[30.08.2013] Почему православное телевидение такое скучное?

В последние несколько лет разговор о необходимости создания православного телеканала постоянно возникал на разного рода церковных форумах. Сегодня таких телеканалов существует уже два – «Союз» и «Спас». Однако контент этих каналов, увы, не становится событием общественной жизни. Каналы стали сугубо корпоративными, внутрицерковными медиа-ресурсами. Надеемся, что размышления и оценки тележурналиста Валерия Богатова на эту тему (не со всеми из них, кстати, можно согласиться), станут толчком для плодотворной дискуссии о том, как превратить православные телеканалы в фактор влияния на общество.

Уже почти десять лет, как в России существует так называемое, «Православное телевидение». На данный момент оно представлено телеканалами «Союз» и «Спас».

Людей, с которыми мне доводилось беседовать о нашем православном телевидении, можно условно разделить на две категории: те, кто в восторге от того, что оно существует, и те, кто говорит, что в принципе не может его смотреть.

Первые – это люди обычно пенсионного либо предпенсионного возраста, но уже ведущие пассивный образ жизни, живущие преимущественно в сельской местности. Это люди, в основной своей массе мало что понимающие в том, что такое телевидение, и соответственно нетребовательно относящиеся к качеству того контента, который им предлагают. Такие люди очень всеядны. Для некоторых из них, иногда даже нет разницы, что смотреть, поэтому после своего любимого Андрюши Малахова с его «Пусть говорят» они с удовольствием смотрят «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз». И то и другое доставляет им одинаковое удовольствие. Или же это люди, которые устали от крови, насилия и секса на федеральных каналах, поэтому подключили себе «Союз» или «Спас» и готовы смотреть все, что там показывается, несмотря на то, как плохо сделана та или иная передача.

Второй тип собеседников – это люди среднего возраста, ведущие активный образ жизни, более образованные, с хорошо развитым эстетическим чувством, и поэтому более требовательные и разборчивые. «Один раз включил: сидит поп на фоне белой стены и целый час что-то говорит – скука смертная! Как же можно такое смотреть?!» - обычно именно это слышишь, спрашивая о том, что им больше всего запомнилось, из увиденного в эфире.

В чем же причина этой скучности? Если попытаться структурировать существующие проблемы православного телевидения – то их можно разбить на два блока: тематический и профессиональный.

Первый – это, несомненно, тематическая политика. Телеканалы, словно бы намеренно, я бы даже сказал, нарочито подчеркнуто, замыкаются внутри Церкви.

Второй – это подача материала. Сюда входит и выбор форматов программ (преимущественно, так называемые, «говорящие головы»), неспешный монтаж и озвучивание закадровых текстов, низкое качество написания этих текстов и видеосъемки.

Хуже всего обстоит дело на телеканале «Союз». Если на «Спасе» еще можно иногда найти по-настоящему интересные и профессионально сделанные телепрограммы и документальные фильмы (причем не собственного производства, а произведенные, например, студией «Сретение»), то на «Союзе» с выбором тем и уж тем более с профессионально-техническим уровнем программ все совсем плохо.

В эфире показываются исключительно внутрицерковные новости о встречах епископов и митрополитов, о епархиальных собраниях, о социальной работе, ведомой в епархиях и т.д. В телепередачах обычно говорится только о грехах либо так же о каких-либо внутрицерковных событиях. Реже рассказывается об истории Церкви, о догматике, о тех или иных аспектах вероучения, но исключительно в формате «говорящих голов». Часто просто показываются проповеди и молитвы в записи. А то и вовсе лекции. И очень много сюжетов о деятельности Святейшего Патриарха.

Давайте включим новости на телеканале «Союз». Что мы увидим и услышим: «Патриарх съездил туда-то…», «Сегодня такой-то праздник, и поэтому прошла служба в таком-то храме», «Епископ такой-то выступил там-то», «Православные волонтеры помогли тем-то», «Православный концерт прошел там-то», «Установили крест на куполе храма в селе таком-то» и т.д. А теперь скажите, что из этого вам, как зрителю, реально интересно? В лучшем случае одна пятая от сказанного. А что из этого реально касается вашей жизни? Еще меньше. А что из услышанного принесло вам какую-то пользу? Практически ничего, 1% в лучшем случае. А ведь именно так строится каждый новостной выпуск православного телеканала «Союз». Каждый! Это шаблон, используемый изо дня в день.

А теперь подумайте, что вам на самом деле интересно было сегодня узнать? Скорее всего, это были 2-3 новости из тех, что вы услышали в утреннем информационном блоке «Первого», по радио в машине, пока стояли в пробке, или какая-нибудь новость из первых строчек «Яндекса», которую вы пробежали глазами, придя на работу. Но «Союз» вам об этом не рассказал.

Одна женщина, работавшая на «Союзе» координатором новостей, однажды рассказала мне, что руководство изначально дало весьма необычный критерий выбора событий для съемок: «православным» считается только то событие, где присутствует священник. Отсюда и такая невероятная замкнутость внутри церковной ограды.

В техническом смысле тоже все плохо: ни на одной из телепрограмм «Союза» нет декораций, кадры сменяют друг друга очень медленно, качество «картинки» довольно низкое, голоса за кадром медленные и с плохой дикцией, а ведущие имеют неприглядный вид. Заставки к телепрограммам длятся почти по минуте, звуковое оформление крайне примитивно, однообразно и монотонно.

«Выдержать» такую подачу материала могут разве что пенсионеры и люди, близкие им по образу жизни. Именно поэтому не стоит удивляться, что наше православное телевидение не смотрят ни деловые люди, ни уж тем более молодежь. Оно им просто не интересно. Не интересно не потому, что они равнодушны к Православию, а потому что та форма подачи материала, которая используется на православных телеканалах, мешает восприятию его содержания. «Было бы поинтересней, я бы смотрел, а так скучно, долго, однообразно» не раз доводилось мне слышать от многих людей.

Давайте будем честны перед самими собой: наше православное телевидение действительно очень скучное. Об этом говорят не только миряне, это признают даже священники, но мало кто из духовенства открыто высказывается по этому поводу. Однако пока внутри Церкви мы сами не признаемся себе в этом – ничего не изменится. Это необходимо осознать на уровне Московской Патриархии. Скажем прямо: сегодняшний профессиональный уровень телеканалов «Союз» и «Спас» не дотягивает даже до уровня средних спутниковых телеканалов.

Так каким же должно быть наше православное телевидение, чтобы оно было интересно широкой аудитории? Что и как оно должно показывать?

Во-первых, оно должно быть увлекательным. Но как это сделать? На западном телевидении уже давно сложилась особая система подачи материала: смесь развлечения, информирования и просвещения. Почему именно так работает «ВВС», «Discovery» и многие другие телеканалы в Европе и США? Потому что только такое сочетание позволяет завладеть внимаем зрителя, а потом вложить в его сознание нужные мысли, идеи, убеждения. Нужно не нарочито проповедовать, а совмещать развлечение с информированием и просвещением. В России так работают телеканалы «Моя планета» и «Москва 24».

Как ни крути, но большинство людей, даже православных, смотрят телевизор для развлечения, отдыха, расслабления. Развлекая зрителя, отвлекая его от повседневной рутины, вы завоевываете его внимание. Если зрителю будет интересно смотреть то, что показывается на этих телеканалах, то он услышит то, что там говорится и поймет те мысли, которые Церковь хочет до него донести. А главное, если зрителя удалось увлечь, то он включит этот телеканал и на следующий день, чтобы посмотреть еще. Это, что касается подхода к созданию телепрограмм.

Информационная политика православного телеканала не должна зацикливаться на внутрицерковных событиях. Большинство событий, которые реально волнуют сегодня наших соотечественников, и православных в особенности, происходят вне церковной ограды.

Нужно понять, что в Церкви происходит относительно мало по-настоящему важных для общества событий, которые могли бы претендовать на то, чтобы стать инфоповодами новостей по телевидению, даже если это ТВ православное. Нужно говорить и о проблемах в обществе, и о политике, и о митингах и т.п. Информационная политика на православном телеканале должна выстраиваться так, что бы зрители не испытывали нужды смотреть новости на других телеканалах.

В телепрограммах не нужно делать упор только на грехи, покаяние, посты и запреты. В вопросе о том, что показывать на православном телеканале, ключевым словом является – радость. Нужно показать, что в православии радостно жить верующим людям! Как только это понимаешь – сразу решаются все вопросы. Во-первых, что показывать. Во-вторых, как показывать. И, в-третьих, сразу мотивируешься на то, как рассказывать. Понятно, что о радости не будешь рассказывать сонным голосом.

Радость от природы привлекательна для всех людей больше, чем грусть и печаль, так уж мы устроены. Но сегодня большинство православных как будто об этом забыли. Андрей Кураев назвал это «революцией бассет-хаундов в Церкви», от названия породы собак, у которых всегда очень грустные глаза. Но Апостолы шли и проповедовали не систему запретов, они шли и проповедовали Благую Весть о спасении. Почему это не понятно нашим православным режиссерам и руководителям православных телеканалов?

Не нужно показывать сутулых и грустных «бассет хаундов» в платочках – покажите тех, кто счастлив, что он в Церкви! И покажите достойно. На высоком профессиональном уровне. Но для этого нужно и снимать интересно. «Картинка» того же «Союза» очень напоминает по уровню изображения телевидение конца 80-х. В то время, как любители снимают на недорогие камеры, но с гораздо более хорошим изображением, ролики о Православии для интернета, и они смотрятся гораздо «вкуснее» и интереснее. Такие ролики набирают десятки и сотни тысяч просмотров на YouTuBe и в социальных сетях. Нужен профессиональный монтаж, нужна динамика, нужна цветокоррекция, нужны интересные живые закадровые голоса и привлекательные ведущие. Нельзя рассказывать об истории Церкви в формате говорящих голов – нужно делать это в форме документальных фильмов с компьютерной графикой.

Для всего этого нужны профессионалы. Сегодня на православном телевидении их нет. И это корень всех вышеописанных проблем. Будут профессионалы – будет профессиональное телевидение. Если они не появятся – ничего не изменится. На данный момент мы имеем скорее то, что на профессиональном языке называется симулякр: православное телевидение вроде бы и есть, но оно не интересно широкой аудитории, даже среди самих православных людей оно не пользуется большой популярностью.

Но преобразовать существующее православное телевидение из симулякра в полноценное возможно! С этим согласны многие профессионалы, с которыми мне доводилось общаться на эту тему в телевизионной среде. И я искренне надеюсь, что в России все же будет сформировано по-настоящему интересное и профессиональное православное телевидение.

Валерий Богатов,
журналист, телережиссёр
Русская народная линия