[01.09.2016] Секты как двигатель Русской революции. Христианские большевики

ОБРАЗ большевика-безбожника хорошо выведен и описан во многих исследовательских трудах. Сейчас уже мало кто помнит, что "на заре советской власти" отношение к религии у первого социалистического государства было весьма неоднозначным, и уж тем более уже совсем забыта роль, которую сыграли многочисленные христианские секты в ее установлении.


ИСТОКИ

Степень участия религиозных общин в деле русской революции определилась в начале XIX века. Именно в это время позиция правительства в отношении сект становится дифференцированной и определяется степенью лояльности по отношению к государству. Дело в том, что для некоторых сект был характерен религиозный нигилизм, то есть отвержение государства, общества, всех светских законов и даже религиозных заповедей, утративших силу для тех, кто имеет "личное озарение". Подобные тенденции жестко пресекались. Если секты (по преимуществу возникшие в результате западных влияний) не нарушали государственных законов, ограничения их деятельности становились минимальными. Точное число сектантов до революции установить трудно. Согласно данным переписи 1897 г., общее число раскольников и сектантов составило 2 137 738 человек. Радикалы же считали, что в России не менее 6 миллионов только одних сектантов (Бонч-Бруевич).

В 1881 г. обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев представил Александру III материалы, в которых раскрывались связи сектантов с социалистами, осуществившими убийство Александра II. Для правительства не было секретом, что ряд сектантов, "отвергая все церковные обряды и таинства", "не только не признают никаких властей и восстают против присяги и военной службы, уподобляя верных защитников Престола и Отечества разбойникам, но и проповедуют социалистические принципы, как, например, общее равенство, раздел имуществ и т.п." (Правительственный циркуляр от 4 июля 1894 г.)

Так, сектанты-духоборцы заявляли: "Никакой земной власти не признаем... Никакой "корпорации" государственной не признаем, она для нас бесполезна... Земля - Божия; она создана для всех равно. Владение - грабеж. Князья и помещики ограбили народ, завладев столько земли. У христиан все должно быть общее, ни у кого своего ничего нет. Отечества на земле не знаем... стремимся к отечеству небесному, а земным не дорожим, и охранять его не хотим. Воинскую повинность решительно отрицаем... по заповеди "не убий"... Суд признаем только Господень: человеческого суда не признаем, и сами судьями быть не можем, по заповеди: "не судите, да не судимы будете"... Тюрьмы не должны быть". Эти установки делали сектантов естественными союзниками всех врагов русской государственности и преследующей их Церкви.

Ленин в своей книге "Что делать?" обратил внимание на то, что сектантами необходимо будет воспользоваться, учитывая их настроения и факты их преследования со стороны властей. Расчеты оправдались. На II съезде РСДРП, положившем начало большевизму, была принята специальная резолюция, написанная Лениным, о необходимости социал-демократической работы среди "вольнолюбивого сектантства", а вскоре стал издаваться особый "социал-демократический листок для сектантов" - "Рассвет".


РЕВОЛЮЦИЯ

Массовое сектантское движение сыграло выдающуюся роль в революции 1917 года как в феврале, так и в октябре. Советолог Михаил Агурский утверждал: "Религиозный нигилизм и большевизм быстро обнаружили общность интересов в стремлении к "полному разрушению старого мира", причем "нельзя обойти молчанием и поддержку большевиков баптистами, евангелистами и адвентистами седьмого дня". Последние даже утверждали, что на Ленине почиет "благодать Божия".

Сами радикальные христиане о своем участии в революции издали следующий документ: "Всем известно, что наша революция 1905 года не удалась главным образом потому, что была расстреляна Семеновским полком. Но этот Семеновский полк, который расстрелял революционеров в Москве в 1905 году, совсем иначе поступил с революционерами в Ленинграде в 1917 года. Когда к казармам Семеновского полка подошли революционные рабочие, то начальство Семеновского полка приказало солдатам расстрелять рабочих, причем были расставлены пушки и пулеметы вокруг казарм. К счастью, в это время в казармах на гауптвахте сидели сектанты за отказ от военной службы. Сидели несколько лет и вели пропаганду в этом Семеновском полку. (...) Когда началась революция и военное начальство приказало солдатам стрелять в рабочих, то сектанты, сидевшие в этом полку на гауптвахте, бросились на колени перед солдатами и, рискуя своей жизнью, стали умолять их не стрелять, а выйти из казарм и побрататься с рабочими. И солдаты поклялись сектантам так поступить. Когда революционные рабочие подошли к казармам, солдаты не сделали ни одного залпа. Они раскрыли ворота казармы и с музыкой и пением "Марсельезы" побратались с рабочими. (...) Следует напомнить еще и такой факт. Когда в начале 1919 года 14 союзных иностранных государств совместно с дикими, им подчиненными народами, с тысячами пушек, пулеметов, танков, аэропланов, с удушливыми газами и другими истребительными средствами, собирались к походу на Россию для уничтожения советской власти, то против этой грозной военной интервенции немедленно выступили сектанты - "трезвенники" с воззванием, которое тотчас же было передано по радио Наркоминделами Чичериным на английском, французском и немецком, которое затем было напечатано во многих европейских газетах и доставлено американскому президенту Вильсону, участвовавшему в заседаниях мирной конференции в Париже, его другом американцем Херроном (Неггоn), признавшим это воззвание очень важным. И вскоре эти государства отказались от своей чудовищной интервенции. Я далек от мысли объяснять все эти факты исключительно влиянием сектантов, но несомненно, что и они сыграли известную роль во всем этом. И если наши враги вздумают вновь предпринять интервенцию или другой какой поход против нас, то сектанты будут вести борьбу и с этой интервенцией, и с этим походом согласно своим убеждениям".

Этот документ был адресован ВЦИК с целью получения от большевистской власти всяческих льгот для сектантов. Декларация заканчивалась в духе большевистских документов: "Будем же мы, подобно Ленину... стремиться к одной общей цели - коммунизму, - так, как велят совесть и разум каждого, и тогда социальная революция пойдет быстрее, несмотря на козни ее врагов".


ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Революционная деятельность сектантов не осталась не замеченной. В 1919 г., в разгар гражданской войны, Ленин издает особый декрет об освобождении ряда сектантов от военной службы, который вторично был подтвержден в 1920 г. Значительное число сектантов провозгласили себя коммунистами. Подобное явление было особо характерно для духоборов, молокан, новоизраильтян, малеванцев и толстовцев. Впрочем, и "западнические" общины (евангелисты, баптисты, адвентисты) не отставали в революционном рвении.

По окончании гражданской войны сектанты становятся естественными союзниками большевиков в "деле социалистического строительства". К 1924 году коммунисты даже стали говорить о возможности "блока партии с религиозными течениями". Выступая на XIII съезде РКП(б), Рыков заявил: "Те сектантские течения, которые под религиозным соусом проводят революционные задачи и которые иногда близки к отрицанию частной собственности, нужно использовать всячески и целиком".

Показательно, что сектанты, покинувшие Россию в дореволюционное время, возвращались в СССР, чтобы "принять участие в строительстве новой жизни". "Теперь более, чем когда-либо, - писал в 1925 году руководитель секты адвентистов П.Свиридов, - своевременно и нам совершить духовный сдвиг в деле проповеди троекратной евангельской вести по обширному СССР" ("Голос истины", 1925).

В 1924-1925 гг. были подписаны декларации о лояльности и сотрудничестве с большевиками баптистами, евангелистами и адвентистами. (Прочие секты сделали это еще раньше.) В декларации о лояльности адвентистов 7-го дня было сказано: "Мы убедились в том, что Бог в своем провидении расположил сердце и дал мудрость нашему незабываемому В.И. Ленину и его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в мире прогрессивного и своевременного аппарата". (Отчет V Всесоюзного съезда адвентистов 7-го дня. - М, 1924, с. 11.)


ОРГКОМСЕКТ

Ознакомившись с деятельностью сектантов, Ленин предложил тов. Бонч-Бруевичу написать от имени Наркомзема воззвание к сектантам о привлечении их к сотрудничеству для устройства образцовых колхозов. Оно было опубликовано в 1921 году. Приводим выдержки из этого почти забытого, а для многих - совершенно неизвестного документа.

"В России имеется много сект, приверженцы которых, согласно их учению, издавна стремятся к общинной, коммунистической жизни. В основу этого своего стремления они кладут обыкновенно слова, взятые из "Деяний апостолов": "Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее". Многие сектанты строго проводили эти заветы в жизнь и жили общинами, коммунами. Все правительства, все власти, все законы во всем мире, во все времена шли против такой жизни, и сектантов за это во всех странах, в том числе и в России, жгли на кострах, убивали, мучили, гноили в тюрьмах, разрывали их общины и рассылали в ссылки по разным углам земли и всячески преследовали, но они оставались твердыми в своих убеждениях и, умирая, завещали своим братьям продолжать ту же борьбу, ту же общинную жизнь. Наркомзем, зорко присматриваясь к этим народным группировкам и внимательно прислушиваясь к голосам совести этих народных масс, нашел настоящее время наиболее подходящим для того, чтобы призвать к творческой земледельческой работе эти народные, так называемые сектантские и старообрядческие массы, уже организованные в свои общины, прекрасно друг друга знающие, слитные и объединенная каждая в своем течении единым стремлением, зарекомендовавшие себя трудоспособностью, честностью, исполнительностью, прямотой и искренностью"... "Впервые за все время существования России сектантам всех направлений и недавно еще гонимым старообрядческим согласиям, ушедшим достаточно далеко от только что господствовавшей и их угнетавшей Православной Церкви, предоставлена полная возможность широкого объединения. Рабоче-крестьянская революция сделала свое дело. Она могучей рукой и железной волей расшатала устои старого общества, старого мира, ниспровергнув его, чтобы при его гибели воздвигнуть новую цветущую, свободную жизнь. Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, - сектанты и старообрядцы в их числе, - все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!"

В конце этого воззвания предлагается образовать при Наркомземе особую комиссию для устройства образцовых колхозов из числа сектантов. Эта комиссия была названа "Комиссией по заселению совхозов, свободных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами", сокращенно ОРГКОМСЕКТ.

При этом хотелось бы вспомнить, что Ленин, прощаясь с сектантом-баптистом Петровым, приезжавшим к нему из Новгородской губернии в 1918 г. за советом и содействием по устройству сельскохозяйственной коммуны, хотя сам и не верил в Бога, сказал ему: "Да поможет вам ваш Бог, в которого вы так твердо верите, во всех ваших начинаниях по созданию той коммуны, к которой рвется ваша христианская душа, а советская власть в этих начинаниях вам всегда окажет содействие".

Константин Михайлюк
НГ Религии