[20.06.2017] V Международная православная миссионерская конференция движения «Ставрос»

С 5 по 10 июня на территории Череменецкого мужского монастыря Гатчинской и Лужской епархии Ленинградской области прошла V Православная миссионерская конференция «Ставрос». На этот раз конференция была посвящена теме: «Современная православная миссия в медиа сфере». Как и в прошлое время участникам конференции были предложены спартанские условия проживания, однако, на этот раз ко времени открытия конференции уже был практически введен в эксплуатацию кемпинговый жилой комплекс под названием «Северный Патмос», расположенный в непосредственной близости от монастыря. Введены в строй два новых строения гостиничного типа, расположенные непосредственно на территории монастыря. В этих новых строениях была размещена основная масса участников конференции, число которых составило порядка 120 человек. Однако, для любителей свежего воздуха, по-прежнему, оставалось место в палатках и около костра.

Череменецкий монастырь расположен недалеко от города Воинской Славы Луги, примерно в 130 км от г. Санкт-Петербурга. Заезд состоялся 5 июня в понедельник специальным автобусом, заказанным оргкомитетом конференции для этой цели, который традиционно отправился со с.м. «Московская».

6 июня в 9-30 после молебна и молитв к апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, совершенным епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном в Переображенском храме, было положено начало работы конференции.

После молебна все участники собрались в специально подготовленном строении, в котором после приветственного слова епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, они провели все остальные дни конференции.

После приветственного слова епископа Гатчинского и Лужского Митрофана с приветственным словом к участникам конференции обратился председатель межрегионального миссионерского православного общественного движения «СТАВРОС» Александр Геннадьевич Замахин.

Далее начались доклады. Первым свой доклад представил игумен Серапион (Митько) – заместитель председателя Синодального миссионерского отдела под названием «Состояние современной миссионерской деятельности РПЦ; и цели в ближайшие годы».


Слева направо: священник Александр Асонов, за кафедрой докладчик иерей Станислав Распутин

Вслед за ним свой доклад озвучил иерей Станислав (Распутин) – председатель по миссионерской работе Петрозаводской епархии. Его доклад «500 лет Реформации: возможности и перспектива» вызвал к дискуссии многих участников конференции. Например, обсуждалась, среди прочих, тема продуктивности миссии в среде классических протестантов.

Следующим был доклад «Миссия в социальных сетях» иеромонаха Льва (Склярова) - пресс-секретаря Синодального миссионерского отдела.

И последним перед завершением первой половины первого дня прозвучал доклад «Вопросы определения языка Церкви и миссионерской коммуникации в медийном пространстве» протоиерея Георгия Йоффе – председателя комиссии по миссионерской работе Санкт-Петербургской епархии.

После обеда с докладом «Практическое миссионерство» выступил протоиерей Олег Стеняев – писатель, публицист, проповедник и миссионер. Его доклад вызвал широкую дискуссию и массу вопросов. Вслед за ним свой доклад «Медиа, как часть традиционной миссионерской деятельности. Современные цели и задачи» представил иерей Николай Святченко – председатель комиссии по миссионерской и молодежной работе Гатчинской и Лужской епархии.

После перерыва на кофе-брейк успел прибыть на конференцию по своим докладом «Общие правила при создании видео материала» Александр Антонюк – руководитель православного молодёжного центра «Атриум».

После ужина состоялось живое общение с бывшим последователем Международного общества сознания Кришны (МОСК), во время которого слушатели имели возможность задать свои вопросы и получить исчерпывающий на них ответ.

На этом завершился первый день работы конференции.

В этот и последующие дни для детей и взрослых участников конференции был организован прекрасный отдых с использованием водных плав средств, рыбалка удочками и спинингом, батут, велосипеды для свободного передвижения по территории и живописным окрестностям монастыря, который находится на острове на озере Череменец, глубина которого местами достигает 40 метров. Для всех желающих приобрести одежду с православной символикой на конференции была организована выставка дизайнерской эксклюзивной одежды «христиания».

Следующий третий день конференции и второй день чтения докладов начался докладом «Влияние интернет-аудитории как миссионерского поля на формирование принципов, форм и методов проповеди на примере деятельности проекта Киберпоп ТВ» протоиерея Андрея Федосова – руководителя отдела образования и катехизации Кинельской епархии, автора и ведущего медиа проекта «Киберпоп». Доклад вызвал широкую дискуссию по затронутой теме. В докладе автор показал, как по настоящему жаждет окружающая нас общественность, в том числе и интернет сообщество, истинного свидетельства о вере, и как сложно на современном этапе завоёвывать и пробиваться к этой не простой аудитории.

Следующим прозвучал доклад «Император Константин равноапостольный: святой или разрушитель Церкви, подчинивший ее государству» Александра Леонидовича Дворкина -профессора кафедры миссиологии и кафедры истории Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Свой доклад он начал с общеизвестного утверждения последователей запрещённой секты в России «Свидетелей Иеговы» об императоре Константине Великом как о разрушителе Церкви и подчинении Ее интересов интересам государственной власти. Это утверждение он привел со ссылкой на один из постов сектантского проповедника, но параллельно это утверждение содержится в запрещённой в судебном порядке брошюре сектантов «Стоит ли верить в троицу?». В своём докладе Александр Леонидович последовательно опроверг это ложное утверждение сектантов.

После доклада А.Л. Дворкина и после небольшого перерыва наступило время свободного общения, во время которого участники конференции разбились на несколько групп по интересующим их вопросам.

После обеда третьего дня конференции свой доклад «Психология интернет-общения и методы манипуляции» представила слушателям психолог Наталья Абрамовна Абельская. После чего состоялся брейн-ринг на тему Священного Писания, основная цель которого заключалась в установлении лучшего знания текстов Священного Писания. Участники разделились на несколько команд по 5-6 человек и ответами на вопросы зарабатывали баллы в командном и личном зачёте.

В четвертом дне конференции среди значимых докладов стоит отметить доклад «Влияние деструктивных групп через интернет пространство» Валерия Игоревича Клюки – заместителя председателя благотворительного фонда «Благоправ»; доклад «Споры о методологии сектоведения или для чего мы изучаем секты?» Александра Леонидовича Дворкина; доклад «Апологетика в СМИ» Андрея Ивановича Солодкова – преподавателя Российского Православного Университета, Сретенской и Перервинской духовных семинарий, штатного миссионера Юго-Западного викариатства г. Москвы, специалиста в области православного богословия; доклад «Возможности православной миссии в интернете» Ивана Станиславовича Кабанец – специалиста в сфере государственного и муниципального управления, студента Санкт-Петербургской духовной академии.

После ужина участников конференции ожидало выступление группы «Лунный пёс», тексты песен которой были наполнены христианским смыслом.

Пятый день конференции начался докладом «Любовь против троллинга: проблемы, риски и камни преткновения миссии в интернете» Дарьи Игоревны Косинцевой – ведущей «Дневника плохой христианки», паблик «Меньше ада», филолога, магистра социальной философии, журналиста. Этот доклад вызвал оживленную дискуссию, поскольку живой опыт автора доклада не мог оставить равнодушным ни одного слушателя конференции.

Далее свой доклад «Догматы как предмет мировоззренческой полемики» представил Виталий Юрьевич Питанов – заместитель председателя руководящего совета межрегионального миссионерского православного общественного движения «Ставрос».

После кофе-паузы с докладом «Евангельская миссия в постхристианском обществе» выступил Богатырев Дмитрий Константинович – ректор РХГА, доктор философских наук. В ходе доклада прозвучала чрезвычайно полезная информация о случаях преображения откровенных сектантов, которые в течении обучения становились православными христианами. В качестве примера, Дмитрий Константинович привел пример саентолога, обращённого в процессе обучения в православное христианство.
Завершилось чтение докладов последним докладом «Успешное использование медиа сферы в новых религиозных движениях (на примере Свидетелей Иеговы)» Артема Валерьевича Григоряна – представителя межрегионального миссионерского православного общественного движения «Ставрос». В своём докладе Артем Григорян показал с какой качественностью сектанты подходят к своей миссии в интернете, и с какой небрежностью в этом вопросе состоят некоторые православные сайты.

После подведения итогов и обсуждения Итогового документа работа конференции завершилась. После ужина участников конференции ожидал музыкальный вечер со священником Анатолием Першиным – настоятелем храма святого Василия Великого в Осиновой роще г. Санкт-Петербурга. В этот вечер прозвучали как уже известные произведения, так и новые. Приятно было узнать, что постоянный спутник отца Анатолия и послушник Александр в этом году был рукоположен в сан диакона. С музыкальными произведениями отца Анатолия Першина можно познакомиться на его странице в социальной сети «В контакте».

Утром 10 июня в 10 часов по местному времени была отслужена Божественная Литургия, за которой участники конференции смогли причаститься Божественных Даров. По этому поводу к Литургии прибыл кафедральный хор из г. Санкт-Петербурга, который украсил богослужение прекрасным Византийским распевом. По завершении Литургии к 12 часам и после благодарственных слов в адрес духовных покровителей и молитвенников, устроителей и лиц, сопровождающих конференцию своим непрерывным трудом, участников конференции ожидал поздний завтрак, после которого состоялись недолгие сборы и отбытие участников конференции в г. Санкт-Петербург.

Некоторые из участников конференции, пользуясь возможностью, поспешили посетить Псково-Печерскую обитель. Автора же этой статьи пригласил в один из последующих дней с собой в паломническое путешествие иерей Анатолий Першин.

Дело в том, что в попечении этого священника есть заброшенный древний храм архангела Михаила в деревне Зажупанье.


доброхоты заменили букву «е» на «ё»

Учитываяя тенденцию возвращения людей в сельскую местность и собственное желание к молитвенному уединению, отец Анатолий давно искал сельский храм для восстановления и окормления тех местных жителей, которые уже вернулись или имеют таковое намерение. Однако, таковой храм оказался примерно в 230 км. от г. Санкт-Петербурга. Храм и местность так понравились священнику, что он обратился к епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану и получил благословение на восстановление храма. Таким образом, практически еженедельно, отец Анатолий с певчими и трудниками, каких пошлет Бог ему в помощь, с мая месяца 2017 года регулярно посещает российское захолустье, как сказал бы какой-нибудь столичный житель.

Этот храм простоял благополучно вплоть до 60-х годов прошлого столетия. В то время случилось погибнуть священнику от рук вандалов, которые пригласив священника на требу, убили его в надежде разбогатеть. Сказывают что некто сильно проворовался и нужно было погасить задолженность. Недолгие поиски источника навели на мысль забрать их у священника, мол у того их много. Но, совершив убийство, и не обнаружив в его вещах денег, убийцы решили пойти до конца и с этой целью ворвались в дом священника. Убив матушку священника, убийцы перевернули весь дом, но денег так и не нашли. С тех пор сказывают, что служило ещё несколько священников, но в последующем храм пришел в запустение. Стараниями некоторого мецената над этим и ещё некоторыми окрест стоящими храмами в настоящее время были возведены крыши, дабы остановить разрушение. Но на этом дело и встало, пока …. Не появился отец Анатолий.

На этот раз, по прибытии в храм, силами только сопровождавших отца Анатолия лиц и четырех местных жителей, был отслужен молебен, прочитан акафист архангелу Михаилу, и совершена молитва архиепископу Войно-Ясенецкому Луке, молитвами которого был исцелен от неизлечимой болезни сам отец Анатолий, о чем он неустанно свидетельствует во время своего миссионерства и проповеди. Запасными Дарами отец Анатолий причастил женщину, которая готовилась по Святому Причастию.

После лёгкой трапезы тем, кто что прихватил с собой в дорогу, все занялись своим делом. Случившимся на этот раз трудникам, среди которых оказался и я, были определены отцом Анатолием послушания. Нужно было покрыть пропиткой в один слой Поклонный крест и прорубить просеку в лесной чаще и среди могильных захоронений от храма к пристани, куда ещё в дореволюционное время приезжали благочестивые люди на лодках из окрестных селений на молитву в храм.

Справившись с послушаниями и завершив все необходимые на этот раз дела, мы отправились в обратный путь другой дорогой. На этот раз отец Анатолий решил нам показать подобный храм в селении Заручье того же Сланцевского района Гатчинской и Лужской епархии.


Храм в честь Успения Божией Матери в Заручье

Оба храма расположены на побережье озера Долгое, имеющего протяженность до 10-ти км. и глубину местами до 54 м. Настоятельствует в храме игумен Адриан. При храме действует православная обитель, которая согрела многих страждущих от мира людей. Согрела теплом, трапезой и задушевной беседой и нас, странствующих по российскому бездорожью людей.

Примечательно, что в этой обители установился обычай прибивать гвоздями мобильные телефоны к столбу. Это делают те люди, кого они по разным причинам что называется «достали».

После того, как мы покинули селение Заручье, в непосредственной близости от этого селения, нас ждала ещё одна остановка. На этот раз это место явления Божией Матери у Доложской пещеры, которая расположена примерно в 3-х км. от селения Заручье. «Подземелье устроено природой в невысокой горе с богатой растительностью. Неподалеку от ее входа — свежий ключ со святой водицей. Внутри — 3 хода, расходящиеся по сторонам в виде креста, в точке их пересечения — озеро с целебной водой. Еще в далеком 1300 году у подножия пещеры был основан древний град Доложск. Сегодня от него сохранился только поросший мхом и кустарником вал. В этой местности сама Богородица творила людям свое явление, первое из которых состоялось примерно в 1750 году. Потом, на Успение пастухи на лесной тропке увидали Пресвятую Деву. С тех пор здесь свершаются крестные ходы». http://peterburg.center/maps/dolozhskaya-peshchera-i-svyatye-mesta.html

Стараниями монаршего семейства в 1900 г. на месте явления Божией Матери был выстроен величественный храм в честь Успения Божией Матери, который в последующем во время ВОВ 1941-1945 гг. поджигают немцы, после чего уже в 50-е годы безбожные жители разбирают на кирпичи якобы для постройки свинарника.

Храм разобрали, а свинарника так и не построили. Рядом с этим местом теперь стоит обитель. На месте бывшего храма на месте алтаря стоит ограждение.

В скале отчётливо видна Доложская пещера, откуда по преданию вышла Пресвятая Богородица, внутри которой бьёт чистый источник.

Помолившись и набрав воды с собой в дорогу, мы отправились дальше. Домой отец Анатолий вернулся уже затемно.

Все доклады в ближайшее время будут выложены в видеоформате на сайте миссионерско-апологетического центра «Ставрос».