[26.06.2013] Новая атака

Мы все помним медийную кампанию против Церкви, прошедшую в 2012 году; очевидно, эта кампания не последняя, и нам стоит подумать, чего ожидать в будущем. На Западе сейчас антицерковные кампании разворачиваются под знаменем “борьбы за права сексуальных меньшинств”, и нам следует ожидать того же. Но прежде, сделаем небольшой исторический обзор.

Развитие христианской Европы веками определялось творческим конфликтом между двумя типами мировоззрения - христианским консерватизмом и тем, что можно было бы обозначить как “идеология великого проекта”. Эта идеология наиболее ярко проявила себя в коммунизме - но, разумеется, существовала задолго до него и никуда не делась с его крахом. При этом идеология не является чем-то вроде марсианского вторжения - она растет на христианской почве, под христианским влиянием и, в свою очередь, оказывает влияние на христиан. Ее можно было бы назвать “христианской ересью” в том смысле, что она искажает именно христианский взгляд на мир - и могла бы возникнуть только в христианской цивилизации. Как и всякая ересь, она может выделять - и подчеркивать - какие-то элементы истины, искажая или отрицая другие.

Слово Божие возвещает новое небо и новую землю - “великие проекты” обещают построить то и другое здесь, на земле. Евангелие есть весть о спасении - и “великие проекты” обещают спасение. Только христиане верят в спасение, исходящее от Бога, “великопроектники” - в спасение, которого должны достигнуть сами люди. “Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой - добьемся мы освобождения своею собственной рукой” - лозунг не только коммунистов, а великопроектников вообще.

Поскольку личного бессмертия великие проекты никому не обещают, спасение носит коллективный характер - они обещают справедливое, гуманное и процветающее общество, в котором все проблемы будут разрешены с помощью разума и науки, а человечество объединится под властью мудрого и добродетельного правительства. В эпоху холодной войны, когда Запад противостоял самому масштабному из “великих проектов” - коммунизму - логика противостояния подталкивала Запад к христианскому и консервативному концу спектра, “христианский Запад против безбожного коммунизма”. С провалом коммунистического проекта призрак коммунизма, покинув развалины СССР, вернулся в европейские столицы - многое потеряв, но сохранив некоторые фамильные черты, свойственные великим проектам вообще.

И одна из этих черт не меняется со времен, по крайней мере, Эпохи Просвещения - чтобы построить светлое будущее, человечество должно отвергнуть традиционную религию, и Христианство прежде всего. Христианство - естественный враг великих проектов; оно консервирует там, где великие проекты хотят свой новый мир построить; оно усматривает главную проблему человечества в греховности самой природы человека, а для великих проектов принципиально, что проблемы являются чем-то внешним по отношению к нашей природе - ведь только тогда их можно окончательно решить. Христианство смотрит на любые попытки создания мирового правительства с крайней настороженностью - помня пророчества Писания - а для всех великопроектников такое правительство является светлой мечтой, зарей новой и прекрасной эры всеобщего мира и гармонии. Христианство с большим неодобрением смотрит на социальные эксперименты, особенно, касающиеся семьи - для великих проектов сама идея богоустановленных норм и правил невыносима. Еще “манифест коммунистической партии” в 1948 году провозглашал общность жен.

Разумеется, нынешних европейских и американских либералов нельзя отождествлять коммунистами; но их идеология представляет собой версию того же штамма, который породил коммунизм, и общие черты того и другого неизбежно порождают их конфликт с Христианством.

“Великие проекты” могут быть довольно разными - кроме коммунизма мы можем вспомнить, например, другой проект научного спасения общества - евгенику, получившую чрезвычайное распространение в предвоенные годы, а потом, на фоне преступлений нацистов, впавшую в немилость. Считалось научно установленным, что многие общественные язвы - преступность, бродяжничество, алкоголизм, и другие - обусловлены “плохой наследственностью”, и, сдерживая размножение людей с “плохой” наследственностью и поощряя с “хорошей” можно прийти к гораздо более здоровому, красивому, законопослушному и процветающему обществу. В одних США в ходе евгенических мероприятий было насильственно стерилизовано около 60 тысяч человек. Характерно, что либеральные религиозные общины - такие, как Епископальная Церковь США - поддерживали это, в то время как католики и консервативные протестанты выступали против, естественно, навлекая на себя обвинения в отсталости, мракобесии и противлении общему благу. Сейчас, конечно, евгеника осуждена как ненаучная, аморальная и нарушающая права человека. Религиозные мракобесы вроде Г.К.Честертона, автора книги “Евгеника и другие виды зла” (1922) оказались правы, а силы “прогресса и науки” - нет. Как и в другом случае - расовой теории, которая сто лет назад была вполне научным мейнстримом в университетах США и Европы. Можно почитать книгу другого антинаучного религиозного мракобеса - Хиллэра Беллока, который в своей книге “Европа и вера” отвергает считавшееся тогда научным расовое понимание истории, чтобы подчеркнуть роль христианства в формировании европейской цивилизации. Сегодня расовая теория сделалась предметом ужаса и посмеяния, и в ее научность не верит никто, кроме нескольких фриков - а ведь когда Беллок писал эту книгу, он выглядел отсталым церковником, тщетно восстающим против света науки.

Нынешнее движение, упирающее на гомосексуализм - далеко не первый прогрессистский проект, и оно разделяет со своими предшественниками принципиальные родовые черты - апелляция к науке, клеймление несогласных как мракобесов и врагов прогресса, провозглашение своей неизбежной победы. “Победа коммунизма неизбежна” - помните?

Прошлые прогрессистские проекты, которые провозглашались в качестве магистральной дороги человечества, закончились так, как они закончились - и те, кто их поддерживал, понесли на себе позор, так что сострадательные биографы стараются замолчать эти страницы в жизни известных научных, политических или религиозных деятелей.

По-видимому, гомосексуализм является скорее средством, чем самоценностью - многие люди, лично страдающие расстройством полового влечения, предпочли бы быть оставленными в покое, а не быть вытащенными на арену политической борьбы. Но “борьба с гомофобией” слишком удобный инструмент для нападок на Христианство, чтобы заинтересованные лица им пренебрегли. Либеральные общины, которые (как и в случае в евгеникой) поддержат новые веяния, фактически распишутся в том, что предыдущие две тысячи лет они (и их предшественники) лгали, полагая грехом то, что теперь, по их признанию, грехом больше не является - и, таким образом, полностью подорвут свои претензии на какое либо учительство. (Отметим, что посещаемость либеральных церквей стремительно падает). Консерваторов, которые захотят держаться того, чему христиане учили эти две тысячи лет, можно будет третировать (и даже законодательно преследовать) как “проповедников ненависти” и “дискриминации”. Католическая Церковь уже объявлена американскими гей-активистами “группой ненависти”, наравне с Ку-Клукс-Кланом, из-за ее отказа считать однополый союз “браком”. Для любого, кто захочет подорвать влияние Христианства, гей-движение является идеальным идеологическим инструментом.

Причем идеология эта носит отчетливо тоталитарный характер; признак тоталитарной идеологии - несогласие с ней есть преступление. Человек, не разделяющий ее не просто неправ - он злодей, псих, враг прогресса и общего блага. Что мы и видим - любой, кто начинает, в какой бы то ни было форме, выражать сомнения в утверждениях гей-идеологов, есть “гомофоб” - то есть злодей и преступник, аналогичный расисту.

На Западе Христиане уже сталкиваются с огромным давлением; до нас это добирается с опозданием, но уже добирается. Как будет выглядеть атака? Западный опыт позволяет себе представить, как.

Во-первых, мы столкнемся с бурными медийными кампаниями вокруг преступлений, которые можно будет интерпретировать как “гомофобные” - собственно, мы это уже видели на примере “волгоградского убийства”. Очень скоро оказалось, что убитый - никакой не гомосексуалист, и убийцы об этом знали, но это не помешало кампании на тему “убили гея, виновата дума и РПЦ”. Когда жертвой гопников станет настоящий гомосексуалист, мы увидим кампанию, раскрученную уже на все обороты, с привлечением зарубежных знаменитостей, Совета Европы и Госдепа. Для этой кампании будет особенно полезно, если убийцы будут позиционировать себя какими-нибудь православными боевиками, очищающими Святую Русь от проклятых содомитов. И тут важно отдавать себе отчет, что любой самозаявленный православный, который поднимет руку на гомосексуалиста (а грань между побоями и смертоубийством можно перейти совсем незаметно), является пособником врага и соучастником его планов. Будет ли он подкупленным провокатором или просто идиотом - неважно. Важно отдавать себе отчет, что это ни в коем случае не наш, а их полезнейший союзник.

Во-вторых, мы столкнемся с кампанией разоблачений сексуальных злоупотреблений в среде духовенства. Мы видели это на примере католиков - большинство безобразий, которые сделались предметом общественного возмущения, произошли десятилетия назад, так что их жертвам, на момент преступления, чаще всего, юношам, на момент раскрытия было по 40-50 лет, число сексуальных преступников среди католических священников не превышало такового среди, например, тренеров или учителей, но вся кампания принесла великий вред Церкви из-за того, что выяснилась реакция священноначалия. Вместо того, чтобы просто лишить негодяев сана и возможности творить свои безобразия, их преступления скрывали, и их отправляли “на покаяние”, полагая, что они исправятся - что оказывалось не так. Возможно, те, кто покрывал злодеев и развратников, искренне полагали, что служат церковному благу или оказывают милосердное снисхождение оступившемуся собрату. Сейчас очевидно, что это было ужасной ошибкой.

Склонность к половым извращениям не является чем-то врожденным и непреодолимым - тут гей-пропаганда просто говорит неправду - но она является довольно устойчивой. Было бы ошибкой направлять алкоголика на ликеро-водочный завод. Еще более ужасной ошибкой было, со стороны католического начальства, направлять погоревших извращенцев на приходы, где они опять занимались тем же самым.

Есть известная поговорка, что гораздо лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Опыт католиков показывает, что любой церковный деятель - священник, епископ, видный мирянин, против которого можно выдвинуть обоснованные обвинения в сексуальной извращенности, это мина в теле Церкви, мина, которая обязательно, непременно, вне всяких сомнений будет подорвана. Надеяться на то, что это по каким-то причинам не произойдет, нет никаких оснований.

Ожесточенность нападок на Церковь будет расти по мере роста ее влияния. Есть все основания полагать, что еще одна массированная атака против Русской Православной Церкви будет предпринята - скорее раньше, чем позже. Пока у нас есть передышка, мы можем подумать о том, как к ней подготовиться.

Сергей Худиев
Радонеж