[25.10.2013] Протоиерей Думитру Стэнилоае о святом Причащении

«Патриарх румынского богословия» протоиерей Думитру Стэнилоае (1903–1993) – один из самых уважаемых священников Румынской Церкви – разъяснял, что значит Причастие для христианина, как к нему готовиться, насколько часто причащаться.

– Какова роль духовника в духовном росте христианина?

– Его роль огромна. Лучшие чада Церкви были сформированы искуснейшими духовниками. Но для этого духовники должны жертвовать своим временем и духовным, сердечным теплом для каждого, ведя его по пути евангельского учения, терпеливо начиная с того уровня, на котором находится каждый.

– Каково значение Святого Причастия?

– Посредством Святого Причащения мы принимаем воскресшее Тело воскресшего Христа как залог нашего воскресения. А поскольку мы все принимаем одно и то же Тело Христово, то мы объединяемся. Поэтому святая Литургия и Евхаристия в высочайшей степени сохраняют единство Церкви.

– В какой мере Святое Причастие способствует обожению человека? Можно ли с этой целью советовать более частое причащение?

– Святое Причастие способствует нашему обожению, если оно принимается с верой, покаянием и если мы рачительны к добродетелям, чтобы силою воскресшего Тела Христова мы могли идти вперед к жизни, подобной жизни Христа, принесшего Себя в жертву и воскресшего. Более частое причащение, с полным приготовлением, приводит к тому, что в нашем теле и крови всё более напечатлеваются чистые и воскресшие Тело и Кровь Христовы, делая нас всё более подобными святым по чистоте, любви, духу жертвенности и силе воскреснуть для жизни вечной, в блаженстве. Таким образом, мы всё более становимся сынами Отца по благодати и братьями друг другу во Христе. <…>

– Что вы думаете о тех священниках, которые без епитимии преподают слишком часто Святое Причастие? Не приближаемся ли мы таким образом к католической практике и не десакрализуем ли святыню?

– Святое Причастие преподается верующим, которые не отпали от веры и получили прощение тяжелых грехов в таинстве исповеди. Некоторые из этих грехов нуждаются после их исповедания в более продолжительном времени покаяния после их совершения: убийства, аборты. Живущие в блуде или невенчанные, даже если откроют это свое состояние духовнику, не могут быть допущены к Святому Причастию всё то время, пока будут продолжать оставаться в этом состоянии.

Верующие, не имеющие тяжелых грехов, могут причащаться несколько раз в году, но только после исповеди. Существует традиция Церкви предлагать этим верующим исповедь четыре раза в году, в четыре больших поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петров.

Самые ревностные и проводящие как можно более чистую жизнь могут причащаться и чаще, но всегда после исповеди и самое меньшее – после четырех дней поста, из которых только два дня выпадают на пост особенный (среда, пятница).

Определение Константинопольского собора, состоявшегося в конце XVIII века, когда возник спор о том, как лучше причащаться: чаще или реже, гласит, что допустимо и то и другое, но всегда после исповеди.

Если задуматься о древней традиции времен первоначальной Церкви и призыве священника, звучащем на каждой литургии: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!» – то кажется, что не должно быть ни одной святой Литургии, за которой не причащалось хотя бы несколько верующих из тех, кто проводит чистую жизнь. Но думаю, было бы нехорошо, если бы причащались все или очень многие верующие за каждой святой Литургией без исповеди и поста, даже если они считают себя не имеющими тяжелых грехов. Это может привести к автоматизму, потере ощущения того, что ты приобщаешься к Святыне.

Мы должны с трепетом переживать этот момент как потому, что погрязаем во всяческих помыслах, критике в адрес других, неприятностях, так и из сознания того, что причащаемся пречистого Тела Господа неба и земли и Его дражайшей Крови.

Для нашего народа, особенно для поселян, Святое Причастие – великий праздник, оно возвышает этот день над другими. Все готовятся к нему усиленными молитвами, наряжаются в одежду, которой не надевают в обычные дни, все испрашивают друг у друга прощения, старательно избегают занятий обычными житейскими попечениями.

– Какие добрые дела нужно совершать верующему перед Святым Причастием? А после него?

– Верующие должны помириться с теми, с кем находятся в натянутых отношениях, до принятия Святого Причастия: испросить прощения у тех, кого огорчили, и простить тех, кто доставил им неприятности; если они рядом или им можно позвонить – то в личном общении, а если нет – то изгладив всякий след огорчения в своей душе и в то же время молясь о них. Это значит причащаться «с чистым помыслом». Если рядом есть люди нуждающиеся, тогда, если могут, пусть помогут им; если есть больные, старые, одинокие – пусть посетят их. Надо также исполнить советы, данные им духовником.

– Расскажите о радости духовной, которую получают верующие после Святого Причастия. Это не залог радости небесной?

– Верующие испытывают после Святого Причастия безмятежность души, прощенной Богом, радость чувствующих Христа в себе и уже не замкнутых исключительно на одной земной жизни. У них радость чувствующих себя примиренными со всеми людьми, понимающих и любящих всех. Она действительно залог той радости небесной, когда каждый будет братом для всех, и возлюбленным чадом для Отца Небесного, и возлюбленным братом для Христа.

– Каковы в общем самые главные воздействия, дары, которые подает нам Святое Причастие?

– Церковь учит, что Святое Причастие преподается нам «во оставление грехов и жизнь вечную», то есть для вечной жизни в блаженстве. Ведь пречистые Тело и Кровь Христовы изглаждают из нашего существа грехи, совершенные в ведении и неведении, которые невозможно исповедать, а вечность воскресшего Тела Господня, неподвластного тлению, придает нашей душе силу для восстановления нашего тела в нетлении и блаженстве в момент всеобщего воскресения.

Прощение и глубокое изглаждение всех наших грехов мы получаем благодаря состоянию сынов Отца Небесного, а его мы получаем по напечатлению в нас Тела Сына Его Единородного, и это же состояние обеспечивает нам вечную жизнь в полном блаженстве всего нашего существа.

Глубокое прощение грехов равнозначно укреплению нас, ослабевших в результате грехов, и исцелению более или менее явных болезней нашей души и тела, нашедших на нас в форме или вследствие грехов. Это исцеление и укрепление (подтвержденное молитвами до и после причащения) нашего тела и особенно души подаст душе силу восстановить свое тело в момент всеобщего воскресения, а также силу вечного и блаженного продолжения существования нашей личности.

Но Святое Причастие, оказывая эти воздействия на человека, придает ему и качество наследника Царства Небесного, поскольку он соединен со Христом, Который и как Человек стал Сыном Царя этого Царства, то есть Отца. Качество сына Отца, Царя вечного, сонаследника Царства вместе с Сыном Единородным дает человеку дерзновение к Отцу во всех его прошениях.

Он снимает со своей совести бремя грехов, рабского страха, сохраняя лишь робость сына. Он больше не чувствует себя осужденным, подлежащим суду. Поэтому просит Отца еще до причащения сподобить его говорить Ему с дерзновением «Отче». А все эти чувства и качества верующий получает потому, что принял и Духа Сына, Которым преисполнено Тело Христово (молитва иерея перед «Отче наш»[1]).

Вопросы протоиерею Думитру Стэнилоае
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Православие.ру

[1] Эта молитва звучит так: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или осуждение».