[17.10.2013] Его Америка

Известный церковный историк, профессор теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, председатель Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ Александр Дворкин на прошлой неделе побывал в Новосибирске с презентацией автобиографической книги «Моя Америка»: Автобиографический роман в двух книгах с прологом и двумя эпилогами».

Знакомство новосибирских читателей с книгой православного писателя и богослова прошло в гостиной литературного магазина «Капиталъ». Москвичи познакомились с книгой раньше. Первая презентация романа состоялась в Москве в Государственном центральном институте современной истории России на Тверской. Аналогичное событие вскоре ждет и петербуржцев: после Новосибирска Александр Дворкин планирует приехать с книгой в северную столицу.

Александр Дворкин – частый гость в Новосибирске. По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского, он приезжает в Сибирь с лекциями по вопросам тоталитарного сектантства, консультациями, проводит встречи с представителями силовых структур (ФСКН, ФСБ, полиция), педагогами, студентами богословского института и духовной семинарии. В этот же раз и без того плотный график работы Александра Леонидовича был дополнен презентацией его новой книги. Впрочем, назвать это презентацией в чистом виде было бы не совсем верно. Скорее, это была творческая встреча Дворкина с читателями, интересующимися жизнью писателя в Америке. В то же время помимо почитателей писательского таланта Дворкина, послушать профессора и задать ему «свои» вопросы пришли начинающие сектоведы, студенты богословского института, представители светской интеллигенции, атеисты и… люди, с «оккультными представлениями». Но это уже тема отдельного разговора.

«Чрезвычайно интересный человек, очень много знает и многое видел, - представил Александра Леонидовича председатель Новосибирского общества православных врачей Дмитрий Индинок. – «Это не первая книга Александра Леонидовича, но, как и все другие его книги, она читается «залпом»». По словам Дмитрия Индинка, Дворкину удается очень просто, доходчиво говорить о серьезных вещах, поэтому чтение книги не только доставляет настоящее удовольствие, но и весьма, полезно в духовном плане.

Александр Дворкин сразу признался читателям, что биография у него действительно не совсем обычная. Он был хиппи… В этом движении он занимал не последнюю роль, и даже написал своеобразное воззвание советскому правительству, в котором просил советскую власть не мешать им жить, потому что они не собираются нарушать законы и никому не желают зла. Все сводилось к тому, «что мы вас не трогаем, а вы нас не трогайте». Александр Дворкин говорит, что сейчас ему немного смешно об этом вспоминать, но в те годы это был серьезнейший поступок, не оставшийся незамеченным ни со стороны власти, ни со стороны самих хиппи. Воззвание стало популярным и мгновенно ушло в самиздат.

Эта и другая «подрывная» деятельность Александра Дворкина привела к тому, что компетентные органы «настоятельно попросили» его покинуть страну. Предложение поступило в тот момент, когда Дворкин начал понемногу разочаровываться в движении хиппи. В частности, он уже видел, что на самом деле движение лишено хиппового аскетизма и, к примеру, насквозь пропитано нарциссизмом, что отражалось в отношении хиппи к своему внешнему виду. «Это не настоящие хиппи, - думал молодой хиппи Александр Дворкин, - настоящие хиппи в Америке, там я найду то, что мне нужно, там подлинная свобода». Психологически он уже был готов покинуть страну, поэтому иммиграция прошла для него относительно безболезненно.

Однако то, что увидел будущий профессор теологии в Америке, ни в коей мере не соответствовало его представлениям. «Я понял, что на самом деле все гораздо сложнее и настоящая свобода не достигается одним только перемещением».

«Свобода хиппи – это возможность делать что хочешь, - объясняет Александр Дворкин. - Но это приводит к тому, что ты становишься порабощенным собственными страстями. Свобода во Христе - это свобода от греха, очень далекий идеал, но желание обрести такую свободу дает некоторую возможность к нему приблизиться. Когда человек свободен: когда он плывет по течению или против течения? В первом случае тебя просто несет и несет, но ты не свободен, потому что не ты определяешь свой курс, и куда тебя потом принесет – неизвестно. Может, водопад за углом. Но когда ты сам выбираешь курс, ты делаешь усилия, чтобы двигаться в этом направлении. И даже если при этом ты просто стоишь на месте, то, по крайней мере, тебя не сносит по течению».

В Америке его ждали непростые жизненные перипетии, были взлеты и падения, разочарования и надежды. «Были идеи, которые я очень хотел реализовать, но не смотря на все мои усилия, у меня ничего не получалось. И я воспринимал это как ужасное невезение. Однако в будущем происходило то, что оказывалось для меня несравнимо лучше, спасительнее», - говорит Дворкин.

Главное, что произошло с ним в этой стране – 19 января 1980 года он крестился в Храме Христа Спасителя в Нью-Йорке, стал православным христианином. И таким образом был определен его дальнейший путь, путь со Христом и во Христе. Александр Дворкин окончил Свято-Владимирскую духовную семинарию Американской православной Церкви в Нью-Йорке и получил богословское образование. Здесь, в Америке, он познакомился с удивительными людьми, ставшими сегодня легендами. А он с ними разговаривал, он у них учился. Это и стало «его Америкой».

«Пятнадцать лет я жил в Соединенных Штатах, и все эти годы, когда заходили разговоры об СССР, повторял, что Вавилонское пленение длилось 70 лет, и этому режиму тоже когда-нибудь придет конец. Так и произошло. Советская власть закончилась, а в 1991 году я вернулся на родину».

Пути Господни неисповедимы…. Сегодня Александр Дворкин говорит, что если бы он изначально был православным, то вряд ли покинул бы СССР, потому что не стал бы и хиппи. В то же время, если бы он не принял Православное Крещение в Америке, то, скорее всего, и не вернулся бы…

По возвращении Александр Дворкин рассказывал много американских историй друзьям и знакомым, а те, не уставая слушать, просили, чтобы он все это записал. Но так получилось, что сначала свет увидели его книги «Афонские рассказы», затем «Учителя и уроки». И уже только потом появилась 800-страничная «Моя Америка». 

Кто-то сравнил «Мою Америку» Дворкина со «Несвятыми святыми» архимандрита Тихона Шевкунова. Только отец Тихон открыл россиянам жизнь православных христиан в России, а Дворкин столь же интересно рассказывает о православных христианах в Соединенных Штатах.

«В свято-Владимирской духовной семинарии учились в основном взрослые люди, как правило, с богатым жизненным опытом. Сербы, арабы, болгары, румыны, греки… Кстати, именно из-за многонационального состава семинарии я с самого начала воспринимал Православную Церковь как Вселенскую, открытую для всего мира. Примерно половина студентов – американцы неправославного происхождения, которые сознательно приняли Православие».

Александр Дворкин говорит, что о каждом из людей, с которыми столкнула его жизнь в Соединенных Штатах, можно смело писать увлекательнейший рассказ, что он и попытался сделать в «Моей Америке».

Дмитрий Кокоулин