[03.08.2013] Пятидесятникам закон не писан?

В середине июля текущего года некоторые СМИ поспешили распространить информацию о том, что «В Таганроге прокурор требует ликвидации протестантской церкви «Исход». «3 июля 2013 года в Неклиновском районном суде Ростовской области начался суд по делу о ликвидации местной религиозной организации Таганрога – Церкви христиан веры евангельской «Исход». С иском о признании незаконной деятельности религиозной организации 13 мая 2013 года в суд обратился прокурор Неклиновского района».

Эту же глупость со ссылкой на «информационно-аналитический центр «Сова» «О новом прецеденте судебного преследования российских протестантов» 11.07.2013 повторил портал «ReligioPolis», поспешив упомянуть о «клерикальной антикультистской кампании». Дело на контроль взял уполномоченный по правам человека при Президенте РФ В.П. Лукин, о чём направил письмо на имя председателя Неклиновского районного суда.

Но что же происходит в Неклиновском районе (а вовсе не в Таганроге) на самом деле?

В декабре 2012 - марте 2013 гг. в ходе прокурорской проверки НКО, общественных и религиозных объединений на предмет соблюдения «антиэкстремистского» законодательства на основании выявленных многочисленных нарушений в сфере противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также лицензионного законодательства в части оказания медико-социальной реабилитации больным алкоголизмом и наркоманией, прокуратурой Неклиновского района в Неклиновский районный суд направлен иск о запрете деятельности реабилитационных центров МРО ЦХВЕ (пятидесятников) «Исход» г. Таганрога в с. Николаевка и с. Дарьевка Неклиновского района Ростовской области.

Претензии у прокуратуры к «исходовцам» не в том, что они – пятидесятники, а в том, что они создали сеть так называемых «реабилитационных центров», где, якобы, получают возможность выздоровления люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью. Однако на поверку эти «реабцентры» оказались не полноценными учреждениями, организованными в соответствии с медицинскими и санитарными требованиями, а убогими строениями, в которых свезённые со всех концов России и Украины алкоголики и наркоманы ютятся на двухъярусных нарах, а некоторые вынуждены спать на матрасах в проходах между кроватями. О соответствии всего этого санитарным нормам не могло быть и речи. А главное – МРО ЦХВЕ «Исход» г. Таганрога не имеет и не может иметь лицензию на оказание услуг социальной и медицинской реабилитации, поскольку, в соответствии с законом, цель создания религиозного объединения граждан – их объединение на основе общей веры для удовлетворения своих религиозных потребностей.

Т.е. никакой «клерикальной кампании» нет, а есть религиозная организация, незаконно занимающаяся деятельностью, на которую она права не имеет. Это как раз тот случай, когда ситуация рассматривается исключительно в правовом поле, в области светского законодательства и религиозная принадлежность «исходовцев» ни при чём. Напомню, что за аналогичные нарушения уже привлекался к ответственности Егор Бычков (Свердловская область), который чётко заявил о себе, что он православный христианин.

Такие же претензии предъявлены РРБО «Берег Надежды» (правопреемник ликвидированной в рамках судебного процесса ОБОО «Преображение России», объявившей себя как внеконфессиональная организация и т.д.

Многие реабилитанты, проходившие реабилитацию от наркотической и алкогольной зависимости в упомянутых центрах, жалуются на нарушение гарантированного Конституцией РФ права на свободу вероисповедания. Доверившись рекламе организации об эффективности методики избавления (читай: излечения) от алкогольной или наркотической зависимости, они вообще не предполагали, что пребывание в центре будет сопряжено с какой бы то ни было религиозной деятельностью, «говорением на языках» и участием в религиозных обрядах. Большинство реабилитантов из православных семей, также встречаются люди вообще без религиозных убеждений (атеисты, агностики и т.п.), и вовлечение их религиозную деятельность «Исхода» по прибытии на реабилитацию у многих вызывает протест, а для некоторых – это причина прервать реабилитацию. Таким образом, утверждения, что реабилитационный центр представляет собой религиозное объединение граждан, объединившихся на основе веры для удовлетворения своих религиозных потребностей, не соответствует действительности.

Утверждая это, «Исход» пытается скрыть свою предпринимательскую деятельность под видом религиозной, называя прибыль пожертвованиями и избегая налогообложения. «Исход» зарабатывает на реабилитации как минимум трижды:

1) Пребывание реабилитанта в центре оплачивается его родителями либо родственниками, причём оплата намного превышает затраты на его фактическое содержание. Реабилитант не распоряжается выплаченными за него деньгами и, зачастую не осведомлен о размерах оплаты; в случае досрочного прекращения реабилитации деньги не возвращаются (термин «досрочно» использован условно, т.к. при направлении на реабилитацию договор не составляется, сроки и условия пребывания в реабилитационном центре не оговариваются).

2) «Исход» не принимает на реабилитацию лиц, родственники которых отказываются посещать пятидесятнические богослужения, обвиняя их в отказе в духовной поддержке реабилитанта. Настоящая же причина – все члены организации обязаны отдавать десятину и делать пожертвования в ходе богослужений.

3) «Исход» ведет предпринимательскую деятельность и получает доходы от использования реабилитантов в погрузочно-разгрузочных и сельскохозяйственных работах, а также от оказания услуг по спилу деревьев, уборке территорий, перекрытию кровель и т.д. Платные услуги, оказываемые реабилитантами населению, не относятся ни к одной из форм реабилитации, ни физической, ни медицинской. При этом оказание коммерческих услуг и прочая деятельность фактически является предпринимательской.

В соответствии с законодательством РФ, медицинская помощь должна оказываться надлежащим образом. Проходящему реабилитацию должны быть предоставлены соответствующее медицинское обслуживание и уход, включающие в себя своевременные обследования, процедуры и т.д.

Отсутствие методики реабилитации и неэффективность принимаемых мер могут привести реабилитантов к смерти.

Нередкими являются случаи ухода (вернее, побега) реабилитантов из реабилитационных центров по причине невыносимых условий проживания, крайне скудного рациона питания и грубого обращения со стороны руководства центра. Так, граждане Копаев Д.В., Тимошенко В.А., Гибо Е.В., бежавшие в 2009 году из дарьевского центра, заявили, что, направляясь в реабилитационный центр, не были уведомлены о том, что это структура религиозной организации пятидесятнического толка (им было объявлено, что это некий профилакторий на берегу моря). Все трое указали на резкую потерю в весе за время пребывания в дарьевском центре из-за скудного питания и полное отсутствие возможности получить первую медицинскую помощь. Копаеву Д.В., инвалиду по зрению, в реабилитационном центре вообще препятствовали в получении необходимой медицинской помощи. На все его уговоры о том, что он периодически должен проходить необходимые процедуры, ему отвечали «Ты уже исцелён ранами Иисуса Христа», «Над тобой идёт работа, мы за тебя молимся». В результате этой «работы» у Копаева, по его словам, обострилось заболевание.

Живность, выращиваемая на территории реабилитационного центра (кролики и др.), уходила только на продажу, для питания реабилитантов не использовалась. Потерпевшие заявили, что по причине голода вынуждены были есть комбикорм, предназначенный для корма кроликов, за которыми им было поручено ухаживать.

Реабилитанты указали на грубые нарушения санитарно-гигиенических норм при организации их проживания. В центре, при жилой площади около 60 кв. метров, проходило реабилитацию 29 наркозависимых, из них только 14 человек обеспечены местами для сна, остальные реабилитанты спали на полу, в проходах между двухъярусными кроватями. Среди реабилитантов, с их слов, совместно с остальными проживали 1 вирусоноситель СПИД и 1 больной туберкулезом, все реабилитанты пользовались общей посудой. Никаких прививок не делалось, отмечались случаи заражения реабилитантов кожно-грибковыми заболеваниями. В помещениях центра отмечалась повышенная влажность, наличие ползающих (в т.ч. кровососущих) насекомых, плесени и грибка в душевой.

Аналогичную ситуацию описали два человека, которые 19.12.2012 года обратились к священнослужителям Свято-Никольского храма г.Таганрога. Они сообщили, что несколько дней назад сбежали из реабилитационного центра «Исход» в с. Дарьевка Неклиновского района, попросили накормить и дать денег на дорогу домой. В разговоре реабилитанты представились жителями Ставропольского края. С их слов, им пришлось оставить в реабилитационном центре деньги и паспорта, которые у них изъяли, а если бы они вернулись в «Исход», чтобы потребовать вернуть деньги и паспорта, их бы не выпустили. Они несколько дней ночевали в подъездах жилых домов, чтобы не замёрзнуть, вынуждены попрошайничать и воровать. О своей реабилитации в «дарьевском» реабилитационном центре рассказали, что пробыли в нём несколько месяцев, кормили их плохо – еды постоянно не хватало, заставляли молиться, «говорить на языках», также заставляли работать – помогать местным жителям копать огороды.

Все бежавшие реабилитанты рассказывают о системных фактах нарушения их конституционных прав и свобод во время нахождения в центрах, таких как ограничение права на свободу передвижений (чтобы исключить побег реабилитантов, паспорта и деньги изымаются у них в обязательном порядке и хранятся у «старшего» по реабилитационному центру, выход за пределы центра без разрешения «старшего» запрещен), тайну переписки и телефонных переговоров (вся переписка реабилитантов со своими родственниками перлюстрируется и может не выйти за пределы центра, при телефонном разговоре обязательно присутствует «старший» центра и в любой момент, особенно если реабилитант жалуется на условия в центре, может прервать его по собственному усмотрению), ограничение права на медицинское обслуживание, В нарушение законодательства РФ, организация «Исход» ведёт сбор, учёт и хранение персональных данных и иных подробных сведений о проходящих реабилитацию лицах и их родственниках. Помимо персональных данных об адресе проживания, семейном положении, наличии судимости, родственниках за границей и т. п., анкета предполагает включение некоторых реабилитантов в т.н. «список неблагонадёжных», что выходит за рамки простого учёта лиц, находящихся на реабилитации, кроме того, в анкете одной из причин преждевременной отправки реабилитанта из центра, помимо нарушения им распорядка и правил центра, является наличие у реабилитанта сексуальных связей либо контактов в период прохождения реабилитации. Отметка о причине высылки из центра продолжает храниться организацией «Исход», и вместе с иными сведениями и пометками о неблагонадёжности может использоваться для дискриминации, шантажа, дискредитации и прочих противоправных действий. С учетом т.н. «текучки кадров» среди сотрудников данной организации, проводимая «Исходом» деятельность, сопровождающаяся сбором и хранением сведений личного характера, создает дополнительные предпосылки для нанесения реабилитантам имущественного и физического вреда со стороны представителей криминальной среды.

На мой взгляд, это и есть те проблемы, на которые в первую очередь и уже давно должен был обратить внимание уполномоченный по правам человека либо сотрудники его аппарата. Но этого пока не произошло. А определённые СМИ, как было указано выше, поспешили встать на защиту тех, кто, по сути дела, грубо нарушает права и свободы, причём не только российских граждан. Напоминаю, что паспорта в исходовских «реабцентрах» отбирались не только у россиян, но и у граждан Украины. Задумайтесь, каково это – оказаться в чужой стране без денег, средств связи и документов. Граждан Украины, решивших отправить своих родных и близких «на лечение» в исходовские реабцентры, я бы просил несколько раз подумать, т. к. их ждёт отнюдь не лечение в специализированном медицинском учреждении.

В сложившейся ситуации поражает реакция функционеров Российского Объединённого Союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятников). Вместо того, чтобы пообещать устранить факты, вызвавшие претензии правоохранительных органов, прибывший из Москвы юрист РОСХВЕ Николай Семёнов принялся оказывать давление на сотрудников прокуратуры. 03.07.2013 г. в Неклиновском районном суде он пообещал «дойти до самых верхов», информировать Общественную палату при Президенте России обо всём происходящем на судебном процессе. Кроме того, Н. Семёнов обещал вывести на улицы сотни пикетчиков. Лично мне действие пятидесятника Семёнова понятны, т.к. глава РОСХВЕ Сергей Васильевич Ряховский является членом Общественной палаты и станет лоббировать финансовые интересы своей религиозной организации (как надеюсь, из вышеизложенного видно, что реабцентры – это именно финансовые интересы) на всех доступных ему уровнях. Но мне непонятны действия юриста Н. Семёнова, т.к. он как минимум должен был слышать о независимости судебной власти, а Общественная палата – это не Верховный и не Конституционный суд РФ, и перед ней (палатой) Неклиновский районный суд отчитываться не обязан. Что касается пикетчиков, то здесь, как мы понимаем, появляется ещё одна причина, по которой пятидесятники так стремятся сохранить свои реабцентры. Очень удобно всегда иметь под рукой несколько сотен деморализованных людей без документов, страдающих алкогольной и/или наркотической зависимостью, которых можно вести на любой пикет, митинг, марш и т.п. Этот сценарий уже неоднократно срабатывал в Киеве, во время «Оранжевой революции», когда представители другой пятидесятнической организации, «Посольства Божия», выводили на Майдан своих реабилитантов (их лидер Сандей Аделаджа сейчас находится под судом за финансовые махинации).

И здесь встаёт главный, ключевой вопрос: почему местные, а вместе с ними столичные пятидесятники уверены, что законы в Российской Федерации писаны для всех, только не для них? Вот лично я в приказе Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 09.04.2010 г. № 225ан не видел приписки «касается всех, кроме членов РОСХВЕ» или «не распространяется на организации, руководителем которых является С.В. Ряховский».

И ещё вопрос. Зачем поднимать шумиху о «преследовании российских протестантов», о «дискриминации христиан в Таганроге», когда речь идёт лишь о закрытии незаконно действующих «реабилитационных центров»? Хотя, возможно, пасторы РОСХВЕ именно так и понимают ситуацию. Без финансовых потоков, которые даёт им псевдореабилитация, они считают свои религиозные чувства оскорблёнными.

Владимир Сторчак
Апологет