[30.03.2015] Аналитики: увольнение директора Новосибирского театра закономерно

Ситуация с увольнением директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича в связи со скандалом из-за постановки оперы "Тангейзер" закономерна, а назначение на этот пост Владимира Кехмана не вызывает возражений, считают эксперты.

Ранее прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера-постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина и директора Мездрича, который допустил оперу к показу. Однако суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура обжаловала это решение. В воскресенье стало известно, что Мездрич уволен с поста директора, а на его место назначен Кехман, директор Михайловского театра в Петербурге.


Закономерный шаг

"События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы "Тангейзер", являются симптоматичным, знаковым явлением. У меня не вызывает возражения решение министерства культуры о назначении новым директором театра Владимира Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер, и, наверное, это назначение правомерно", — прокомментировал назначение режиссер Андрей Кончаловский, добавив, что его "волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске".

По мнению режиссера, слова которого приводятся на сайте министерства культуры, "назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. "Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре", — сказал он.

"Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв в России принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или перформанс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями", — добавил Кончаловский.

"В искусстве целью стал успех у критики, скандал, а средством стал автор, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в так называемой афише "Тангейзера". Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора", — считает режиссер. Кончаловский не исключил, что решение Минкультуры "встретит яростное сопротивление ратующих за неограниченную свободу творчества".

Закономерным увольнение Мездрича считает и зампредседателя Совета по культуре при президенте РФ, глава "Мосфильма" Карен Шахназаров. "Новосибирский театр — государственное учреждение культуры. И государство, финансируя его деятельность, в том числе и театральные постановки, имеет право не только высказывать пожелания и замечания к сценарию, трактовке произведений, но и в случае разночтений с руководством театра, невыполнения со стороны руководителя требований министерства культуры, уволить директора", — приводятся его слова на сайте ведомства.

Шахназаров добавил: "До этого, конечно, лучше не доводить. Всегда можно найти необходимый компромисс".


Репертуар должен быть выверен

По мнению директора московского театра "Новая опера" Дмитрия Сибирцева, директор отвечает за все, что происходит в театре. "Когда человек руководит государственной структурой, в данном случае театром, он должен быть готов к тому, что возможно учредитель будет недоволен творческой политикой театра и может принять определенное административное решение. В частности, сменить руководство театром, как это произошло в случае с Новосибирским коллективом", — сказал Сибирцев РИА Новости.

Как считает директор "Новой оперы", если есть желание реализовывать все свои фантазии, не думая о том, как это будет воспринято, надо организовать свой частный театр, а не рассчитывать на государственное финансирование.

Заместитель директора Театра на Таганке по Малой сцене Рената Сотириади считает, что нужно аккуратно относиться к репертуару. "Сначала я увидела фотографии, затем — видеозапись. Как профессионал посмотрела весь спектакль. Очевидно — там есть контекст, оскорбляющий чувства верующих людей. Новосибирский театр оперы и балета — это величина, это знаковый театр не только для нашей страны. И его репертуар должен быть профессионально выверен, здесь ключевой подход — аккуратное отношение к содержанию, здравый смысл в подборе спектаклей. А для экспериментов есть малые сцены и лаборатории. Решение министра — абсолютно закономерный шаг, он не должен оправдываться", — приводятся ее слова на сайте Минкультуры.

Ректор Новосибирской государственной консерватории Константин Курленя заявил, что решение министерства культуры не является неожиданным: "Начнем с того, что приказы начальства не обсуждаются, а выполняются. Это решение нельзя назвать неожиданным, потому что в контексте той ситуации, которая продолжает раскручиваться вокруг "Тангейзера", оно является абсолютно мотивированным, оправданным. Других решений быть не может, поэтому с ним надо согласиться и продолжать работать дальше".

РИА Новости