[29.08.2015] Образование для избранных

Качеством российского образования сегодня недовольны все: и ученики, и учителя, и родители, и работодатели. Наверное, только те, кто много лет занимается образовательной реформой, удовлетворены полученным результатом, но и они опасливо поёживаются, ведь ненависть к ним со стороны общества уже бьёт через край, а своё дело они до конца ещё не довели. А дело это очень серьёзное. Речь идёт о будущем России – о возрождении нации или её деградации. Поэтому вопрос стоит предельно просто: для чего у нас проводилась и проводится реформа всей системы образования?

Как правило, чиновники-реформаторы говорят о "необходимости модернизации в связи с прогрессом и инновациями". Но в 2007 году бывший министр образования и науки Андрей Фурсенко вдруг заявил: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других". Многим тогда показалось, что министр просто оговорился. А через пять лет ту же тему развил глава Сбербанка Герман Греф, сообщив, что в нашей стране существует большая проблема управляемости обществом, и связано это с общедоступностью знаний и образования.

То есть реформа нужна лишь для того, чтобы воспитать "квалифицированного" потребителя, которым можно легко управлять. Цинично? Да. Но сегодняшняя реальность такова, что никто уже не скрывает своих целей, какими бы преступными они ни были, и называет вещи своими именами. Мы наблюдаем это и в политике, и в экономике, и в социальных сферах. Похоже, наступило время откровенного социал-дарвинизма. И теперь возникает второй вопрос: наши реформаторы сами до этого додумались или им кто-то подсказал?

Известный российский математик, академик Владимир Арнольд в одной из своих статей приводит диалог с американскими учёными, которые объяснили ему, что для современного общества грамотные люди не нужны, потому что образованный гражданин становится плохим покупателем в отличие от человека с низким уровнем образования и интеллекта, для которого потребление всегда стоит на первом месте. А потребление – это стимул для развития экономики государства, приносящий колоссальные прибыли и дивиденды.

Именно поэтому в школах США довольно много учеников, которые к 10 классу с трудом могут читать и писать. И именно поэтому в американской системе образования существует разделение на "элитные" платные школы и университеты, и учебные заведения для "всех остальных". Для Америки иметь "тупое" население не позор, а норма, они даже гордятся своими "узкоспециализированными" знаниями, потому что любые талантливые мозги они покупают в России, Китае и Индии.

Мы далеки от мысли утверждать, что "во всём виновата Америка", потому что в истории с реформой российского образования виновата наша неумная и продажная так называемая элита, накрепко связанная со спекулятивным и сырьевым капиталом. Это она намеренно развалила всю национальную образовательную систему. Болонский процесс (создание единого европейского образовательного пространства), к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, стал открытым каналом по перекачке мозгов на Запад.

А ещё раньше, в начале 90-х, была подписана серия соглашений со Всемирным банком (МБРР), Фондом Сороса, Фондом Карнеги, правительствами Бельгии и Нидерландов о финансировании реформы образования, и самым жёстким условием получения кредита стало требование введения ЕГЭ. Кроме этого кредиторы потребовали закрыть пединституты, установить "минимальные стандарты гражданственности", ликвидировать профессиональные училища и не повышать долю расходов на высшее и среднее профтехобразование в общем объеме ВВП. Тогда же в московских школах началось возрождение педологии, как науки, хотя речь идёт о банальной сегрегации – разделении детей на "продвинутых" и "умственно отсталых".

В принципе, вся рекомендованная реформа образования сводилась к тому, чтобы оно перестало быть всеобщим, бесплатным и фундаментальным. Наши либерал-реформаторы почти уже добились этого. Но невозможно без содрогания относиться к их новым "модернизационным" проектам, который они пытаются запустить в Забайкалье с прицелом на всю Россию: детей, которых в документах называют "участниками рынка воспитательных и развивающих услуг", делят на четыре касты – "креативный класс", "промышленный пролетариат", "сельскохозяйственный рабочий" и "обслуживающий персонал". Предполагается и "отбраковка" маргиналов. Это уже попахивает фашизмом.

Religare.ru