[08.07.2013] Убожество и богатство

На днях мне живописали картину.

Представьте себе совершенно разорившийся после развала СССР совхоз-миллионер. Земли, заброшенные и сплошь заросшие бурьяном и – монополист… он только один и способен поднять, освоить эти заматеревшие гектары. И он вкладывается в это дело, растит сады – но яблоки в них хоть и с дыню величиной, только есть их небезопасно. Даже червяк, что называется, «не берет». Остерегается. Не для еды яблочки – на продажу.

А сам монополист – лицо, так сказать, физическое – сидит под навесом пьяный, простите, в зюзю, и физиономия его значительная раскраснелась, и пряди прилипли ко лбу, а перед ним опустошенная бутылка дорогущего коньяка. Идет дождь, практически ливень, и за пределами навеса этого непролазная грязь, и в этой грязи перед монополистом нашим – пляшут и поют цыгане. Как вам картина? И это не выдумки, не зарисовки из позапрошлого века… во всяком случае, людям, которые рассказывали мне это, можно доверять. Но вы только подумайте, какая тоска по утраченным традициям!.. Цыган, да еще поющих, надо было ведь как-то найти, да и заплатить им, чтобы они вот так плясали и пели в грязи под дождем…

А еще рассказывают, что у чудесного этого человека есть два пруда, и в одном он держит исключительно форель, а форель, как известно, рыба капризная, и воду для этого пруда беспрестанно качает из глубоченной артезианской скважины мощный насос, и солярки на его работу, как говорят знающие люди, в день уходит столько, что хватило бы на суточную работу тракторной бригады…

А второй пруд попроще – с карасиками, и насоса тут нет. Когда в прошлом году приключилась засуха, пруд обмельчал до крайности, так что местные жители стали приходить и подсаками этих карасей тягать. Но хозяин об этом узнал, прислал и приставил к пруду крепких хлопцев с бритыми затылками и местных подпускать к пруду категорически запретил. В конце концов из высохшего пруда вывезли на свалку два КАМАЗа дохлой рыбы… Дескать: смотри, холоп, и чувствуй…

Ну хочется нашему брату барином побыть или купцом (непременно чтоб первой гильдии), помещиком или графом… дворянином, на худой конец – благородным потомком дворника и дворянки. Грустно только, что утраченные традиции былых сословий почему-то вспоминаются нами не самые лучшие.

Вообще любопытно отношение большинства не к богатству, нет – и это примечательно, – а к богатым. Их, в общем-то, не любят, ругают и винят во всех бедах, но что-то я не часто слышал, чтобы от возможности личного обогащения, пусть и гипотетической, кто-нибудь «открещивался». «Богатых не люблю, но сам быть богатым мечтаю» – забавная философия, согласитесь. И это ведь философия большинства.

Говоря об отношении Православия к богатству, первое, что приходит на ум, и думаю, не мне одному, – это слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19: 24). И как-то сразу эти слова почти автоматически понимаются в том смысле, что ох как тяжело богатому человеку попасть в Царствие Божие, не то что нищему… И тут же вспоминается кстати притча о богатом и Лазаре и геенна, в которой горел первый… Но всё ли так однозначно, и о чем именно говорил Господь?

А вся полнота Священного Писания и Предания, весь опыт многовековой жизни Церкви свидетельствуют о том, что не богатство само по себе является препятствием для спасения, равно как не нищета является его гарантией, а отношение человека к своему богатству или бедности определяют его духовное состояние. Больше того, отношение человека к Богу и к ближнему своему. И вот об этом именно и хотелось бы поговорить сегодня, пусть даже в контексте темы богатства и бедности. Потому что именно это кажется важным.

У нас в стране много бедных и нищих людей, и абсолютное, надо полагать, большинство эту свою бедность воспринимают с досадой, считают ее проблемой, которую надо преодолеть, и даже зачастую преодолеть во что бы то ни стало. И эти слова – «во что бы то ни стало» – слова на самом деле страшные – объясняют многое из того, что творилось в кровавые девяностые и что творится доселе – имею в виду экспансию, чрезвычайное распространение алчности, жестокости, насилия, коварства и лжи… всего того, что губит добрые ростки праведности, даже если человек в этой своей погоне за богатством и земным счастьем «во что бы то ни стало» так и не сделался ни богат, ни счастлив. Само расположение его сердца и ставит его в положение того, кому «труднее войти в Царствие Божие», нежели верблюду в малые городские врата («игольные уши»).

И мы видим людей, пусть немногих, кто эти свои богатства, порой действительно несметные, таки «нагребли» вопреки всему и именно «во что бы то ни стало». И богатства эти посреди страшной нищеты и разрухи выставляются напоказ как достоинство, являя пример совершенно извращенной нравственности. Ведь если и существует «высшая степень порочности», то это именно нелепое стремление нечто постыдное демонстрировать перед всеми как достижение и предмет особенной гордости. И именно в наших соотечественниках эта нелепость как-то особенно ярко видна. Люди точно не знают, что со своими богатствами делать. Это как новая игрушка, недолгая радость обладания которой являет собой вершину пути, а дальше… а дальше радость обладания притупляется, меркнет, и вот ее уже почти совсем нет, и человек привыкает даже к своему богатству, дальше не знает – именно не знает, – что ему еще делать, чтобы достичь радости… А поскольку он привык думать, что радость возможна только как результат обогащения, обладания чем-то предметным и чувственным, то он начинает вкладывать свои миллионы в какие-то совершенно не нужные ему на самом деле вещи… в дорогущие особняки… в самолеты… в футбольные клубы… в «дорогих» женщин, которые именно и являются для их «обладателей» не более чем приобретением – живыми игрушками, – позволяющим еще пощекотать приятно собственное самолюбие, поиграть в «любовь» и от которых потом можно будет так же легко избавиться, как от любой другой надоевшей вещи.

И в этом контексте две относительно недавние смерти… двух товарищей по исканию богатств и славы – Бадри Патаркацишвили и Бориса Березовского – очень показательны. В том смысле, что за этими смертями сквозит совершенно очевидная, просто оглушающая пустота – пустота и горечь разочарования. Для чего это всё было? Для чего?!

Мне кажется, сейчас всё более будет в нашем Отечестве появляться людей, которые в результате многолетней и упорной борьбы, гонки за богатством достигнув действительных «высот» в области стяжания материальных благ и насладившись вполне «счастьем» обладания ими… – всё больше таких людей, как мне кажется, должны будут задаться этим простым, но важным вопросом: а для чего всё это? И вот тут перед всяким честным, а тем паче православным, человеком должен возникнуть очень простой, но единственно верный ответ: «Для того, чтобы раздавать». И это есть единственный ответ, который может принести отраду душе и надежду на примирение с Богом и людьми. Причем речь даже не идет о том, чтобы раздать всё до последней нитки и следовать затем за Христом, хоть это мы и признаём идеалом. Но вот какие удивительные слова по поводу богатства, отношения к нему говорит апостол Павел:

«Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 13– 14).

Человеку для комфортной жизни (физической и душевной) нужно совсем не много. Ну, здоровье и благополучие родных и близких – это понятно. Но даже если мы говорим о хорошей еде, о хорошем доме, о хорошей одежде, о приличных бытовых условиях жизни… – то такие условия жизни ведь совершенно несоизмеримы часто с теми затратами, которые позволяют себе люди, желающие жить не просто хорошо, но роскошно. И эта жадность, необузданное плотоугодие и есть, как думается, главная преграда на пути к достижению Царствия Божиего, а значит и к собственному счастью, которое без мира душевного, без спокойствия совести невозможно.

Убожество человека во всех областях имеет одну причину и основание – отрешенность от Бога. Совмещение же богатства с внутренним, нравственным убожеством приносит ужасающие плоды. Не в осуждение говорю, а в качестве констатации факта. Увы, мы все – бедные и богатые – имеем отношение к этому внутреннему, нравственному убожеству. Все мы – лишенные в силу многих причин доброго христианского воспитания и образования – в той или иной мере убоги. Вопрос не в том, что все богатые убоги, а бедные все – благородны. Нет, но вопрос в том, чтобы всем нам – бедным и богатым – учиться преодолевать свое убожество и становиться другими, Божиими чадами. Учиться искать прежде Царство Божие и правду его, находясь каждому в своем звании и состоянии.

И даже если мы стремимся как-то улучшить свои бытовые условия, то не полагать это главной целью жизни, а только пожеланием вторичным по отношению к стремлению жить по совести, в согласии с правдой Божией. Здесь именно во главу угла становится вопрос приоритетов. И этот простой вопрос, оказывается, решает так много!

Мне всё вспоминается Греция времен ее благоденствия. Во время двухмесячной командировки туда в 2006 году мы жили в монастыре, расположенном на горе. И первое, что меня изумило, – это прекрасная асфальтированная дорога, ведущая к монастырю. Однажды, когда мы ехали по ней, гид рассказал, что эту дорогу за свой счет проложил очень богатый и в то же время боголюбивый человек – директор крупного асфальтного завода (не помню, к сожалению, его имени).

А через некоторое время этот человек пригласил в свой дом правящего митрополита с его зарубежными гостями, среди которых оказались и мы. Мне к тому времени уже приходилось бывать в домах наших постсоветских нуворишей, и я примерно представлял себе дом богатого человека, хотя в домах настолько богатых людей, как пригласивший нас, я и не бывал, так что ожидал встретить какую-нибудь роскошь необыкновенную.

И знаете, что меня поразило в этом доме весьма богатого человека? Его скромность. Да, там были и пальмы во дворе, и бассейн, и добротный дом, конечно… И было видно, что всё это – имение богатого человека, но… не более того. Вы понимаете? Именно чувствовалось, что человек никак не кичится своим богатством, не стремится его подчеркнуть, выпятить, не стремится удивить всех своей роскошью… Я, может быть впервые в жизни, увидел богатого и даже очень богатого, но не тщеславного, не больного своим богатством человека. Мы провели прекрасный вечер у него в гостях. Во дворе на открытом огне готовилась простая, но вкусная пища, мы сидели за столиками во дворе, ели, пили хорошее сухое вино, пели русские и греческие песни, разговаривали… и видно было, какую неподдельную радость доставляет этому человеку возможность проявить свое гостеприимство, как радовался он радости гостей… И видно было, что это именно в крови у него, что это умение отдавать, это радушие и есть то благое приобретение, которое показывает глубину его мудрости и действительного боголюбия. И я знаю, что не только строительством дороги и приемом священнослужителей этот добрый человек угождает Богу, но и многими делами благотворительности прикровенной.

Тогда, в гостях, мне всё припоминались те «дворцы» куда менее состоятельных людей, которые я уже успел посетить на родине. И как же тогда бросалась в глаза нравственная, душевная ущербность их обладателей, их стремление именно к роскоши, к блеску и именно там, где вокруг столько нищеты и связанной с ней горя, боли и слез.

И пусть Греция сейчас, несколько лет спустя, сама оказалась в затруднительных обстоятельствах, но я знаю, верю, что благородство греков, их великодушие и умение видеть боль и нужду других, их деятельное сострадание обязательно привлекут к ним милость Божию и они, пусть даже претерпев немалые трудности, только приобретут духовную пользу, сплотятся теснее вокруг Христа и Его Церкви.

Дай-то Бог, чтобы и мы, независимо от звания и состояния, научились наконец думать не только о себе, но и о других, богатеть не «в себя», а в Бога! Словом, нам всем – богатым и бедным – надо изживать в себе убожество мнения, что радость и полнота жизни зависят главным образом от богатства, достатка и роскоши.

И подтверждением этой необходимости пусть нам служат слова Господа:

«Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15).

Священник Димитрий Шишкин
Православие.ру