[28.01.2010] Выступление Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков табакурения, пьянства и наркозависимости»

Дорогие отцы, братья и сестры!

В своём выступлении я больше коснусь одной из проблем заявленной в теме конференции - алкоголизма. Почему? Потому, что «Около полумиллиона смертей ежегодно в России связано с употреблением алкоголя», - сказано в докладе «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия», который был подготовлен в 2009 году Общественной Палатой и Общественным советом Центрального Федерального округа.

Над страной и нашим народом нависла алкогольная угроза. Этот печальный и очень тревожный факт признан, наконец, и лидерами России, и общественными и политическими организациями, и самим населением Российской Федерации. Ужасающие данные статистики, озвученные министром здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой в своем докладе на совещании Правительства Российской Федерации по борьбе с алкоголизмом (Сочи, август 2009 года), свидетельствуют о том, что потребление алкоголя в стране достигло 15-18 литров на душу населения» включая грудных младенцев и глубоких стариков- При этом считается, что потребление 8 литров алкоголя на душу населения создает угрозу для генофонда любой нации. Справедливости ради, нужно подчеркнуть, что проблема алкоголизации населения актуальна для многих стран мира. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), смертность, связанная с употреблением алкоголя, составляет 63% у мужчин и 1,1% у женщин. Однако, это средние данные по планете, тогда как в ряде стран показатели алкогольной смертности могут достигать очень высоких значений. Самые высокие цифры отмечены для России и некоторых стран Восточной Европы. По наблюдениям за период с 1990 по 2001 г.г. более 50% россиян мужского пола в возрасте от 15 до 54 лет умирали от причин, напрямую связанных со злоупотреблением алкоголем. Этими показателями во многом обусловлены и резкие различия в структуре смертности между Россией и странами Западной Европы- В итоге резко отличаются и показатели продолжительности жизни: за указанный выше период - 59 лет для мужчин - россиян и 76 лет для мужчин - великобританцев.

На фоне прогрессирующей алкоголизации населения России численность учтённых подростков, злоупотребляющих алкоголем, составляет 827,1 на 100 000 подростков, что выше её уровня среди населения в целом в 3 раза. И это касается лишь тех подростков, которые состоят на учёте у наркологов, А сколько еще неучтённых?! Специалисты предполагают, что их могло быть на 1 - 2 порядка больше! В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, число российских детей и подростков, зависимых от спиртного, возросло на 15,4%. «Если мы будем бороться с алкоголизмом так же, как сейчас, то из общего числа выпускников 2009 года до пенсии доживут лишь 40%», - Т.А. Голикова (Сочи, август 2009 год). Для сравнения, по данным журнала «Ланцет», в котором опубликованы данные ВОЗ, тот же показатель для выпускников школ Великобритании составляет 90-96%.

Таким образом, самое главное в сложившейся ситуации то, что алкогольная угроза нацелена в будущее России, так как подростки — это значительная и самая перспективная часть нашего общества, это её потенциал - экономический, политический, интеллектуальный, репродуктивный и, наконец, стратегический.

В хорошо известном всем врачам пособии по фармакотерапии «Лекарственные средства» МД. Машковского, часть II читаем: «По фармакологическим свойствам спирт этиловый относится к наркотическим веществам жирного ряда».

В 1975 году 28-я сессия ВОЗ официально признала алкоголь наркотиком номер 1 — самым опасным и самым распространенным.

Героин - номер 2, табак – 6. СССР отказался признать алкоголь наркотиком и в знак протеста вышел из антинаркотической секции. В результате мы имеем алкогольный пожар, пожирающий наш народ.

Итак, во всём мире этиловый спирт признан наркотическим веществом.

Наркотик - вещество, злоупотребление которым, вследствие социальной опасности, официально признано таковым из-за его способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом приеме - психическую или физическую зависимость от него.

Нас радует, что мнение Церкви воспринимается как важный вклад в решение проблемы табакокурения, пьянства, алкоголизма и наркомании, в том числе среди детей и подростков. Важно только чтобы теперь не сложилось впечатление, что религиозное воспитание заключается лишь в том, что Церковь запрещает подросткам курить, пить спиртное и употреблять наркотики. Нужно понимать, что первый правильный шаг в решении любой проблемы - отказ от стереотипов и реальная оценка происходящего.

Почти вся реальность, сотворенная Богом, в руках человека, может превращаться в источник радости или в источник горя. Уже в Священном Писании мы видим примеры того, что железо может использоваться для того, чтобы ковать плуги или мечи. Что посредством камня можно построить дом, а можно убить врага. Что-то похожее случается со спиртными напитками. Бокал вина или пива может быть символом жеста дружбы, мира, гармонии, а может стать началом пьянства, которое наполняет человека эгоистическим удовольствием, а его окружающих - безмерным количеством страдания и слез.

Проблема заключается не в алкоголе самом по себе. Христианин знает, что Христос превратил воду в вино на пире в Кане Галилейской, и что Он освятил вино в Тайной вечере, сделав его Своей кровью, которая и по сей день объединяет верующих со Спасителем в Таинстве Причастия. Священное писание говорит нам: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно» (Сир. 31,31)

Потребление алкоголя - это часть стиля жизни, который широко распространен и культурно принят в большинстве западных стран. На юге западной Европы - в Испании, Франции, Италии, всегда пили вино. Но пили понемногу, не пьянея - что считалось позорным. Прием спиртного - это всегда общественный феномен, который имеет социально-экономические и культурные контексты. А вот изменения этих традиционных социо¬культурных контекстов употребления алкоголя зачастую приводит к злоупотреблению спиртным и к развитию болезни.

Одно из таких изменений наблюдается в юношеском потреблении спиртного, которое имеет сегодня особые черты. Обсуждая проблему алкоголизма и пьянства среди молодых людей, мы должны говорить не столько об алкоголе, сколько об особенностях современных подростков, и особенностях молодежной субкультуры, склоняющей молодежь к принятию спиртного, а также об общественных предпосылках этого. Алкоголь вошел в среду подростков, где он превратился в существенный компонент развлечений, более того, в почти необходимое условие развлечений. Алкоголь стал посредником досуга и межличностных отношений в среде молодежи. Психологические причины, которые располагают молодого человека к приему алкоголя и к алкоголизму хорошо изучены: это низкая самооценка, нереализованные в любви межличностные связи, ощущение, что мир уродливо устроен, что он не соответствует ценностям молодого человека и сковывает его свободу. Однако, все это не только иллюзии подростков. Это одновременно и упрек тем строителям российской общественной жизни, которые «разрушив до основания» старый мир, пытались сначала построить мир новый без Бога, а теперь пытаются создать мир религиозной и нравственной толерантности, основанный на свободе, понимаемой как вседозволенность. Социальная концепция Русской Православной Церкви напоминает нам: «основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Я не верю в широко распространенный штамп о существующей душевной пустоте молодых людей как о причине пьянства. Наша молодежь очень талантлива, жизнелюбива, любознательна. Дети и подростки зачастую рассматриваются как потенциал страны наподобие ее природных ресурсов. Для Христа же ребенок - это уже совершенный образ того, как человек должен принимать евангельскую весть и с какой простотой он может жить по законам небесного Царства здесь на земле. Христианство поднимает ребенка на невиданную высоту, уподобляя его этическому образцу. Современные социальные и медицинские проблемы детей - это препятствия, угрожающие их нравственной чистоте в обществе, где отношения между людьми оказались искаженными грехом. "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33), - говорит апостол Павел.

Да, для подростков теперь как никогда требуется воспитание и образование, которые смогли бы умело показать красоту и радость жизни в реальности, без самоубийственного бегства в алкогольную болезнь. Но не менее важно и преображение общественной и государственной жизни. Было бы ошибкой обсуждать тему подросткового алкоголизма, не затрагивая причин пьянства родителей в семье, причин отсутствия социально одновременно и упрек тем строителям российской общественной жизни, которые «разрушив до основания» старый мир, пытались сначала построить мир новый без Бога, а теперь пытаются создать мир религиозной и нравственной толерантности, основанный на свободе, понимаемой как вседозволенность. Социальная концепция Русской Православной Церкви напоминает нам: «основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Я не верю в широко распространенный штамп о существующей душевной пустоте молодых людей как о причине пьянства. Наша молодежь очень талантлива, жизнелюбива, любознательна. Дети и подростки зачастую рассматриваются как потенциал страны наподобие ее природных ресурсов. Для Христа же ребенок - это уже совершенный образ того, как человек должен принимать евангельскую весть и с какой простотой он может жить по законам небесного Царства здесь на земле. Христианство поднимает ребенка на невиданную высоту, уподобляя его этическому образцу. Современные социальные и медицинские проблемы детей - это препятствия, угрожающие их нравственной чистоте в обществе, где отношения между людьми оказались искаженными грехом. "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33), - говорит апостол Павел.

Да, для подростков теперь как никогда требуется воспитание и образование, которые смогли бы умело показать красоту и радость жизни в реальности, без самоубийственного бегства в алкогольную болезнь. Но не менее важно и преображение общественной и государственной жизни. Было бы ошибкой обсуждать тему подросткового алкоголизма, не затрагивая причин пьянства родителей в семье, причин отсутствия социально справедливой политики, не затрагивая причин бедности и безнравственности нашего времени, причин деградации системы образования и здравоохранения, сводя всю сложность и многоплановость проблемы к интересам торговли и производителей спиртных напитков. Молодые люди употребляют спиртное, чтобы развлекаться, но в развлечениях они не перестают оставаться самими собой. Проблемы личности не решаются алкоголем: с подростками остается их естественные застенчивость, стыд, умение сосредоточится на своем внутреннем мире. Понятно, что остаются и проблемы больного общества, которые ранят души детей и подростков. Никуда не исчезнут причины низкого самоуважения, отсутствие радости, причины скуки и ощущения личной скованности и несвободы, одиночество, страх, ощущение вины, неуверенности, стыда. Алкоголь уносит молодого человека за пределы его достоинств и недостатков. В мир уюта и душевного комфорта. Бегство из реальности приводит к иллюзорной жизни, к не способности эту реальность изменять. Это бегство наших детей происходит не только он незнания того, как можно изменять окружающую социальную реальность. Но и от сомнения в том, что ее вообще можно изменить. Вышесказанное можно отнести и к табакокурению, и к употреблению наркотиков.

Церковь видит проблему табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ в обществе, в том числе и молодежной среде в контексте духовной борьбы. И у Церкви действительно есть опыт такой борьбы. Еще XVIII в. святитель Тихон Задонский, был обличителем участников ежегодных торжеств в честь языческого божества Ярилы, которого некоторые на нашей российской земле почитали богом водки и поэтому предавались пьянству, преходящему ссоры, драки и кулачные бои. Воистину «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином...» (Притчи 23, 29-30).

Основными направлениями противодействия табачной, алкогольной и наркотической угрозе, накопленными РПЦ с тех исторических времен являются:

  • информационное (открытие консультационных пунктов, организация службы доверия, распространение информации через храмы, СМИ и другими способами);
  • профилактическое (изучение Священного Писания, проведение занятий, лекций и тренингов для подростков, молодежи, а также родителей, учителей, врачей и всех заинтересованных лиц);
  • реабилитационное (создание и отработка программ, оказывающих воздействие на психико-эмоциональный и физиологический уровни личности, участие в богослужениях, трудовая терапия, формирование структур и методик адаптации к нормальной жизни).

Профилактика и предотвращение лечение и государственно-общественные ограничения: вот три действия государства и общества, для положительного решения проблемы табакокурения, пьянства и алкоголизма, наркомании и других химических зависимостей, которые поддерживаются Церковью. Однако наиболее важной точкой приложения всех программ, направленных на предотвращение различного рода аддикций, является семья - надежда общества, потому что любовь верность супругов порождает ее и ее оживляет - пример того, как хранить жизнь людей в истинном добре. Будущее нашего общества находится в руках благополучия семьи, так как семья - обещание человеческого расцвета, зарождение будущей жизни и любви. Никто не обязан любить. Лишь из-за этого любовь всегда будет красивой и богоподобной, - потому, что она не заслуживается. И зависимый человек, тем более человек молодой, который зачастую ощущает низость своего состояния, это знает лучше, чем кто-либо. Совершенная, Христова любовь в семье - надежная защита от болезней несовершенного общества и несовершенств подросткового возраста.

РГЩ прекрасно понимает, что речь должна идти не о кампании, а о комплексной многоуровневой и долговременной работе по противодействию распространению проблем связанных с табакокурением, употреблением алкоголя и наркотиков среди российского населения. Полагаю, в начале такой работы будет целесообразно достичь договоренности между всеми общественными структурами по координации работы, проводимой с целью противодействию табачной, алкогольной и наркотической угрозе, создавать новые стратегии противодействия, которые были бы закреплены региональным законодательством и долговременными планами. В работе, направленной противодействию распространения табака, алкоголя и наркотиков среди населения нашей страны должны участвовать молодежные и общественные организации, представители, как Русской Православной Церкви, так и других конфессий, представители СМИ, рекламных компаний, врачи, ученые, сотрудники правоохранительных органов и госнаркоконтроля, муниципальных органов власти, представители учебных заведений, индустрии развлечений, представили бизнеса, связанного с производством и продажей табачной продукции и спиртных напитков.

ФСКН РФ