[03.01.2013] Доклад Патриарха: прочтите, это важно

Одним из действительно важных событий, которыми завершился уходящий год, если не самым важным, является доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 28 декабря 2012 г. Плохие новости — преступления, катастрофы, скандалы, конфликты — быстро привлекают внимание и вызывают горячие обсуждения, сколь эмоциональные, столь и бесплодные. То, что носит созидательный характер, пробивается в информационное пространство с огромным трудом.

В интернете пока широко обсуждался только один абзац доклада, в который вцепились блогеры — сообщение о том, что городские власти, по просьбе Церкви, выделили место на кладбище для погребения сирот. Но об этом подробнее будет сказано ниже.

Доклад Патриарха как описывает ту огромную созидательную работу, которую проводит Церковь, так и обозначает планы на будущее. Это довольно объёмный текст, но всем верным чадам Русской Православной Церкви (и не только им) стоит прочитать его полностью. Воды, какого-то пустого официоза в тексте нет; зато есть прямые и конкретные ответы на вопросы, которые ставят люди внутри и вне Церкви, пастырские наставления, вносящие ясность в то, как нам надлежит нести наше служение.

Патриарх начинает с подробного отчета о своей деятельности. Ожидая от других готовности отчитаться в своем служении, Патриарх и сам показывает пример этого. Затем он говорит о том, какую работу Церковь  проводит в больницах, в тюрьмах, как помогает бездомным — и с какими препятствиями при этом сталкивается.

Миф о «сращивании Церкви и государства» опровергается, в частности, примерами того, как непросто и негладко складываются отношения у православных благотворительных организаций, пекущихся о больных и бездомных, с местными властями. Но Патриарх и прямым текстом обращается к этому мифу:

«Важно понимать, что Церковь и государство – совершенно разные установления: Церковь не собирается усваивать себе государственных функций, поскольку ее задача – не поддерживать законность и внешний порядок, чем, собственно говоря, и занимаются институты светской власти, а насыщать души людей, заботиться об их духовно-нравственном состоянии, утверждать евангельские ценности в жизни общества. 

Более того, Церковь не стремится к обретению статуса государственной.Горький опыт прошлого столетия показал, что любая привязка к государственной машине чревата тем, что со сменой политического строя Церковь будет неизменно отождествляться в сознании людей с прежним курсом и режимом. Но Церковь находится вне политики, она выше политических страстей и разделений. Церковь свидетельствует о «Царстве Духа», объединяет людей на основании евангельских ценностей и идеалов, соединяет людей во Христе.

Повторяю: распространение мифа о сращивании Церкви и государства является ничем иным, как одним из способов борьбы с Православием. И в распространении этого мифа заинтересованы те, кого раздражает сам факт присутствия Церкви в публичном пространстве, раздражает ее возрастающее влияние на формирование у наших соотечественников определенных ценностных приоритетов – приоритетов, которые не согласуются с навязываемым ныне обществу потребительским образом жизни.»

Впрочем, те же люди, которые негодуют на это воображаемое «сращивание» в то же время критикуют Церковь за то, что она не берет на себя государственных функций, не вмешивается в судопроизводство, в принятие законов, в преследование преступников и другие государственные дела. На таких людей все равно не угодишь — как сказано в Евангелии, «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. (Лук.7:32)»

Патриарх также обратил внимание на особую ответственность христиан за свое поведение. В наше время все, что можно сделать предметом смущения и соблазна, употребить для нападок на Церковь, обязательно будет использовано заинтересованными лицами. Современные технологии в течении буквально нескольких минут делают любые события достоянием широчайшей гласности: «В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу. Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций. Несомненно, что ряд СМИ прибегает к использованию недостоверной, заведомо ложной информации, практикует технику информационных вбросов. Эти методы, характерные для информационных войн, подчас используются и против Церкви. Церковь учит людей праведной жизни, и мы, ее члены, как я уже сказал, призваны быть примером для неверующих и маловерующих не только в словах, но и делах. Тогда мы выиграем любую информационную войну, не вступая в нее»

Заметная часть доклада посвящена деятельности Церкви в интернете. Патриарх тепло отозвался о тех православных христианах, которые используют современные технические возможности для того, чтобы проповедовать слово Божие, нести духовное просвещение, разоблачать клевету и отражать нападки, которым подвергается Церковь. Вместе с тем, он обратил внимание на опасности, которые могут ожидать верующих в СМИ и социальных сетях: «Современные СМИ, особенно Интернет, с одной стороны, каждому подарили право свободно высказываться, но, с другой стороны, они же стали и своеобразной ярмаркой тщеславия, шумным базаром, на котором побеждает тот, кто кричит громче.

В условиях острой конкуренции идей, точек зрения в ход идут самые жесткие способы борьбы за внимание аудитории. Но, к сожалению, на рациональное убеждение зачастую не остается времени ни у отправителей, ни у получателей информации. Гораздо проще завоевать внимание аудитории через эмоции. Именно поэтому современные массмедиа чаще апеллируют к инстинктам и низменным чувствам, чем к рассудку и совести. Ради повышения рейтингов читаемости некоторые медиаресурсы не только могут воспользоваться некачественной, недостоверной и непроверенной информацией, но и нередко не стесняются прибегать к откровенной, прямой лжи, чтобы «жареными» новостями привлечь внимание людей.

Нередко и нам навязываются подобные законы. Священники, посещающие теле- и радиопрограммы, рассматриваются как участники склок на потеху публике. К сожалению, некоторые из нас вольно или невольно становятся жертвами подобного формата общения. Это позорит достоинство священнослужителя, призвание которого быть не самым крикливым участником спора, но свидетелем Истины. Победить человека в споре – «пиррова победа» для пастыря, если это вызывает ожесточение и ненависть оппонента. Если клирик не способен сохранять пастырское достоинство в дискуссии, лучше вообще в нее не ввязываться»

Патриарх особенно обратил внимание на безобразные препирательства, которые иногда возникают между православными людьми в интернете — на глазах у всей сети и на потеху противникам: «Естественное для Церкви разномыслие, о котором говорил апостол Павел (см. 1 Кор. 11, 19), отражаясь в информационной среде, подчас принимает абсурдные формы. Многообразие мнений вполне проявилось в оценках многих событий минувшего года. В виртуальном пространстве формируются группы церковных либералов и консерваторов, которые ищут не Истину, не правду Божию, а способ как больнее уколоть, острее уязвить друг друга. Это весьма печальная тенденция. Внутрицерковные разделения, распри и вражда – свидетельство младенчества в вере, ребячества, которое подчас принимает хулиганские формы. Но если для медийного формата общения подобные явления вполне естественны, поскольку соответствуют современным представлениям о свободомыслии, то для нашей многовековой церковной традиции все это глубоко чуждо, как чуждо и противно это самому духу Евангельского учения»

В самом деле, нам часто кажется, что социальные сети — это место легкой, безответственной болтовни; Патриарх еще раз напоминает, что это ни в коем случае не так: «Современный человек огромное количество времени проводит в Интернете. Вовлекаясь в виртуальное общение в социальных сетях и на форумах, он при этом легко поддается иллюзии анонимности и примеряет на себя различные поведенческие маски. Все это порождает многовекторность существования личности, лишает ее внутренней цельности. Кому-то кажется, что Интернет освобождает от ответственности за свои поступки и слова, ведь никто не видит твоего лица перед монитором и можно спрятаться от других за выдуманным именем – «ником». А потом, выплеснув на собеседника весь поток негативных эмоций, обидев кого-либо, можно просто выключить компьютер и никогда больше не заходить на этот сайт. Некоторые на исповеди раскаиваются только в тех грехах, которые они совершили в реальной жизни, вычеркивая из памяти все свои интернет-похождения, словно это было сделано не ими.

Живя в информационном обществе, пользуясь Интернетом и другими современными средствами коммуникации, мы тоже оказываемся искушаемыми соблазнами нашего времени. Будем же бодрствовать сами и помогать другим не попадаться в сети искушений. Будем бдительны и в отношении своих собственных слов и поступков, не давая повода, ищущим повода (см. 2 Кор. 11,12), дабы не похулилось имя Божие и не посрамилась наша вера»

Высоко оценив гражданскую активность православных, особенно проявленную во время процесса над известной панк-группой, Патриарх в то же время подчеркнул недопустимость каких-либо насильственных действий, которые не могут принести Церкви ничего, кроме вреда: «К сожалению, православные акции по защите веры становятся местом для провокаций, которые затем используются противниками Церкви в своих целях. Все хорошо помнят, что Интернет был наводнен видеозаписями физического насилия некоторых лиц, именующих себя православными, над сторонниками скандальной панк-группы, пришедшими поддержать кощунниц. Мне уже приходилось высказываться на эту тему, и я еще раз хочу подчеркнуть: мы призваны отстаивать свою позицию исключительно мирными средствами. Руководствуясь святоотеческими наставлениями, необходимо уметь различать грех, нуждающийся в безоговорочном осуждении, и самого грешника, по отношению к которому всегда дÓлжно действовать в соответствии со словами Христа Спасителя: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44)»

Та враждебность к Церкви, о которой упоминал Патриарх, не замедлила себя проявить — из всего многостраничного доклада блогеры выцепили один фрагмент, в котором Патриарх,  отчитываясь о своей работе, упомянул о том, что «Мною было направлено обращение в Правительство столицы о выделении на одном из московских кладбищ специального участка для христианского погребения детей-сирот. В настоящее время на открывшемся в октябре 2012 года Алабушевском кладбище города Москвы выделен участок площадью 0,45 га. В данный момент оформляется необходимая документация и разрабатывается проект благоустройства участка»

Поскольку доклад делался в тот же день, когда Президент подписал печально знаменитый «Закон Димы Яковлева», в одном из своих пунктов запрещавший гражданам США усыновлять российских сирот, блогеры немедленно связали слова Патриарха с этим законом — мол, Патриарх тут же решил закопать сирот, которые умрут от того, что Путин не пустит их в Америку. Церковь, де, в тесном союзе с государством, готова скорее закопать  сирот в нашу православную землю, чем отпустить их жить к еретикам. Такова страшная лютость РПЦ и, конечно же, ее «срощенность с государством».

Что же, истерия, охватившая антиклерикальный интернет, весьма показательна. Более того, она указывает на символ, который — подобно белой ленте — следовало избрать бы себе нашим антицерковным блогерам. Таким символом, определенно, могла бы быть шапочка из фольги, которую, согласно интернет-фольклору, носят люди, полагающие, что ЦРУ, КГБ, инопланетяне, или другие зловещие силы читают их мысли. Люди пытаются таким образом экранировать свой мозг от их вмешательства. Такая шапочка могла бы вполне отражать состояние умов наших антиклерикалов — как и их любовь к серебрянному цвету.

Впрочем, многим блогерам и без фольги удается экранировать свой мозг от самой очевидной информации и самых простых соображений. Например, той мысли, что если бы кладбище для сирот было как-то привязано к этому закону, то объявление о нем выглядело бы совсем не как его поддержка, а как намек на то, что закон плох и приведет сирот к смерти. И что любая связь между докладом Патриарха и законом крайне маловероятна уже потому, что доклад определенно готовился заранее, а решение о выделении места на кладбище просто не могло быть принято в  один день. А потратив тридцать секунд, можно было убедиться, что вопрос о выделении места для погребения сирот был поставлен чуть больше года назад, на прошлогоднем Епархиальном собрании. 23.12.2011, очень задолго за «Закона Димы Яковлева», было обнародовано решение: «Обратиться к городским властям с ходатайством о содействии в выделении на одном из московских кладбищ специального участка земли для достойного христианского погребения детей-сирот». Христиане полагают, что человек — в том числе сирота — имеет право на достойное погребение, и полагали это со времен апостольских.

Некоторые говорят, что Патриарху, чтобы избежать буйства в  интернете, стоило опустить этот момент в своем докладе. С этим трудно согласиться — дата Епархиального собрания, как и содержание доклада, определялись заранее, когда никто не мог знать, что там в этот день будет подписывать Президент, а менять что-то под влиянием текущих событий было бы хлопотно — да и, главное, зачем? Дело, о котором сообщал Патриарх, было добрым. В любом случае, было бы неуместно относиться к антицерковной тусовке в интернете по принципу «голубчики, не рассердите». Люди, пребывающие в столь бедственном состоянии, всегда найдут повод его продемонстрировать. И вовсе не они должны указывать Патриарху, о чем ему говорить и о чем умалчивать.

Мир, в котором мы живём, раздираем конфликтами — люди борются за власть, за ресурсы, за влияние, но Церковь обращает наше внимание на единственно важную борьбу — борьбу за умы и сердца, за вечные души людей. В этой борьбе у Церкви есть непримиримый противник, которого сам Господь называет «человекоубийцей от начала». Наша брань не против плоти и крови, как говорит Апостол, то есть не против людей, но от этого она не становится менее напряжённой. Церковь есть Церковь воинствующая, и она нуждается в мудром руководстве, с одной стороны, и дисциплинированном послушании, с другой.

Поэтому нам так важно обратить внимание на то, что говорит Патриарх. Весь текст стоит прочитать полностью; здесь мы обратили внимание только на несколько его фрагментов.

Сергей Худиев
Радонеж