых спорят, многосложность которых разъясняют тщательнейшим образом и… при том все более умножается беззаконие, преступая открыто и явно самые очевидные и недавно еще общепризнанные пределы допустимого и дозволенного?

    Новый Завет возвестил нам торжество благодати, освобождающей человека от рабства закону, потому что благодать и любовь есть совершенное исполнение закона. Но теперь, вследствие крайнего оскудения в нас благодати и любви, мы видим обратное – все большее умножение законов, которые, впрочем, уже никого не могут обуздать, ибо оскудение духа неизбежно приводит человека к жизни греховной и беззаконной.

    С одной стороны, закон необходим, как необходимо и его соблюдение, но с другой – «законом никто не оправдывается пред Богом» (Гал. 3: 11), а также «если вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5: 18). То есть истинное благочестие как бы выводит человека из-под власти закона не в том смысле, что человек становится аномичным, а в том, что он, даже не зная «писаных» правил, в силу самого своего доброго устроения не совершает ничего худого.

    Улучшение законодательства при общем падении нравов лишь обнаруживает удручающий масштаб всеобщего беззакония и служит поводом для более широкого применения карательных мер. Но изменить общество одной законодательной и правоприменительной практикой невозможно. Это всего лишь очередная утопическая идея, на сей раз юридического происхождения.

    Ложь «правдолюбия» заключается в подмене понятий, в подмене приоритетов, когда основанием доброй государственной, общественной, да и личной жизни мнится прочная законодательная база с отлаженной исполнительной системой. Но это, увы, всего лишь очередной пример отвержения краеугольного камня и бесперспективный поиск иного основания для строительства здания. И это другое основание на поверку оказывается лишь песком. А на песке, какого бы сорта, вида и консистенции он ни был, построить что-то надежное вряд ли возможно.

    Яркий пример такого «правдолюбия» – брачные контракты, которые все более входят у нас в моду. Господа юристы просто из кожи вон лезут, чтобы предусмотреть все что возможно и еще чуть-чуть «на черный день». Но за всем этим мелочным прагматизмом сквозит с пугающей очевидностью холодный расчет и эгоизм, недоверие Богу и человеку, которого вроде бы готов был назвать родным. Но вот именно что «вроде бы»…

    Отрицать главенствующее значение благодати в жизни человека – это все равно что засыпать колодец в пустыне, с тем чтобы организовать на его месте выставки, лекции и семинары о пользе употребления воды. Иезуитская и совершенно бесперспективная практика. Духовная, церковная жизнь народа – это единственный источник доброй нравственности и согласия в обществе. Все остальное – лишь производные от этой жизни, ее плоды и последствия.

    Прекрасная мысль – выстраивать действующую систему «правового государства», но эта система не может быть основанием доброй жизни уже потому, что не влияет никак на дух человека, а только на внешний порядок его жизни. И большей частью в виду существующего законодательства человек выстраивает свою жизнь так, чтобы это законодательство технично обходить там, где оно мешает жить «по-своему», и не менее технично использовать там, где оно может помочь в достижении личных целей.

    Главный вопрос именно в том, что человек считает добрым и правильным, к чему он стремится, что считает критерием истины. И вот что получается: основание доброй жизни – это все-таки не совершенное законодательство и строгий контроль над его исполнением, к чему мы сейчас все чаще призываем, а именно согласие человека с Богом, духовное воспитание и образование личности. Умение людей ценить и понимать друг друга, относиться друг к другу с любовью и уважением.

    Вообще у нас очень мало доверия светским законам, которые, как нам кажется, принимаются ограниченным числом заинтересованных лиц в своих же узкокорыстных интересах, а уж применяются и вовсе как кому вздумается. Не зря и раньше еще у нас в народе сложилась поговорка: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Ну а механизмы управления этим «дышлом» всем нам, увы, понятны – это коррупция и власть.

    Так что мы все более приучаемся говорить о собственных правах и «благоразумно» помалкивать об обязанностях, требовать исполнения закона от кого угодно, но только не от самих себя. Больше того, мы вспоминаем о законе именно тогда, когда нам это выгодно. Постепенно вырабатывается даже такой особенный, потребительский взгляд: на людей, на обстоятельства, на окружающую жизнь, когда подмечаются только чужие недостатки, грехи, пороки и всевозможные нарушения, с тем чтобы приобрести из своих наблюдений наибольшую выгоду именно для себя. В конце концов человек превращается в клеветника, брюзгу и начетчика. Он всем недоволен, он видит вокруг только пороки и недостатки – даже там, где их нет, и, напротив, утрачивает саму способность смотреть на жизнь добрым и чистым взглядом, бесконечно боясь быть обманутым. Человек – и это по-настоящему страшно – утрачивает способность быть благодарным, милостивым, утрачивает способность прощать, сопереживать и жалеть других, даже если они действительно в чем-то неправы. Притом сам человек считает себя «правдолюбом» и борцом за справедливость, не замечая, что во всей его страстной и кипучей деятельности нет и толики той подлинной, внутренней правды, которая неразрывно связана с милостью и любовью. В конце концов такой человек сам становится несчастным, потому что, требуя от других строгого исполнения законов и правил и не проявляя ни к кому снисхождения, он отдаляется от людей и остается одинок.

    Как-то мы все чаще телегу толкаем впереди лошади, особенный акцент делая на необходимости внедрения «правильных» законов, в то время как остается не обсуждаемой очень серьезная тема поощрения всего действительно доброго, благотворного и полезного в духовной, нравственной сфере. Даже, возможно, именно эта забота и должна быть главной заботой государства. Помните, в советское время была такая передача: «Алло, мы ищем таланты»? Вот так и нам сейчас надо выискивать, и не только таланты – а примеры подлинного духовного, нравственного здоровья, примеры чистоты и святости не в исключительно-аскетическом смысле, а в самом повседневно-бытовом, если так можно сказать. Выискивать и освещать, поддерживать, поощрять…

    Но кому же озаботиться тем, чтобы примеры добрые, положительные, чистые отыскивать и рассказывать о них, показывать их? Да, конечно, и государство должно озаботиться этим «привитием хорошего вкуса», но и на бытовом, повседневном, житейском уровне всех нас это касается не в меньшей степени. Обратите внимание, как мы привыкли к сплетням, как мы любим поговорить, пусть даже с гневом, о «свинцовых мерзостях» жизни и как мало мы замечаем присутствие всего по-настоящему доброго и святого, и не потому даже, что его нет, а потому, что вкус у нас уже настолько испорчен, что мы каких-то простых и важных вещей не замечаем, не умеем о них говорить, не умеем видеть их красоту и ценить важность. Давайте начнем с себя. Понимаю: еще один наивный призыв, еще один идиллический возглас. Но не в пустоту ведь? Не в пустоту, я верю…

    Сейчас по всей стране с масштабом и широтой истинно русской идет показательная коррупционная порка. Хорошо ли это? Как-то язык не поворачивается сказать, что хорошо. Да, наводится порядок, и это правильно, но эта всероссийская экзекуция именно показывает масштаб проблемы бездуховности, безнравственности, когда люди, облеченные немалой властью и уж наверняка считающие себя порядочными и добрыми, участвуют в банальном по сути, но не по масштабам – воровстве. Какими силами эту… не наклонность даже, а позволение себе – вот именно: позволение себе воровать – какими внешними средствами можно унять? То есть приструнить человека можно и даже нужно, но ведь этого мало – именно мало, если мы хотим не только отвратиться от зла, но и сотворить благо, без чего не может быть движения к процветанию, о чем мы все так много говорим и за что ратуем.

    Это все тот же неизбежный и неотменимый вопрос о важности духовного влияния Церкви на систему воспитания, образования и культуры. Другое дело, что влияние это именно должно быть не административным, а духовным. А в обсуждении вопросов, как это осуществить, – все пути для творческого подхода открыты. Больше того, как бы кто ни возмущался, но именно этот путь – путь влияния Церкви на воспитание, образование и культуру – и есть из всех стратегических вопросов самый важный и определяющий наше будущее. И откладывать всестороннее рассмотрение и решение этого вопроса в угоду иным мнениям – это отказ от спасения утопающих в открытом океане в виду уверенности некоторых из утопающих в том, что они до берега доберутся сами. Пусть добираются, если им так хочется, но почему из-за упрямства и, простите, глупости одних должны погибать остальные?

    Здесь могут возразить, что сколько угодно стран, где люди живут по закону: благополучно, сыто, беспечно и даже вовсе не вспоминая о Боге. Пусть так, хотя глобальный кризис и ставит под сомнение саму возможность такого «благополучия». Но давайте хоть на секунду посмотрим на эту жизнь не только с точки зрения земного комфорта, а и с точки зрения высших запросов человеческого духа. Посмотрим и ужаснемся, потому что поймем: жизнь эта – жизнь мертвая, лишенная духовного измерения, огня, а законы, по которым живут эти «благополучные» страны, все чаще признают нормой очевидное безумие и красотой – уродство. И именно узаконенная ложь позволяет людям не чувствовать ущербности своей жизни и быть уверенными, что у них-то как раз все устроено «по правде», которую они готовы провозглашать и отстаивать с упорством, достойным лучшего применения.

    Священник Димитрий Шишкин
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    18.11.2019 «Переходом на новый стиль они не остановятся...»
    16.11.2019 Межъепархиальный турнир по футболу на Кубок имени святого князя Александра Невского
    15.11.2019 Безошибочный Папа: почему католики зря обвинили Франциска в язычестве
    13.11.2019 Секта СССР
    13.11.2019 Представители Новосибирской митрополии принимают участие в IX Общецерковном съезде по социальному служению
    13.11.2019 Кто проповедует «Сознание Кришны» в Севастополе?
    13.11.2019 "Законные правители СССР" зарабатывают миллиарды на доверчивых пенсионерах - эксперт
    12.11.2019 Сектанты, пока! Том Круз на Украине, cаентология в России

    Трезвое поколение