[07.09.2016] Трезвость является сосудом, который человек может наполнить чем-то добрым - любовью к Богу, любовью к своей семье, к своему труду, свой профессии

При соборе Александра Невского действует Общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». О работе общества, об обетах трезвости и о городском празднике День трезвости рассказал священник храма отец Димитрий Полинкевич.

- Отец Димитрий, расскажите о вашем обществе трезвости. Как возникла идея создания?

- Наше Епархиальное общество трезвости было создано три года назад в 2013г. по благословлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. При нашем соборе Александра Невского есть реабилитационный центр во имя преподобного Серафима Саровского. Центр уже несколько лет помогает людям с наркотической и алкогольной зависимостью. Вокруг него сформировалось определенное количество ребят, которые прошли реабилитацию и вернулись в общество, но им нужна постоянная поддержка и понимание единомышленников, трезвая община людей. И однажды мы поняли, что нужно создать такую группу поддержки. Владыка Тихон благословил на создание. Группа и само Общество трезвости называется в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».

- Почему в честь этой иконы?

- Икона Божьей Матери «Живоносный источник» известна и любима в церковном народе. По своему типу написания она похожа на одну из самых почитаемых икон у тех, кто страдает зависимостями – на икону Божьей Матери «Неупиваемая чаша». На иконе «Неупиваемая Чаша» изображена Богоматерь с воздетыми вверх руками, а перед Богоматерью Богомладенец Иисус Христос, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения как символ неистощимого источника духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия. На иконе Божьей Матери «Живоносный источник» вместо чаши изображен фонтан с Богоматерью с Младенцем Христом, и люди приходят к источнику и пьют из него. Прообраз у икон одинаковый, но икона «Живоносного источника» празднуется всегда в пятницу на Пасху, что символизирует Животворящий Источник радости общения с Воскресшим Господом Иисусом Христом. Можно много говорить об этой символике икон, но основной смысл в том, что мы приходим в Церковь трезвиться с Богом. Излечиться от зависимости не своими силами, а с помощью Бога.

- Как строятся ваши встречи?

- Проводятся беседы, на которых зависимые делятся своим опытом, также практикуются обеты трезвости. Это то, что отличает церковное отношение трезвости от медицинских психологических подходов. С одной стороны, человек дает обет трезвости, а с другой стороны молитвенно обращается к Богу за помощью. Обет трезвости напоминает Чин оглашения в Таинстве Крещения, когда во время крещения человек отрекается от своей зависимости сатаны и сочетается Христу. И также как крестные-восприемники просят Бога за человека, принимающего крещение, так и человека, дающий обет трезвости поддерживает группа и свидетель трезвости. Человек, имеющий намерение жить трезво, проходит какое-то количество бесед, приходит на группы, испытывает себя, а руководитель группы и сама группа смотрят на него - готов ли человек принять обет трезвости перед Богом и перед группой. Обет трезвости включает в себя отказ от алкоголя, курения, азартных игр и сквернословия на определенный период: год, несколько лет или пожизненно. Затем проводится молебен и человек в торжественной обстановке приносит обет трезвой жизни.

Бывают случаи, когда вместе с зависимым обет трезвости принимают его родственники, чтобы тем самым помочь и поддержать страждущего. Для зависимого человека соблазном может послужить любое мероприятие: день рождения, Новый год, Восьмое марта, корпоративный праздник. Поэтому сознательная совместная трезвость и отказ от употребления алкоголя родными и близкими людьми зависимого является огромной помощью. Из этого понимания проблемы у нас при соборе работа ведется в двух направлениях: с самими зависимыми и с их родственниками. Ведь зачастую, родственники в ситуации с возникновением в семье зависимого поведения проявляют искаженную любовь. Например, когда они не понимают, что, не полезно давать зависимому деньги и не понимают, как оказать помощь, как ее оценить, где ты помогаешь, а где можешь только навредить своей жалостью.

Также в дальнейшем общение трезвенной группы складывается и вне стен: куда-то съездить в паломничество, посетить святые места. Люди постепенно начинают дружить и общаться на трезвой основе.

- От чего зависит исцеление человека и есть ли случаи, когда человек до конца исцелился?

- Периодически мы приглашаем на наши встречи медицинских специалистов. К нам на беседу приходил врач-нарколог, и он объяснял, что есть три основных стадии алкогольной зависимости. Как правило, они развиваются постепенно. На первой стадии человек не видит проблемы для себя. Он ищет причину вовне: жена плохая, работа плохая, начальник плохой. Ему кажется, что нужно сменить внешнюю ситуацию. И свое употребление он не замечает. Вторая стадия, когда человек уже серьезно в эту ситуацию погружается. У него повышается устойчивость к спиртным напиткам, поэтому он выпивает больше и чаще. Он эту болезнь в себе уже настолько запускает, что она начинает жить своей жизнью и поглощает его полностью. Самостоятельно с этой болезнью не справиться. Ему нужна профессиональная помощь. На третьей стадии алкоголизм становится хроническим. У больного наблюдаются изменения в психике.

Многое в исцелении зависит от того, насколько сам человек настроен выздороветь. Когда, во время наших встреч, с человеком делятся своим опытом и историей исцеления люди, которые сами прошли через подобный опыт, то именно это искреннее и доверительное общение и исцеляет. С другой стороны, в общении с родственниками, как правило, возникает барьер и непонимание, в том, что нужно и всем членам семьи самим меняться. Мы призываем к переменам, но обычно родственники с трудом слышат. «Не буду вкушать вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего», - говорится в Священном Писании. Эти слова выражают осознание того, что ради ближнего, я тоже могу отказаться от излишеств. На нашей практике довольно часто были случаи, когда родственники полностью отказывались от алкоголя именно в помощь и поддержку зависимого. Это уже такой ответственный взгляд, взрослый.

В наших беседах главное то, что люди делятся своим опытом, а не просто дают советы. Например, один человек рассказывал, что он молился перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» в состоянии крайнего отчаяния. И он ощутил, что в вечности погибнет, если не встанет на путь исцеления. Многие зависимые описывают подобные состояния, что они в духовной жизни сталкиваются только с адской стороной, с темной. И этот человек исцелился, стал ходить в храм, воцерковляться. Он искренне горячо молился, и у него исчезла эта тяга. Он освободился. Опять же когда ходишь в группу на беседы, когда рассказываешь, что ты пережил, и что тебе помогло исцелиться, ты тем самым другому помогаешь – передаешь источник живой воды, то есть силы, и радость помощи Божьей, которая произошла с исцелившимся. Как сказано в Евангелии: «Исцелился, иди в церковь, скажи священнику», то есть засвидетельствуй. Эти свидетельства происходят и вдохновляют людей. Кто-то много лет употреблял наркотики и исцелился. Мы не ставим своей целью заменить реабилитацию или медицину. Бывает так, что человек в группе рассказывает об опыте исцелении в реабилитационном центре. Каждый сам для себя принимает решение, где он будет лечиться: ложиться в ребцентр или проходить путь выздоровления здесь в городе, где много соблазнов, но при этом человек свободен ходить к нам на встречи. Кстати, вот этой свободой жить трезво мы и хотим поделиться на празднике – Дне Трезвости. В этом году у нас в городе в первый раз будет проводиться Всероссийский День трезвости.

- Расскажите подробнее о празднике.

- 11 сентября совершается память Усекновения Главы Иоанна Крестителя. Он не пил вина, был строгий аскет, жил в пустыне, но при этом наставлял и поддерживал приходивших к нему людей. И люди чувствовали в его словах силу. Слова имеют силу, когда ты их подтверждаешь своей жизнью. Его трезвая жизнь была можно сказать предтечей для пришествия Христа, то есть приготовлением. И Иоанн Креститель всю свою жизнь эту трезвость сохранял. Знаменательно, что его кончина случилась в связи с нетрезвостью царя и его окружения, как мученическое свидетельство трезвого пути. В Церкви, когда мы празднуем день памяти святых, обычно это день кончины, день успения. Успения - означает сна для жизни земной, но начало пробуждения для жизни вечной.

Идея праздника трезвости в том, чтобы человек осознал, что он делает, чем он живет, что он ценит, и что вообще угодно Богу. Сам Спаситель сказал, что чревоугодие и пьянство не угодно Богу: «Пусть ваши сердца не отягчаются объедением и пьянством». А, с другой стороны, слова Писания «отвратись от зла и сотвори благо» - в нашем контексте это призыв не только против пьянства, но и за трезвый и здоровый образ жизни.

На празднике трезвости будут спортсмены, трезвые семьи, которые своим примером показывают, что трезвость является хранилищем, который человек может наполнить чем-то добрым - любовью к Богу, любовью к своей семье, к своему труду, свой профессии. Если человек, любит свое дело, но не ведет трезвый образ жизни, то он начинает совершать ошибки и, тем самым, разрушать свое любимое дело. Трезвость является сосудом, в который человек может, влить любовь, радость, счастье. Праздник трезвости направлен на то, чтобы показать трезвость в разных аспектах: семейной, физической, профессиональной и, конечно, духовной.

На мой взгляд, даже такое качество как трезвость должно служить чему-то высшему. Трезвость – это добродетель и она является связью с Богом. Без Бога трезвость не будет духовной, а может даже превратиться в заблуждение. Человек, например, может быть опьянен своей праведностью или какими-то безумными идеями или ненавистью - все это духовная нетрезвость. Когда апостол Павел обратился ко Христу, то собрались его враги и сказали: «Не будем ни есть, ни пить, пока его не зарежем». То есть люди не злоупотребляли чревоугодием и пьянством, но их цель-то была человеконенавистная. Поэтому мы и саму трезвость отдаем, вверяем Богу. Только Бог может вернуть утраченную целостность. Господь говорит: «Придите ко мне все страждующиеся и обремененные и Я упокою вас». Человек ведь в жизни ищет покой, покой от стрессов, напряжений, и ему кажется, например, что покурил, выпил, и мысли перестают угнетать. Да, это действует, голова перестает работать. И тогда человеку кажется, что это самый простой путь избавления от помыслов, но это заблуждение. Доводя себя до животного или уже растительного состояния, на утро просыпаешься опять человеком, и тогда болит не только тело, но и душа уже горит от нестерпимого стыда. И либо цикл повторяется, либо надо выбираться.

- Получается, что человек становится зависимым от алкоголя, потому что оторван от Бога, что нет внутренней духовной опоры? Поэтому сознание не справилось со страхами и стрессами?

- На появление зависимости влияют многие факторы. Как сейчас говорят, алкоголизм - это биопсихосоциальное расстройство поведения. Но Церковь включает еще и духовную составляющую. Никто не знает сколько процентов составляет каждая сторона жизни человека. Сложно сказать, как влияет, например, наследственность или социальное окружение. Вот, допустим, у святых отцов приводится такой пример: девушка, которая в монастыре воспитывалась и девушка, которая воспитывалась у блудницы. Обе выросли. И одна согрешила, и другая согрешила. И хотя с каждой стороны грех, но степень греха, степень повреждения разная. Есть разница в социальном воспитании, поэтому и спрос с одной девушки больше, чем с другой. Также любой человек может оказаться в более сложной ситуации. Зачастую, человек, ставший алкоголезависимым даже в детстве не знал другой жизни. С детства имел дурные примеры и сам жил по накатанной дороге. Конечно, социальное окружение имеет очень большое влияние, а, с другой стороны, эта духовная составляющая показывает нам, что мы все-таки говорим не только о болезни, но и о грехе тоже. Человек сам должен осознать, что он дал слабину, впал в неверие, запустил процесс привязанности.

Одна из задач праздника - информирование о трезвой жизни. Информирование - это один из способов осознания и профилактики проблемы, когда мы узнаем, что такое хорошо, и что такое плохо. Но есть люди, которые знают все последствия алкогольной болезни, все симптомы, но их все равно влечет, потому что есть еще искушающая, влекущая сила. Поэтому, я думаю, что по-настоящему, только помощь Божья может спасти человека. Мы только предоставляем себя в качестве сосуда для действия силы Божьей. Также как в Крещении мы, отрекаемся от сатаны и затем сочетаемся Христу, так и в обете трезвости мы отрекаемся от пьянства и присоединяемся к источнику жизни – Богу, чтобы Бог направлял нас.

- Можно ли считать, что человек, переживший отрицательный опыт, в то же время приобретает определенный духовный опыт, который приближает его к Богу?

- Общаясь по проблеме своей зависимости, мы знаки плюсы или минусы не ставим. Опыт просто есть. Важно в группах во время встреч создать атмосферу принятия. Важно, чтобы человек вынес опыт, прежде всего, для себя. Да, он пережил такой духовный опыт, сложный и не простой, но человек уже знает, что шаг назад грозит погибелью. В обете есть отказ от сквернословия и когда человек дает отказ от сквернословия, то его сначала ужас охватывает: «Как это я смогу сдержать такой обет!» Но потом приходит осознание того, что то, что происходит в твоей голове с твоими мыслями и запускает развитие трагедии. Если ты это осознал и позволяешь Богу контролировать свои мысли, то, бывает, и обет сквернословия не сложно соблюдать. Господь отводит от сквернословия. Нужно развиваться в духовном плане. И тогда можно наблюдать, как последние станут первыми, как говорится в Евангелии. Удивительно даже.

- А какой бы совет вы дали тем людям, которые оказались в ситуации зависимости?

- Прежде всего, не нужно искать виноватых. Искать виноватых - это ошибочный путь. Первый шаг, который нужно сделать, - это подумать, а что я могу изменить в себе сейчас? Часто человек не живет самим собой в данный момент. Он живет прошлым – обидами, злопамятством, например, или страхами и заботами о будущем, но для того, чтобы пребывать трезвым в настоящий момент, нет препятствий. Для того, чтобы человеку начать изменения в своем внутреннем мире, - ничего не требуется. Ни какое-то более удобное время или определенное место, все уже есть прямо сейчас. Конечно, хорошо иметь поддержку, единомышленником, соработников, и для этого мы и создали наше Общество трезвости в митрополии.

- Как часто вы собираетесь и как к вам попасть, если кто-то захочет присоединиться?

- Мы собираемся в трапезной собора Александра Невского по вторникам и пятницам в 18.00. Чтобы стать участником группы трезвенной поддержки, не обязательно сразу активно выступать или все рассказывать о себе, можно прийти на одну из встреч, посмотреть, как мы общаемся, и решить для себя, продолжать посещать наши встречи или нет. У нас есть сайт трезвись.рф и группа в ВКонтатке vk.com/tresvo. Там можно написать администраторам группы, если будут вопросы. Или позвонить для консультации по вопросу зависимости по телефону 299-14-14.

На этом интервью планировалось закончить, но отец Димитрий пригласил меня заглянуть на одну из встреч Общества, чтобы собственными глазами увидеть, какая царит во время бесед атмосфера. В трапезной к моменту моего прихода уже начали собираться люди. Симпатичная девушка Валя (имя изменено) накрывала на стол. Мы пили чай и общались. Было действительно душевно, как будто пришел в гости к друзьям. Во время беседы я узнала, что многие из присутствующих уже приняли обед трезвости, среди них и Валя. Я не удержалась и решила задать Вале пару вопросов:

- Валя, расскажи, что тебе дал обет трезвости и сложно ли тебе его нести?

- Я приняла обет трезвости год назад. Сначала я не понимала нужности этого, зачем мне это надо. Но потом мне стало ясно, что своих сил недостаточно. Произошёл один случай, как звонок из прошлого. Потянули за эту ниточку, и стало страшно, потому что разумом понимаешь, что возвращаться туда, в прошлую жизнь, ни к этим людям, ни к этим переживанием не хочу, а своих сил недостаточно. А обет - это договор, который мы заключаем с Богом, и с этого момента ты под защитой. Тебе дают возможность более легко проходить эти испытания. Я бы даже сказала, что после того, как я приняла обет трезвости, у меня началась совсем новая жизнь.

Поэтому и наши встречи при соборе Александра Невского стараюсь не пропускать. Вообще сейчас отношение к вере стало более осознанным, более глубоким. Очень нравится общение в группе. Все ребята талантливые и интересные. Поддержка отца Димитрия многое дает. Я приняла решение, что нужно отказываться от всего ненужного и буду продолжать и дальше развиваться в этом. Как говорит отец Дмитрий, движение, как эскалатор, если не делать самому каждодневные хотя бы маленькие шаги вперед, то начнешь медленно сползать вниз… Поэтому верю, что с Божьей помощью все получится.

Беседовала Лана Зайцева