[27.11.2014] Униатство – это раскол и ересь

В редакцию «Русской народной линии» поступило письмо от нашего читателя Владимира Простова следующего содержания:

«Слава Иисусу Христу! Хочу к Вам обратиться с очень важным вопросом. Скажите, пожалуйста, действительны ли у униатов Святые Тайны (а точнее крещение, священство, хиротония). Спрашиваю Вас это, потому что одни священнослужители и епископы РПЦ говорят, что Благодать Духа Святаго присутствует в Святых Тайнах униатской церкви, но она искажена и ее мало, а другие епископы и духовенство говорят, что святые тайны униатов вообще не действительны и не имеют в себе Благодати и Печати Духа Святаго. Напишите, пожалуйста, есть ли какие-то важные высказывания Святых Отцов по этому вопросу или духовенства РПЦ или, может есть, постановления Соборов РПЦ, или какие-то различные акты по признанию таинств униатской церкви. Умоляю Вас от всей души, ради спасения многих душ, ответьте, пожалуйста, на эти очень важные для многих жителей Украины вопросы».

На эти действительно важные вопросы мы попросили ответить известного богослова, кандидата филологических наук, кандидата богословия, доцента исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакона Владимира Василика:

Униатство – это раскол и ересь, потому что униаты признают папский догмат, который, по мнению некоторых богословов, является основой, стержнем и причиной всех ересей Римо-католической церкви.

О таинстве униатов стоит спросить у иерархов и священников западных епархий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые перекрещивают униатов, так как не считают униатское крещение действительным Таинством. Иерархи и священники западных епархий представляют строгую позицию Русской Православной Церкви, с которой находятся в полном евхаристическом и каноническом общении.

Решением Московского Собора от 1620 года униатов перекрещивали, а на самом деле крестили. Как говорил святитель Киприан Карфагенский: «Мы же утверждаем, что приходящих оттуда мы у себя не перекрещиваем, но крестим». Соответственно, Миропомазание, которым заменили Крещение, по сути, показывает, что Таинств в униатстве нет, потому что для них нужна благодать Святаго Духа, а именно она и подается в Миропомазании. В ряде случаев, как пишет святитель Иларион (Троицкий): Церковь не шла на повторение правильного, хотя и безблагодатного обряда из икономийных соображений, потому что главное – это воссоединить человека с Церковью. Если же Таинство Крещения над ним было совершено правильно, то оно благодатно восполнялось Миропомазанием или покаянием – соединением со Святой Соборной Апостольской Церковью.

У униатов могут быть более-менее правильные обряды, но Таинств у них нет, потому что нет Церкви, ведь Церковь одна, и только она является, по словам святителя Киприана Карфагенского, непорочной невестой, свято блюдущей себя для Небесного Жениха. Таинства могут быть только в Церкви и более нигде, а римо-католики, очевидно, пребывают вне Ее, также как и присоединяющиеся к ней сочувствующие. Двух Церквей, взаимоотрицающих друг друга, быть не может! Может быть, только одна истинная Церковь.

Римо-католики только себя считают подлинною церковью, а все остальные христианские исповедания, в том числе и наше, двоякими хизматическими сообществами, в которых благодать, если и может быть, то лишь относительной, и служит она этим хизматикам-раскольникам только к осуждению. Соответственно выбор прост – либо мы, либо они. Но поскольку мы вкусили небесную благодать Святых Таинств и знаем, что Дух Святой во истину пребывает в Православной Церкви, то значит в другом месте Он не может пребывать.

В данном случае господствующей точкой зрения являются мнения таких видных богословов, как священномученик Иларион (Троицкий), Святейший Патриарх Сергий (Страгородский), святитель Серафим (Соболев) и другие. Церковь одна, как сказал апостол Павел: Один Господь, одна Вера, одно Крещение.

Русская народная линия