[05.04.2014] «Мы не учили детей самому важному». Слово о воспитании молодежи

В Православной Церкви слово «воспитание» означает руководство. Руководство людьми не к каким-нибудь конкретным идеям, ценностям, идеалам, но приведение человека к любви ко Господу Нашему Иисусу Христу. Обмирщенное восприятие религии, Церкви полагает, что Церковь учит верить в Бога, и только. В то время как основная задача Церкви – это научить человека тому, как правильно любить Бога. Эта любовь ко Творцу останется в вечности, а вера и надежда упразднятся в последний день. Верить в Бога для человека – все равно что восходить по лестнице, с первой ступени на вторую, со второй на третью и так далее... Но человек не может постоянно оставаться на этом этапе, ему очень сложно посвящать всю свою жизнь чему-то такому, во что он просто верит. Впрочем, если он уж очень увлечен идеологией, возможно, что и сможет, как мы часто видим в окружающей нас повседневности.

Только лишь любовь к Богу может дать человеку абсолютную гармонию и душевный мир. Смысл жизни для человека – это обретение Бога. Христос для нас является также и Учителем. Видите, как прекрасно говорит нам Господь в Евангелии: «Научитеся от Мене...» То есть человек учится от Самого Христа, учится из Его слов, Его учения, Его жизни, но более всего из опыта личностного общения с Ним, основанного на любви. Поэтому этот опыт производит в человеке такое действие, что он побеждает любовь ко всему существующему в этом мире.

Братия, недостаточно учить наших детей только лишь евангельским идеям, говоря, что Евангелие и Церковь – это самое лучшее, что им могут дать родители, недостаточно говорить им, как прекрасна любовь, свобода, праведность. Само по себе все это, конечно, прекрасно, но главное, в чем сегодня нуждается молодежь – это научиться любить Бога. Молодежь должна знать, что самое бесценное, что им может преподнести Церковь, и что им не может дать мир – это Христос. В любом обществе человек может научиться любить и уважать других людей, быть честным, искренним, демократичным, свободолюбивым в хорошем смысле этого слова. Не было бы нужды Церкви учить всему этому, ведь и в самом естестве человека все это заложено от начала. Мы часто спотыкаемся на том, что полагаем, что Церковь является некоей идеологической системой и нам достаточно быть просто хорошими людьми, что для нас достаточно выполнять только свои христианские обязанности. Мы считаем, что можно довольствоваться тем, чтобы наши дети были, как говорится, «в рамках приличий», не совершали преступлений и аморальных поступков. Часто приходится слышать распространенные заблуждения относительно роли Церкви в обществе, и, слыша подобные высказывания, можно лишь снисходительно улыбнуться, но на самом деле это говорит о непонимании ее истинного предназначения.

Вот говорят, например: «Пусть он лучше будет в Церкви, чем в тюрьме или где-нибудь с ребятами будет употреблять наркотики». То есть эти люди полагают, что Церковь является противоположностью преступности и наркомании! Здесь может кто-нибудь возразить, подобно навьюченному верблюду, которого ведут по пустыне окольным путем: «Что, неужели нет краткой, прямой дороги»? Получается, что у человека всего два пути: Церковь и наркотики? Значит тот, кто не ходит в храм, обязательно будет употреблять наркотики? Конечно нет! Человек может вовсе не быть христианином и быть честным, правильным, искренним, порядочным, добрым супругом и отцом, прилежным учеником и так далее. Поэтому мы часто не можем понять, почему наши дети имеют совершенно другие отношения с Богом. И когда у наших детей проявляется ревность по Богу, и они много времени посвящают Церкви, мы часто не понимаем этого, говоря: «Разве тебе недостаточно быть просто хорошим человеком, или хорошим ученым, заниматься своей работой и приносить пользу обществу? Ну что тебе еще нужно?» Мы считаем их стремление к Богу излишеством, фанатизмом. Как вы думаете, почему мы высказываем такие мнения? Дело в том, что основанием нашей духовной жизни является не любовь к Богу, а одно лишь внешнее исполнение наших обязанностей. «Бог не требует от тебя многого, исполняй свои обязанности и этого довольно с тебя». Но любовь, братия мои, не имеет пределов. Когда ты любишь Бога, – любовь к Нему не имеет границ. Так же, когда ты любишь какого-либо человека, тебе постоянно хочется быть рядом с ним, тебе хочется связать свою жизнь с этим человеком. Возможно ли ограничить такую любовь рамками, постигнуть ее логикой? Любовь – это огонь, пламенеющий в сердце человека, действующий свободно, именно она руководит сердцем человека, а не холодный рассудок. Церковь учит человека любить Бога и направляет его к такой любви.

Замечено, что в последнее время в Церковь стало ходить много молодежи. Люди старшего поколения, наверное, обратили внимание на то, что до определенного возраста почти все дети ходили в храм, собирались на духовные беседы, молились Богу. И, подрастая, постепенно теряли интерес к духовной жизни. Я говорю о возрасте с 14 до 18 лет. Потом приходит время воинской повинности, учебы в институте и выясняется, что труд по катехизации детей, духовные беседы, собрания – все это было напрасным. Как вы думаете почему? В чем же наша ошибка? Конечно, в этом возрасте играют большую роль человеческие слабости, наклонности, увлечение умножающимися соблазнами. Но «ошибка», по моему мнению, не в этом, а в самой Церкви, но не в Церкви, как в Божественном установлении, а в нас, в людях Церкви. К сожалению, для нас не было очевидным, что наши дети в первую очередь нуждаются в том, чтобы мы научили их любить Бога. Мы учили их всему: и евангельским идеям, и быть милостивыми, и любить других людей, мы очень старались, чтобы они выросли честными, хорошими людьми. Но самому важному мы их так и не научили – любви ко Христу. Потому что для нас богословие стало некоей отвлеченной философской идеологией, неким человеческим измышлением. Мы находимся в полном неведении о том, в чем состоит любовь к Богу. По этой причине еще недавно многие современные православные христиане не придавали особенного значения посту, бдениям, исповеди, причастию, чтению житий святых. Нет. Им достаточно было читать другие книги. Человек, призванный к личному опыту общения с Богом, ограничивался узкими рамками, его внимание было направлено в совершенно другое русло. Поэтому совсем не удивительно, что в период наступления совершеннолетия мы постоянно, одного за другим, «теряем» своих детей. Что говорить, конечно, грех силен, особенно когда его познают на опыте. Зачастую грех привлекает к себе и держит человека в плену. С другой стороны, что может удержать человека, чтобы он не отпал от Церкви? Теория? Идеи? Но все это лишь мертвые тени вещей. Идея не в состоянии удерживать человека постоянно, каким бы идеологом он ни был.

К счастью, сегодня мы живем в совершенно другую эпоху. Сегодня мы видим, что мы вновь встаем на ноги, что мы вернулись к Церковной традиции, к нашим корням, мы, если так можно выразиться, заново открыли самих себя. Смотрите, сегодня мы видим в Церкви молодые лица, мы видим людей, любящих Бога, людей с абсолютно новыми данными и предпосылками. Как и у всех нас, и у них случаются падения, у них есть свои проблемы, трудности. Однако они внимательно слушают о любви к Богу. Вот именно об этом им нужно говорить сегодня. Пусть они учатся любить Бога. Когда они любят Его, они открывают внутри себя личный опыт Его ответного действия. Они постепенно приобретают духовный иммунитет, который становится противовесом греху. Даже если грех и уязвит такого человека, то присутствие любви Божией и знание о ней утешит и поддержит его сердце, он стяжает познание, что невозможно спастись собственными силами, собственным старанием. Христианин надеется только на Божью милость, на Его благоутробие, на Его безграничную любовь, выраженную в Его Крестных страданиях за все человечество. Если мы затрагиваем тему воспитания в Церкви сегодня, то мы обязательно должны говорить о таком мистическом опыте, о таком руководстве, которое приводит человека к любви к Богу.

Митрополит Лимассольский Афанасий
Православие.ру