[28.06.2017] «Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»

15/28 июня празднуется память великого отца и учителя Церкви блаженного Августина, епископа Иппонийского (354–430). Выдающаяся личность и огромное богословское наследие Иппонийского святителя неизменно привлекают к нему пристальное внимание ученых и богословов, но, к сожалению, остаются мало известны большинству православных. А между тем жизнь и творения святого Августина, дышащие, по выражению святителя Филарета Черниговского, глубоким искренним благочестием, являются чрезвычайно поучительными для современных христиан.

Родился святой в г. Тагасте (Северная Африка) в 354 году. Его отец, Патрикий, принял Крещение только перед смертью. Мать, святая Моника, ревностная христианка, долгие годы молилась об обращении ко Христу своего сына.

Одаренный юноша получил прекрасное образование, сулившее ему при его талантах и честолюбии хорошую карьеру. Следуя обычаям, господствовавшим в языческом обществе, и своей жизнелюбивой природе, Августин предавался в эти годы «разгульной жизни», став в 17 лет отцом своего единственного сына. Случайное чтение диалога Цицерона «Гортензий», призывавшего искать «бессмертной мудрости», послужило толчком к изменению сознания молодого ритора. В поисках истины Августин попадает в секту манихеев, в которой проводит девять долгих лет.

В 384 году Августин получает должность официального ритора при императорской резиденции в Медиолане. Епископом этого города тогда был святой Амвросий. Красноречивые и благодатные проповеди святителя совершили переворот в душе Августина, а чудесное обращение завершило призвание.

Призванный Богом Августин пожертвовал всем, что имел: прирожденными талантами, прекрасным образованием, успешной карьерой, плотскими утехами, – и приобрел драгоценную жемчужину – Христа, приняв на Пасху 387 года Крещение от рук святителя Амвросия Медиоланского.

В 388 году блаженный Августин возвратился на родину, в Тагасту, где, отдав все свое имущество Церкви, стал вести подвижнический образ жизни. В 391 году по настоянию жителей г. Гиппона Августин был рукоположен в сан пресвитера, а затем, в 395 году, посвящен в епископа.

В сане епископа блаженному Августину довелось решать множество церковных вопросов и бороться с донатистским расколом, манихейством, пелагианской и арианской ересями. Будучи незаурядным богословом и ритором, святитель фактически возглавлял церковную жизнь Северной Африки, целиком отдавая себя служению Богу и своей пастве. Он часто совершал богослужения, постоянно и усердно проповедовал, посещал вдовиц и сирот, благотворил бедным, входил в чужие затруднения.

Быт епископского дома в Гиппоне при Августине был чрезвычайно скромен. Блаженный был гостеприимен, и общение для него было дороже вкушения яств. Однако сплетен и осуждения он не терпел. Во избежание соблазнов в доме епископа Иппонийского никогда не бывало женщин. Причем не было сделано исключения даже для его сестры-игумении и племянниц-монахинь.

Святитель Августин обладал даром молитвы и чудотворений. По его слезным молитвам из одержимых исходили бесы и исцелялись больные.

До самой кончины святитель пребывал в глубоком покаянии. По слову его сподвижника и биографа, епископа Поссидия Каламского, в последние дни предсмертной болезни к блаженному по его просьбе кроме врачей и приносящих пищу никто не входил. Сам он, лежа в немощи, глядел на прислоненные к стене листки с переписанными псалмами Давидовыми и «обильно и постоянно рыдал».

Смерть застала блаженного Августина во время осады Гиппона вторгшимися в Северную Африку вандалами. Он молил Бога или освободить город, или укрепить христиан в терпении, или забрать его к Себе. «И не лишил Господь слугу Своего плода его мольбы». Святой Августин почил 28 августа 430 года в осажденном Гиппоне.

Авторитет Гиппонского святителя был неоспорим на Западе и высок на Востоке. Отцами V Вселенского Собора (553) его имя было упомянуто в числе имен других столпов веры, таких как святитель Афанасий Великий, святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Кирилл Александрийский, святитель Лев Великий и другие. Некоторые уклонения блаженного в вопросе о соотношении благодати и свободной воли и в учении о Святой Троице не помешали святителям Фотию Константинопольскому, Марку Эфесскому, Димитрию Ростовскому, Тихону Задонскому, преподобному Никодиму Святогорцу относиться к нему как к святому и отцу Церкви, покрыв его ошибки «молчанием и благодарностью» (святитель Фотий Константинопольский).

Благоговейным чтителем памяти блаженного Августина был и святой Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. По свидетельству иеромонаха Серафима (Роуза), святитель Иоанн составил в честь блаженного Августина Иппонийского особую службу, которую и совершал ежегодно в день его памяти, «независимо от того, где бы он в этот день ни оказывался».

Литературное наследие блаженного Августина огромно: его автобиографические, литературные и философские, апологетические, полемические, экзегетические, догматические, нравственно-аскетические и пастырские произведения по объему сравнимы разве что с наследием святителя Иоанна Златоуста. Известный ученый-энциклопедист епископ Исидор Севильский (560–636) утверждал, что «выше всех… по уму и по знаниям стоит Августин, потому что столько, сколько написал он, никто не в силах не только написать, но даже и прочесть».

Без сомнения, выдающееся место в обширном собрании трудов Иппонийского архипастыря занимает «Исповедь». История обращения, написанная святителем в форме горячей молитвы, говорит нам о самом главном в жизни христианина – об отношениях Бога и человека. Выдержки из духовной автобиографии блаженного Августина предлагаются вниманию боголюбивых читателей.

Сила Божия и немощь человеческая

Сила наша тогда сила, когда это Ты; только наша – она бессилие.

* * *

Ты был, когда меня не было, и не стоил я того, чтобы Ты даровал мне жизнь. И вот я существую по благости Твоей, существовавшей прежде, чем Ты создал и меня, и прежде того, из чего Ты создал меня.

* * *

Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда, – расширь его. Он обваливается – обнови его. Есть в нем чем оскорбиться взору Твоему: сознаюсь, знаю, – но кто приберет его?

* * *

Что я без Тебя как не вожак себе в пропасть? Что я такое, когда мне хорошо, как не младенец, сосущий молоко Твое и питающийся «Тобой – пищей, пребывающей вовек»? И что такое человек – любой человек, – раз он человек?

* * *

Легко человеку, если он полон Тобой; я не полон Тобой и потому в тягость себе.

* * *

Мало любит Тебя тот, кто любит еще что-то и любит не ради Тебя.

* * *

Повсюду со мной была моя растерзанная, окровавленная душа, и ей невтерпеж было со мной, а я не находил места, куда ее пристроить… К Тебе, Господи, надо было вознести ее и у Тебя лечить.

* * *

В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим. Только надеяться, только полагаться на твердо обещанное Твое милосердие!

О Промысле Божием

О Ты, Благий и Всемогущий, Который заботишься о каждом из нас так, словно он является единственным предметом Твоей заботы, и обо всех так, как о каждом!

* * *

Я малое дитя, но вечно жив Отец мой и надежен Хранитель мой; Он родил меня и хранит меня. В Тебе все мои блага, Ты всемогущ, Ты всегда был со мной, был еще до того, как я пришел к Тебе.

* * *

Ты всегда около, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, да ищу радость, не знающую разочарования.

* * *

Разве что-нибудь может одолеть тайную болезнь нашу, если Ты, Господи, не бодрствуешь над нами со Своим врачеванием? Нет отца, матери и воспитателей, но присутствуешь Ты, Который нас создал, Который зовешь нас.

О слове Божием

Удивительна глубина слов Твоих! Вот перед нами их поверхность – она улыбается детям, но удивительна их глубина, Боже мой, удивительна глубина! С трепетом вглядываешься в нее, с трепетом почтения и дрожью любви.

Дружба с миром

Дружба с этим миром – измена Тебе: ее приветствуют и одобряют, чтобы человек стыдился, если он ведет себя не так, как все.

* * *

Горе мирскому благополучию, вдвойне горе ему: от страха перед бедой, от ущербной радости.

* * *

Горе мирской беде, вдвойне, втройне горе: от тоски по благополучию, от того, что беда сама по себе жестока, от того, что, пожалуй, сломится от нее терпение. Разве не «искушение жизнь человека на земле» всегда и всюду?

* * *

Куда бы ни обратилась человеческая душа, всюду кроме Тебя наткнется она на боль, хотя бы наткнулась и на красоту, но красоту вне Тебя и вне себя самой. И красота эта ничто, если она не от Тебя.

* * *

Да хвалит душа моя за этот мир Тебя, «Господь, всего Создатель», но да не прилипает к нему чувственной любовью, ибо он идет, куда и шел, – к небытию, и терзает душу смертной тоской, потому что и сама она хочет быть и любит отдыхать на том, что она любит. А в этом мире негде отдохнуть…

Страсти

От злой воли возникает похоть; ты рабствуешь похоти – и она обращается в привычку; ты не противишься привычке – и она обращается в необходимость.

* * *

Греховный закон – это власть и сила привычки, которая влечет и удерживает душу даже против ее воли, но заслуженно, ибо в эту привычку соскользнула она добровольно.

* * *

Ужели любой враг может оказаться опаснее, чем сама ненависть, бушующая против этого врага? Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце?

* * *

Стоит лишь захотеть идти, и ты уже не только идешь, ты уже у цели, но захотеть надо сильно, от всего сердца, а не метаться взад-вперед со своей полубольной волей.

* * *

Ты, Господи, заглянул в бездну смерти моей и выгреб десницей Своей с самого дна сердца моего груды нечистот. А это значило отныне – всеми силами не хотеть того, чего хотел я, и хотеть того, чего хотел Ты.

Спасение в Боге

Горе человеческой жизни, даже похвальной, если, отринув милосердие, Ты разберешь ее в мельчайших частях.

* * *

Что перечисляет Тебе перечисляющий действительные заслуги свои, как не дары Твои? О, если бы люди поняли, что они только люди, «и тот, кто хвалится, да хвалится о Господе».

* * *

Блажен, кто любит Тебя, в Тебе друга и ради Тебя врага. Только тот не теряет ничего дорогого, кому все дороги в Том, Кого нельзя потерять. А Кто это, как не Бог наш.

* * *

Тебя никто не теряет, кроме тех, кто Тебя оставляет, а кто оставил – куда пойдет и куда убежит? Только от Тебя милостивого к Тебе гневному.

* * *

То хорошее, что вы любите, от Господа, и поскольку оно с Ним, оно хорошо и сладостно, но оно станет горьким – и справедливо, – потому что несправедливо любить хорошее и покинуть Того, Кто дал это хорошее.

* * *

Что для Тебя необычно? Что внезапно? Кто сможет отнять от Тебя то, что Ты любишь? И где, кроме Тебя, полная безопасность?

* * *

Тот, кто издали не может увидеть Тебя, пусть всё же вступит на дорогу, по которой придет, увидит и будет с Тобой.

* * *

Вся надежда моя только на великое, великое милосердие Твое. Дай, что повелишь, и повели, что хочешь.

Служение Богу

Наилучший служитель Твой тот, кто не думает, как бы ему услышать, что он хочет, но хочет того, что от Тебя услышит.

* * *

Какими уловками действует враг, чтобы я попросил у Тебя какого-нибудь знамения, Господи Боже мой, Кому обязан я только служить в смирении и простоте!

* * *

Я должен служить Тебе и чтить Тебя, чтобы мне хорошо было с Тобой, от Которого и моя жизнь, и возможность чувствовать себя хорошо.

* * *

Нам приятно, чтобы нас любили и боялись не ради Тебя, а вместо Тебя.

Об истинном счастье

О пути извилистые! Горе дерзкой душе, которая надеялась, что, уйдя от Тебя, она найдет что-то лучшее. Она вертелась и поворачивалась и с боку на бок, и на спину, и на живот – всё жестко. В Тебе одном покой.

* * *

Несчастен человек, который, зная всё, не знает Тебя; блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого.

* * *

Я был несчастен, и несчастна всякая душа, скованная любовью к тому, что смертно: она разрывается, теряя, и тогда понимает, в чем ее несчастье, которым несчастна была еще и до потери своей.

* * *

Прильните к Тому, Кто создал вас. Стойте с Ним – и устоите; успокойтесь в Нем – и покойны будете.

* * *

Когда я ищу Тебя, Боже мой, я ищу счастливой жизни. Буду искать Тебя, чтобы жила душа моя! Душа моя живит тело, а душу мою живишь Ты.

* * *

Есть радость, которой не дано нечестивцам, но только тем, кто чтит Тебя бескорыстно: их радость – Ты Сам.

* * *

Настоящая счастливая жизнь в том, чтобы радоваться Тобой, от Тебя, ради Тебя: это настоящая счастливая жизнь, и другой нет. Те, кто полагает ее в другом, гонятся за другой радостью – не настоящей.

* * *

Не суетись, душа моя: не дай оглохнуть уху сердца от грохота суеты твоей. Слушай: Само Слово зовет тебя вернуться: безмятежный покой там, где Любовь не покинет тебя, если сам ты Ее не покинешь.

* * *

Припадем к Тебе, Господи, да не упадем: у Тебя во всей целости благо наше – Ты Сам.

* * *

Плохо мне без Тебя – не только вовне, но и внутри себя, и нищета для меня всякое богатство, которое не есть Бог мой.

* * *

Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.

Подготовила Анастасия Горбачева
Православие.ру