[15.07.2017] Иерей Димитрий Полинкевич: «Ошибки – это не повод для отчаяния, а опыт»

Что такое призвание? Это работа, которая в радость. А если эта работа — служение? Призвание священника, по словам преп. Иустина (Поповича), — быть кратким Евангелием. И это действительно так. Священник показывает нам путь к Богу и является примером для подражания и просителем за нас перед Ним: совершает таинства Церкви, исполняет требы, духовно окормляет прихожан, своих духовных детей. Помимо служения в храме, у многих батюшек есть и другие обязанности, есть семьи, дети и матушка. Что помогает в несении множества послушаний, как все успеть и не сгореть, о трудностях и мечтах — об этом интервью с клириком собора во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Новосибирска иереем Димитрием Полинкевичем.

 Отец Димитрий, Вы являетесь настоятелем храма Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского при Епархиальном комплексном центре для бездомных, руководителем Епархиального общества трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», духовно окормляете добровольческое движение «Родной Дом» при соборе Александра Невского, участвуете в миссионерском служении на корабле-церкви «Андрей Первозванный» и миссионерском поезде «За духовное возрождение России». И у вас большая дружная семья — семь детей и матушка. C чего началось Ваше служение?

— Я являюсь клириком собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. В нашем соборе реализуется много миссионерских проектов. Практически все проекты начинал настоятель собора отец Александр Новопашин, многие продолжили курировать священники нашего собора: протоиерей Константин Работа — миссионерскую работу, прот. Владимир Бобров – паломнический центр, прот. Игорь Гребенников курирует православный детский лагерь, иерей Борис Левитан — взаимодействие со спортсменами, иерей Андрей Тупиченко тоже занимается окормлением спортсменов и православных ребят из реабилитационных центров для зависимых людей. Стараюсь по мере возможностей в проектах участвовать также и я.

А начал я знакомство с церковно-приходской и социальной жизнью в первом месте служения – храме великомученика и целителя Пантелеимона при Новосибирском областном Доме ветеранов. Там я служил дьяконом и впервые глубоко почувствовал, что такое христианское социальное служение. Там я воочию увидел, что такое одиночество в старости, болезни, немощи, желание жить и уход в вечность, я увидел, что такое милосердие добровольцев, служение помогающих, церковное служение священника.

Как штатный священник собора и настоятель домового храма при Епархиальном комплексном центре для бездомных служу Божественную литургию, совершаю необходимые таинства и требы, провожу беседы. Вместе с волонтерами «Родного Дома» стараюсь поздравлять опекаемых детей с церковными праздниками, консультирую добровольцев по интересующим вопросам. Конечно, часто переживаю за окормляемых людей, стараюсь помочь им, чем могу.

Очень актуальны миссионерские поездки на поезде и корабле-церкви для сельской глубинки, где нет храмов, и люди нуждаются в духовной поддержке. С нами едут врачи, которые оказывают врачебную помощь и проводят консультации.

В своем служении мы, священники, несем весть о Христе Спасителе людям. И это обогащает внутренне не только нуждающихся людей, но и нас, дает опыт и придает силы.

— Если обобщить, то в целом Ваши служения проходят в общении с большим количеством самых разных людей, которым вы отдаете много времени и сил. Что для Вас является источником вдохновения, где Вы черпаете энергию в своей жизни?

— Если воспользоваться этим термином, то энергию мне дают сами люди. Общение с людьми вдохновляет меня и словно зажигает какой-то интерес и свет внутри. Если говорить о более высоком, духовном служении, служении Богу — то момент переживания, встречи с Богом через священнодействия, через общение, через молитву, через человека дает эту энергию, потому что Источником этой энергии является Бог. Самое главное — найти этот Источник, и это не то, что можно зафиксировать и удержать, скорее поиск Источника – это постоянный духовный процесс. С одной стороны, процесс поиска этого Источника, поиск встречи с Ним, с Господом, со Христом — это такой созерцательный процесс, когда нужно немножко отстранится от всех дел, передать всё в руки Божии. Из этого состояния может появиться четкая целостная картина происходящего. Тогда ты начинаешь видеть, что делать и когда делать, то есть в свое время. Бывает наоборот. Начинаешь что-то делать, и само делание выводит тебя в определенное состояние — через практику, через делание. Есть два пути, на мой взгляд, к этому Источнику, Источнику всего: через созерцание, когда отстраняешься, и когда возникает какое-то целостное видение цели, и, с другой стороны, это действие, служение во Христе, которое само в себе несет ощущение причастности к чему-то большему.

— «Послушание превыше поста и молитвы»… Как правильно относиться к послушанию? Для чего оно служит, в чем его значение?

— Послушание для меня созвучно слову «слушать», «слушаться». Прежде всего слушаться Бога, голоса Церкви, слушать свою совесть. Остановиться и прислушаться. Это и есть духовное измерение послушания. В Церкви послушание — это послушание священноначалию, те труды, которые человек несет внутри церкви. Конечно, это соблюдение заповедей. С одной стороны, послушание Богу через Церковь, с другой стороны — это выражение любви ближнему. И каждый человек в той или иной мере через послушание, через отсечение своей гордыни и своеволия может прийти к смирению. В этом духовное значение послушания.

— Есть ли различия между послушанием священника и послушанием прихожанина?

— С одной стороны, каждый христианин уже избран Богом. «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». Но послушание священства открывает более глубокое участие в таинствах, духовной жизни, в жизни Церкви. С другой стороны, это накладывает большую ответственность. Священник предстоит, священнодействует в Божественной литургии. Это величайшая степень ответственности для человека на земле, на мой взгляд.

— Удается ли Вам полноценно осуществлять все послушания?

— Не скажу, что полноценно удается их осуществлять, но я стараюсь делать всё, что возможно, в меру своего разумения. Бывает нужно распределить правильно приоритеты, это в своем роде искусство, ну и опыт тоже пригождается. Бывает, что нужно больше времени уделить семье, особенно если кто-то заболел, или у кого-то из близких возникли трудности. Или неожиданно открываются возможности послужить где-то в храме, и тогда именно в этом направлении необходимо приложить больше усилий.

«Нельзя пообщаться с человеком, а потом оставить его.
Люди открываются, и после этого их нельзя бросать»

Я считаю, что основное качество в послушаниях – это постоянство. То есть если берешься за какое-то послушание, то его надо нести. Особенно это важно в окормлении мирян, в общении с людьми. Нельзя пообщаться с человеком, а потом оставить его. Люди открываются, их нельзя бросать. По словам героя Антуана де Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили».

— Так как же всё успеть и не сгореть, поделитесь рецептом, пожалуйста.

— Помогает грамотное планирование, продумывание. Оно много дает, конечно, но в любом плане или деле человеческом есть, что называется, форс-мажорные обстоятельства, то, что непредсказуемо, то, что находится в руках Божиих. И это надо понимать, держать в голове — что все наши планы относительны, и бывает что-то сверх намеченного или, наоборот, где-то переутомляешься и не можешь выполнить планы. Ошибки или неправильные пути – это не повод для отчаяния, а опыт, который приобретается и накапливается, даже ошибочные действия. Принятие своей человеческой немощи, ошибочности и даже слабости и есть начаток того состояния, которое святые отцы именовали «предание себя Богу», когда «всё в Твоих руках, Господи», все-все наши планы. Нам в ограниченной человеческой жизни всё успеть невозможно, Богу же всё возможно. И, конечно, в любой деятельности священника нужны и есть помощники — верующие люди, которые оказывают огромную поддержку, и душевную, и практическую. Это неоценимая помощь, тогда многое можно успеть сделать.

— Вы — убежденный трезвенник. Расскажите, как Вы к этому пришли?

— Я сторонник абсолютной трезвости, не приветствую никакого так называемого «культурного пития». Мне по складу ближе активный, подвижный образ жизни. Раньше я занимался плаванием, имею спортивный разряд, и по возможности и сейчас стараюсь заниматься спортом. Тело — это тоже дар Бога, и его нужно содержать в порядке. Здоровое тело является залогом здоровой и гармоничной жизни, а это в свою очередь помогает вести активную, полноценную жизнь. Мы с матушкой стараемся и детей приучать к здоровому и активному образу жизни, ведь это важно и для их роста и развития. Дети посещают бассейн, старший занимается бадминтоном.

— Сейчас в обществе очень востребованы, если можно так сказать, движения за трезвый образ жизни. Какова миссия Епархиального общества трезвости, руководителем которого Вы являетесь, какие у него цели?

— Трезвость как духовная добродетель выражается в разумном отношении к себе, к жизни, ко всем качествам, которые человеку даны, чтобы не злоупотреблять ничем. В мирском понимании трезвость — это осмысленное воздержание от алкоголя, от психотропных веществ. Общество трезвости совмещает оба эти подхода и поддерживает людей, нуждающихся в помощи. Цели cоздания общества трезвости — помочь зависимым людям встать на путь выздоровления, прежде всего через воцерковление, и создание общества людей, стремящихся к трезвости в широком смысле. При Александро-Невском соборе существует реабилитационный центр во имя преподобного Серафима Саровского для страдающих от пагубных пристрастий. После выздоровления таким людям долгое время нужна поддержка в трезвом образе жизни. Так и возникла необходимость в создании общества трезвости.

Учитывая общую ситуацию в стране, когда каждый праздник — и радостный, и скорбный — ассоциируется с распитием алкоголя, я считаю, что даже тем, кто не страдает зависимостью, не стоит употреблять алкоголь, чтобы не поддерживать питейную субкультуру. Ведь у нас есть традиции отмечать праздники радостно и без алкоголя. Один из таких праздников — День трезвости, который был установлен около ста лет назад, и сейчас его проведение возобновляется. В прошлом году мы провели впервые в родном Новосибирске День трезвости, на который люди пришли семьями, участвовали в спортивных состязаниях, играх, мастер-классах и фотосессиях. Проводились образовательные и просветительские мероприятия. Было задействовано много волонтеров, людей, поддерживающих здоровый образ жизни, и, конечно, сами выздоравливающие. Это очень радостное и долгожданное событие, необходимое нашему городу. В текущем году проведение Дня трезвости тоже запланировано, и, надеюсь, что его проведение станет регулярным.

— А обет трезвости сами давали?

— Я его давал внутренне, для себя, перед Богом, раз и навсегда. Однажды я почувствовал и понял, что алкоголь мне не нужен и нет в нем необходимости, что это бесполезная и вредная в моей жизни вещь. Что касается общества трезвости, то оно привело меня к мысли, что нужно самому действовать в положительном ключе, самому заниматься этой темой, и тогда это будет вдохновением и примером для других. Для единомышленников, для людей, кому такая поддержка нужна. И единомышленники поддерживают меня в моем решении, желающие принимают такой обет, ради ближних или для себя.

— Есть ли у Вас любимое послушание? Приходиться ли отсекать какую-то свою самость в выполнении того или иного служения?

— Любое послушание дано Богом, и я воспринимаю его с радостью. Другое дело, что что-то получается лучше, что-то хуже, в зависимости от качеств моего характера и навыков. Тепло на душе, когда есть обратная связь от людей, это очень приятно. Легче нести служение, если чувствуешь благодарность. Задача послушания как раз отсекать свою волю, научиться выполнять то, что нужно, и тогда, когда нужно, а не тогда, когда хочешь. Признаюсь, что не всегда хватает мудрости и понимания в несении послушания.

— Были ли какие-нибудь яркие, запоминающиеся события во время Вашей деятельности? Поделитесь впечатлениями.

— Очень теплые воспоминания у меня связаны со служением в Новосибирском Доме ветеранов. Там всегда меня рады видеть, помнят мою семью. А мне есть чему поучиться у них. Вот, например, в Доме ветеранов живет талантливый поэт Александр Колесников, у него потеря зрения, он ослеп. Мы проводили акцию, записали и издали сборник его стихов, организовали творческий вечер с прочтением его стихов.

«В связи с проведением церковных таинств
дискотека сегодня отменяется»

Из курьезных случаев запомнилось объявление по случаю нашего приезда в одну из миссионерских поездок на двери местного Дома культуры: «В связи с проведением церковных таинств дискотека сегодня отменяется».

Еще вспомнилось сейчас, как во время посещения приюта «Виктория» с добровольцами из «Родного Дома» один ребенок меня спросил: «А Вы — Бог?!». Такая детская непосредственность и искренность, в которой таится глубокая интуиция, потому что каждый священник являет собой образ Господа, каждый человек — образ Божий.

Какие еще впечатления… Интересно всё создавать с нуля, открывать новое, чему-то учиться. Все перечисленные проекты уникальны, я считаю. Православных обществ трезвости мало в нашей стране. Тут мы еще находимся в состоянии самоопределения.

— Какое из Ваших служений самое трудное?

Самое сложное… Семья, наверное. Бывает сложно что-то спланировать, приходится постоянно корректировать свои планы.

— Как Вы проводите свободное время, есть ли любимое занятие?

— Сейчас у меня отпуск, я стройкой занимаюсь, с детьми время провожу. Мне интересно, что сейчас происходит в мире литературы, поэтому читаю, и духовные книги, и светские. Мне важно развиваться в разных направлениях, быть, что называется, устойчивым, тогда нет времени на пустое времяпровождение. Можно и ничего внешне не делать, оставаясь во внутреннем внимании, — это тоже своего рода делание, такая созерцательная жизнь. Сейчас мне отстраненная жизнь малодоступна — много дел, и семья внимания требует. Любимое занятие — что-то делать практически, самому. Слава Богу, теперь есть свой частный дом, где всегда есть чем заняться.

— Как в большой семье найти время для каждого?

— Не хватает, конечно, времени. Я для себя понял, что надо стараться не только вместе проводить время, отдыхать, развлекаться, но и иметь общее дело. Для нашей семьи сейчас это храм Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, где я служу, жена моя регентует и поет на клиросе, дети посещают воскресную школу, пономарят. Такое совместное служение и дело, которое нас объединяет. Ну а чтобы семейная жизнь, быт не превратились в рутину, стараемся проводить свободное время интересно, ездить в лес, на природу, вместе читаем книги, играем в настольные игры, стараемся обсуждать актуальные и злободневные темы. Сейчас,на каникулах, это возможно.

«Главное, чтобы мечты не отстраняли нас от Бога»

— Есть ли у вас мечты?

— Сложно сказать. Мечта на ближайшее время — завершить начатое.

Вообще, по моим наблюдениям, состояние мечтания немножко приподнимает над плоскостью, дает вдохновение, объемное видение, куда идти, для чего идти. Бывает, например, холодным разумом думаешь, что такая-то ситуация не располагающая, а сердце подсказывает, что по воле Божией все будет хорошо – и тогда понимаешь, что жизнь наладится, ситуация разрешится. Наверное, мечта — это одно из душевных состояний. А душевная составляющая в жизни, я считаю, очень важна. Иногда в результате душевного общения, коллективного обмена мнениями, мечтами, рождаются совершенно новые уникальные явления — какие-то проекты, служения, и над всем витает Божий Дух. Главное, чтобы мечты не отстраняли нас от Бога.

— Как вы поступаете, если нет уверенности в правильности того или иного решения? Бывает ли ощущение, что что-то не успел?

— Я стараюсь прислушиваться к своим ощущениям, и если возникает желание не делать — то я стараюсь не делать. Не нужно делать суетливых движений, бывает достаточно немножко потерпеть, подождать, и само все развяжется или сложиться. Прислушивание к ощущениям указано и в духовной молитвенной практике. В утренней молитве, например, говорится: «Пускай все твои мысли и чувства твои придут в тишину».

Нужно прийти в эту тишину и из нее уже действовать. Вот так и с ощущениями.

Они очень важны для нашей жизни. Не всегда на все случаи жизни есть 1200 вопросов и столько же ответов, не всё в нашей жизни регламентировано. А очищать свои ощущения и прислушиваться к ним очень важно для любого человека.

— Поделитесь планами на будущее в вашей деятельности.

— На все воля Божия!

— Что вы пожелаете нашим читателям?

— Спешите творить добро, послужить Господу в той мере, что вам попущено. Нам всем дана такая возможность — это и есть милость Божия. Через дела милосердия мы становимся причастниками Божественной милости, Божией благодати, и об этом нам говорят молитвы — поминания в самый священный момент Евхаристии. Оказание милости прежде всего необходимо нам самим, для спасения и преображения нашей души и исправления её твердости, порочности и жесткости.

С удовольствием приглашаю всех желающих присоединиться по мере сил к жизни в наших сообществах, будем трудиться вместе! Желаю всем читателям спасения души и помощи Божией!

Православие.фм