Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Коммерческий эсхатологизм, или Приятного вам конца света, господа!

    [16.12.2012] Коммерческий эсхатологизм, или Приятного вам конца света, господа!

             

    В последнее время в средствах массовой информации нагнетается массовая истерия по поводу грядущего якобы конца света 21 декабря сего года. Не скрою, когда я брался за этот материал, меня терзали смутные сомнения: а стоит ли вообще на него реагировать? Стоит ли дополнительно тиражировать этот коммерческий бред и способствовать его размножению и рекламе? Потом, ознакомившись с размахом этого информационно управляемого умопомешательства, я понял: ничего нового в его распространение не внесу. А вот хотя бы умеренное противоядие (или слабительное, как угодно) не помешает.

    Итак, откуда дровишки, и с чего взяли распространители этих дурацких слухов, что 21 декабря сего года Земля, по великолепному выражению М.А. Булгакова, налетит на земную ось? Ссылаются на календарь майя (который на самом-то деле до нас не дошел), на какие-то темные и зловещие пророчества. А ларчик просто открывался: напишите цифрами двадцать первое декабря. Правильно: 21.12. А теперь прочтите наоборот. Правильно: получится то же самое. В общем — арифметическая аналогия фразе: «А роза упала на лапу Азора». Но печальная ирония состоит в том, что эта анаграмматическая игра цифр заставляет трепетать континенты и народы. С прилавков стремительно сметают съестные припасы и предметы первой необходимости. Рассказали мне об одном бизнесмене, который на все наличные деньги купил 90 тонн продовольствия, топливо и т. д и пригласил своих сотрудников к себе в бункер. Вместе с семьями, чтобы пересидеть конец света. Это, конечно, делает честь его доброму сердцу, но вряд ли его житейскому уму. И таких случаев, к сожалению, немало.

    Ситуация со студентами еще забавнее и печальнее одновременно. Предупреждаешь их, к примеру, о зачете 22 декабря и слышишь: «А зачем нам учить? Двадцать первого все равно конец света». И смех, и грех. «Гуманоид в небе мчится и кричит: “Кончай учиться!”»

    Почему это происходит? Почему наше общество, кичащееся своей просвещенностью и неверием, столь чутко к апокалиптическим слухам? — Как раз в силу безверия. Сон духовного разума рождает чудовищ. Как замечательно заметил Н.В. Гоголь: «Поди-ка ты сладь с человеком: не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет».

    Нечистая совесть современного человека и отсутствие живой связи с Церковью и приводит его к таким страхам. Ведь свято место пусто не бывает: духовное пространство, предназначенное для веры и молитвы, не может остаться пустым, если нет веры в живого Бога, оно заполняется страхами, призраками, суевериями и всякой дрянью. Именно отсутствие здравой веры и евангельского просвещения и приводит людей к подобным психозам. Ведь если бы люди читали Слово Божие, и в особенности Новый Завет, то руководствовались бы словами: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). И не только ко святым Апостолам, но и к нам обращены слова Христа пред Вознесением: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. А почему так? Отвечает нам Сам Спаситель: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24, 42-51).

    Наше дело — пребывать в бодрственной готовности всегда предстать на Суд Божий, безразлично: на наш частный, после нашей смерти, — или общий, после конца света.

    Если бы люди знали час своей кончины, или кончины мира, то половина пошла бы в желтый дом, (сиречь в психушку), половина пошла бы в ресторан. Или в рюмочную «Вечный зов». У кого на что денег достанет. Одни впали бы в отчаяние, другие пустились бы в разгул, рассчитывая покаяться перед самым концом. Хорошо об этом сказано у Романа Сладкопевца:

    А мы словно дети, говорящие
    Пусть и суд придет, будем наслаждаться, и пред ним лишь воскликнем
    Отверзи»

    (Кондак на десять дев)

    Да только не получится покаяться. Затянет нас пьяная, буйная, блудливая жизнь. И уподобимся мы историческому Фаусту, который заключил с дьяволом договор ровно на 24 года и знал день своей кончины, а что проку? Так и не смог толком покаяться, ибо засосала его дьявольская стихия. Поэтому-то милосердный Бог и скрывает от нас время нашего конца, чтобы мы пребывали в бодром и деятельном, покаянном настрое, чтобы всегда хранили память смертную. Это в Ветхом Завете псалмопевец мог вопрошать: «Скажи мне, Господи, кончину мою, да разумею, чесого лишаюся аз» (Пс. 38). Мы такой вопрос задавать не имеем права, потому что не лишаемся, а приобретаем, ведь «наша жизнь — Христос, а смерть — приобретение» (Филип. 1. 21). Сами притчи, связанные со Страшным Судом и концом, например — притча о десяти девах, о талантах и т. д. настраивают нас на деятельный, напряженный, но и радостный настрой — чаяния Жениха, надежды «войти в радость Господа своего». А те, кто спрашивает о точном дне и часе, напоминают злого раба, который жаждет услышать: «не скоро придет Господин мой». И получают по делам своим.

    Но возникает другой вопрос: а кто провоцирует подобные слухи и распространяет их или покровительствует им? Можно как угодно ругать советскую власть, но она не давала народу впадать в панику и депрессию. В «Собачьем сердце» М.А. Булгаков описал точную картину: торговцы с Сухаревки сели в тюрьму за распространение слухов о марсианине в Обуховском переулке. А тут… Совершенно безопасная организация массового психоза во всемирных и всероссийских масштабах. Как говорится в одном житии: «Не испытывай, сын мой, сей глубины». Но попробуем.

    Причина первая — сбыт залежалого товара, особенно продуктов. Так сказать, коммерческий эсхатологизм, или апокалиптический шоппинг. Устроение апокалиптической распродажи, в которой сойдет все. Заодно обогащаются владельцы кафе, ресторанов и прочих злачных заведений, куда заходит трепещущий народ, чтобы залить эсхатологическую тоску и «утопить весело умы». Пир во время чумы — еще и выгодное коммерческое предприятие.

    Но это лишь первый, внешний уровень. Не стали бы высшие предводители современного постиндустриального общества так рисковать только ради коммерческой выгоды. Ведь толпа бывает страшна, да еще как. Устремится, скажем, к Белому Дому — безразлично где, в Москве или в Вашингтоне, или начнет громить Лондонский Сити, или Уолл-Стрит. Или, даже если до погромов дело не дойдет, то возможен и обратный эффект. Опустят народы руки и не захотят ничего делать. Как в 1000-м году, когда рыбаки отказывались ловить сельдь, а крестьяне — распахивать поля. Все равно-де конец приближается, так чего трудиться? Значит, для системного распространения и поддержки подобных слухов нужны более серьезные основания. Какие?

    Возможно, что-то готовится. Может быть, более серьезное, чем взрыв башен-близнецов в 2001 году. Ведь ресурс спецоперации 11.09.2001 за одиннадцать лет практически выработан. Следовательно, для оживления страхов и манипулирования обществом снова потребна какая-то глобальная провокация, пережив которую, народы облегченно вздохнут: «Слава Богу. Все же не конец света». Или разгромят какую-нибудь очередную ближневосточную страну — Сирию или Иран, например. А мы радоваться будем: «А все-таки не конец света. Все же мы, такие хорошие, живы. Целы и невредимы». Все как в бородатом анекдоте про многодетного еврея, живущего с семью детьми и женой в одной комнате. Как известно, раввин приказал ему поселить еще и козу. А когда козу по его повелению наконец-то выгнали, еврей и его семья почувствовали, насколько счастливо они живут. Роль козы в нашем случае играют слухи о конце света.

    У этой информационной операции есть еще один подтекст. Объективно она направлена на дальнейшую дехристианизацию нашего общества и снятия с повестки дня самой проблемы конца света. Среди сектоведов есть термин: «Великое разочарование». Это то, чему подвергается секта, которой был назначен несбывшийся день конца света. Теперь «Великое разочарование» пытаются устроить для всего человечества.

    Диакон Владимир Василик
    Православие.ру

    Календарь

    Последние новости
    15.10.2019 Пылесосы, личностный рост, религия: как сразу распознать секту
    14.10.2019 Слово на Покров Пресвятой Богородицы святителя Николая (Велимировича)
    14.10.2019 Покров Пресвятой Богородицы
    13.10.2019 Радиация греха: ситуация в России
    12.10.2019 Радиация греха: взгляд из Великобритании
    12.10.2019 Криминал в реабилитационных центрах пятидесятников "Исход" (ХВЕ)
    11.10.2019 О духовном содержании дарвинизма
    10.10.2019 Встреча в Новосибирском речном колледже

    Епархиальный реабилитационный центр во имя св. прп. Серафима Саровского

    Сектовед.ру

    Тайна ложных учений