[26.05.2017] Балаган в храме не сможет возыметь миссионерского успеха: «блиноядка» не пройдет!

Недавно на Русской Народной Линии вышла статья протоиерея Александра Новопашина «Храм или балаган?», в которой наш настоятель справедливо возмущался странной тенденцией в церковной жизни последнего времени, когда непосредственно храмовое пространство служит сценой для разного рода концертов, представлений, спортивных номеров и весьма откровенных танцев. Абсолютно разделяю опасения, которые высказал батюшка в статье, и мне бы хотелось добавить несколько своих соображений.

Несомненно, что Церковь имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям, но и входит в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром. Несомненно, Церковь влияет на этот мир, в Евангелии Она именуется солью мира, соль - символ вечности, чистоты, непорочности, постоянства, в практическом использовании она сохраняет еду. Слово Божие, равно как и исполнение христианами Евангельских заповедей может и должно благотворно и спасительно влиять на общество. Кратко формулу этого воздействия выразил преподобный Серафим Саровский: «стяжи Духа Святого и вокруг тебя спасутся тысячи».

Однако вместе с этим Церковь (верующие люди) неминуемо испытывала и испытывает на себе определенное влияние мира, общества в котором она (данная община) находится. Собственно, Иисус Христос в Своей проповеди, задавая небывалую по высоте и красоте нравственную планку жизни человека очень часто не касается аспектов внешнего устройства жизни - не меняет их. Более того, святые отцы, сталкиваясь с искажениями христианской веры (ересями), имея насущную необходимость в последовательном и системном изложении догматического вероучения, берут на вооружение методы и терминологию языческой философии. Так в Символе веры появляется термин ὁμοούσιος (Единосущный), такую же судьбу имеет небиблейский термин «первородный грех» (peccatum originale).

Церковь достаточно разумно и аккуратно принимает в сферу своего внешнего устройства технические новшества и способы организации работы. Так в храмах появляется электрическое освящение, а у прихода электронная почта, сайт и так далее, в Церкви синодальные отделы, подотделы, церковная журналистика, дипломатия и тому прободное. Естественно, что само выступления представителя Церкви в публичном пространстве (например, на ТВ) имеет форму вполне светского доклада, разговора или дискуссии, а не молитвенного пения на церковно-славянском языке. Процесс катехизации подразумевает, что катехизатор будет говорить на понятном для катехуменов языке. Все это так, однако, вопрос о допустимости принятия священнослужителями технических средств и светских организационных методов остается весьма спорным. Так, скажем во многих Афонских монастырях нет электричества. Но это, опять же в Афонских монастырях, а не в центре Москвы.

Итак, насколько же православная миссия должна «соответствовать» культурному, а, можно сказать, социальному языку той общности, в отношении которой она совершается? Во-первых, задача миссии и миссионера совсем не в том состоит чтобы «привести человека в храм». Как, а разве ж не в этом? - удивленно вопросит читатель? В том то и дело, что привести, а точнее «заманить» наших сограждан в храмы не так уж и сложно: достаточно начать бесплатный розлив крепких алкогольных напитков и все - аншлаги обеспечены. В центральных храмах Москвы можно начать розыгрыши модной брендовой одежды: от молодых прихожанок не будет отбоя. Простите за грубые примеры, но калужское миссионерство, танцы живота в храмах и разного рода «блиноядки» (это реальное название одной из «миссионерских акций» на Масленицу) очень напоминают весьма грубую и пошлую «замануху», приторную рекламу. Хотелось бы заметить, что кричащая реклама удел тех «купцов», которые заведомо знают, что их товар «не очень».

Задача миссии и миссионера состоит в том, чтобы приобщить человека той жизни во Христе, которая способствует спасению всех нас. Другими словами миссия всегда в первую очередь подразумевает обращение к разуму человека, во-вторых, к его сердцу, к его нравственному чувству, далее к его волевому началу. Не в храм заманить акробатикой, «блиноядкой» и рэпом, а подвигнуть человека к обретению истинного смысла жизни, к переосмыслению ценностей - вот цель и смысл подлинного миссионерства. Это всегда очень сложно, это требует наличия серьезного образования и богословских знаний у миссионера и самое главное - искреннего стремления последнего к подлинно христианской жизни. Настоящая миссия происходит от сердца к сердцу, это не «работа с массами». Православный миссионер - не массовик-затейник. Христианская проповедь не знает глупых комсомольских восторгов «Шире круг, шире круг музыка зовет», ее подлинная целесообразность измеряется не количеством пришедших (а точнее заманенных) в храм на сомнительное мероприятие, а фактором обретения теми, к кому мы обращаемся, истинной спасительной веры. В данном случае речь конечно же не идет о каком-то моментальном «просветлении» и воздвижении до степени святости, однако, если человек, услышавший христианскую проповедь начал хотя бы немного думать В ЭТУ сторону, в этом направлении, то уже можно надеяться, что труд миссионера не напрасен.

К этому следует прибавить, что миссия - дело достаточно деликатное, иногда необходимо человека интеллектуально, философски, психологически подготовить, подвести к принятию Главного. И здесь великолепную роль могут сыграть художественные фильмы с христианским смыслом (даже если их сюжеты напрямую не касаются Церкви), некоторые (!) представители современных направлений музыки, которые способны своими умными (!) и правильными (!) песнями подвигнуть слушателей думать в сторону Истины. Другими словами христианская миссия антагонистична попсе, она не может строиться на акциях развлечения, увеселения и т. п., она не может «разжижать» мозг, расслаблять, нравственно дезориентировать человека!

Однако именно к этому ведет «веселая акробатика», «танцы-обниманцы» и «пасхальный рэп» в храмовом помещении. Разве здесь есть хотя бы намек на обращение к разуму человека, к его нравственному чувству? Скорее наоборот. Если некие «певицы» крутят бедрами (здесь можно поставить более грубое слово, хотя психологически более точное) обратившись спинами к алтарным иконам, то остается ли у священника этого храма право говорить о нравственности? Более того в сознании случайных зрителей (да и самих прихожан) формируется вполне лояльное отношение к пахабщине в обыденной жизни, коль таковая допустима в храме. Могут возразить - есть люди с глубоким эстетическим чувством и для них какие-то произведения искусства вполне могут стать дорогой к Иисусу Христу. Это так. И действительно «Троица» прп. Андрея Рублева, духовные песнопения П. Г.Чеснокова могут для некоторых людей стать проводниками в мир христианства. Но разве у кого-нибудь хватит смелости сравнивать Троицу Рублева с «танцами морячков» и «блиноядкой»?

Однако подлинная причина таких «миссионерских» новшеств вполне понятна и в данном контексте ситуация видится достаточно пессимистичной. Возвращаемся к вопросу, который был поставлен в самом начале: насколько православная миссия должна «соответствовать» культурному, а можно сказать социальному языку той общности, в отношении которой она совершается? Где границы? К сожалению, некоторые представители нашего церковного сообщества весьма динамично прогибаются под изменчивый мир. Это все имело место на Западе, у римо-католиков и протестантов. К чему это привело? К тому, что нынешнюю Европу вполне закономерно именуют «постхристианским миром». Сейчас это все пришло к нам! В чем была кардинальная ошибка во взглядах на жизнь Жана Жака Руссо? Он сказал: «Дайте человеку свободу, и он изберет добро». Однако в реальности ветхий человек избирает удовольствие, наслаждение, развлечение. Именно по этим ветхим рельсам движется современное общество. Римляне очень точно определили это стремление ветхости - panem et circenses (хлеба и зрелищ). Достигнув элементарной обеспеченности, общество требует развлечений, и получение оных в какой-то степени может обеспечить государству политическую и экономическую стабильность.     

В связи с этим в современном мире присутствует буквально культ развлечений и увеселений, который «покрывает» все сферы человеческой жизнедеятельности. Человек вынужден обеспечивать свое существование, а посему вынужден работать, трудиться, но даже эту «тяжкую ношу» современная культура пытается (и небезуспешно) «развеселить», снабдить элементами развлечения. Система образования в своих программах ориентирована на то чтобы «дитя не заскучало», все новостные и даже аналитические телевизионные программы имеют формат шоу, т. е. опять же развлечения. Развлекаловка стала неким «стержнем» современной жизни и очень жаль, что наша миссия (в лице некоторых пастырей) также сползает на эти «ветхие» рельсы, стремится развлекать и увеселять народ. Очень печально, что некоторые пастыри забыли о подлинном предназначении Церкви - просвещать людей Светом Христовой Истины. Христиане выполняют функцию соли в этом мире, а не дурмана! А мы помним, какой удел уготовляется той соли, которая забыла о том, что она соль? «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13).

диакон Артемий Сильвестров
Русская народная линия