[17.10.2017] Христианская Церковь с самого своего основания не признавала учения о реинкарнации

Оккультная литература изобилует утверждениями, что до Пятого Вселенского Собора (553 г.) идея переселения душ присутствовала в христианстве и только в связи с осуждением Оригена (который якобы учил о переселении душ) она была «запрещена». Так ли это? Предлагаем непосредственно исследовать христианскую письменность I-VI вв., чтобы доподлинно убедиться, что теософская пропаганда, как и в иных случаях грубо лжет.

Христианская письменность I-VI века (т. е. до V Вселенского Собора) не знает ни одного автора, который бы последовательно симпатизировал идее реинкарнации. Все с точностью до наоборот: известны многочисленные высказывания мужей апостольских, апологетов, святых отцов, направленные против идеи переселения душ. Так, уже в начале II века святой мученик Иустин Философ называл реинкарнацию «противным вере и гибельным учением»[i], апологет Татиан «бабьими сказками»[ii], Ермий Философ «химерой, глупостью, безумием, нелепостью»[iii], свт. Феофил Антиохийский «учением ужасным и беззаконным», «вздором»[iv]. Идея о перевоплощении душ подвергается критике в произведении сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (Книга 2, глава 33 «Нелепость учения о переселения душ»)[v], Тертуллиан называет эту идею «ложью, не только постыдной, но и опасной»[vi], уподобил ее «болтовне жаб и галок, глупости рыб или бессмысленности деревьев»[vii]. Его же ироничные слова: «Если бы мы захотели рассуждать о том, кто в какого зверя должен преобразиться, то потребовалось бы много шуток и много праздного времени»[viii].

В III веке идея реинкарнации подвергается критике в произведениях мч. Ипполита Римского, Марк Минуций Феликс называет эту идею «ущербной верой»[ix], св. Климент Александрийский «мечтаниями»[x]. Ориген (о нем и его взглядах мы отдельно поговорим в следующей части нашей работы) высказывался о метемпсихозе, как о «неразумном и баснословном учении», «мнении, которое противно христианской вере», «нелепой и нечестивой басне», «догме, чуждой Церкви Божией»[xi]. Резко, не правда ли? Тот же Ориген (который в своих ранних работах выказывал некоторые взгляды касательно предсуществования душ, что совсем не синонимично реинкарнации) категорически отрицает возможность рассмотрения Иоанна Крестителя, как перевоплощения пророка Илии[xii]. В конце III века сщмч. Мефодий Олимпийский назвал учение о переселении душ «пустословием»[xiii].

В начале IV века критика идей реинкарнации встречается в произведениях христианских апологетов Арнобия[xiv] и Лактанция[xv]. Последний именует эти идеи «сказками для легковерных детей». Житие свт. Афанасия Великого также свидетельствует о критических высказываниях святого[xvi] касательно идеи переселения душ. Подобные идеи в знаменитом «Огласительном слове» свт. Кирилла Иерусалимского именуются «учениями, исполненными смеха и достойными осуждения и позора»[xvii]. Свт. Василий Великий (в «Беседе на Шестоднев») называет идеи о реинкарнации «бреднями угрюмых философов»[xviii], свт. Григорий Богослов «не умных людей учением» и «книжной забавой»[xix], «надутой поговоркой»[xx], а свт. Григорий Нисский «рассуждением баснословящих», «языческими мифами»[xxi], «пустословием»[xxii], «нелепыми прибавлениями»[xxiii]. Критически отзывается о реинкарнации прп. Ефрем Сирин (в своем «Толковании на Четвероевангелие»[xxiv]), а свт. Амвросий Медиоланский даже называет эту идею «непристойной» (в своем произведении «О надежде воскресения»). Свт. Иоанн Златоуст называет идею о переселении душ «постыдным учением», «нелепостями»[xxv], «мифами»[xxvi] (в «Беседах на Послание к ефесянам»). Эту же идею критикует ученик Златоуста прп. Исидор Пелусиот[xxvii], а также свт. Епифаний Кипрский, которые называет реинкарнацию «нечестивым учением», «непозволительным и нечестивым мнением», рассуждением «поврежденного разума» [xxviii].

В V веке блаж. Иероним Стридонский называет идею о переселении душ «гнусным рассуждением»[xxix] и «баснями язычников»[xxx], свт. Кирилл Александрийский «нелепостью»[xxxi], а блаж. Феодорит Кирский «нелепыми баснями»[xxxii]. В автобиографии блаж. Августина «Исповедь» есть некоторые вопросы (который автор задает сам себе) и которые своим содержанием могут навести на мысль о том, что этот христианский богослов мог осторожно симпатизировать идеи реинкарнации. Однако в рамках «Исповеди» эти вопросы так и остались без ответов, зато в своем ключевом богословском произведении «О граде Божием» Аврелий Августин однозначно говорит о том, что христиане должны «отвращаться и удаляться от этой лжи, враждебной христианской вере»[xxxiii]. К этому стоит добавить, что по свидетельству Оригена античный критик христианства Цельс называл христианство извращенным платонизмом и упрекал христиан в том, что они неправильно поняли теорию Платона о переселении душ и придумали какое-то «несуразное» воскресение мертвых. В данном случае Цельс фактически фиксирует тот факт, что христианская Церковь не приемлет идей метемпсихоза, о чем почти век спустя и сообщает Ориген. Наконец уже в VI веке некий манихей по имени Проспер переходит в Православие и в своем отречении от прежних заблуждений в частности произносит следующую формулу: «Верующий, что человеческие души перемещаются заново в другие тела или в животных - да будет анафема»[xxxiv].

Итак, Священное Писание, а также многочисленные высказывания (более 25) святых отцов и христианских богословов I-VI вв. позволяют утверждать, что идеи реинкарнации не находили какого-то сочувствия в христианском мире (на чем настаивают теософы). Более того, патрология не знает ни одного богословского трактата той эпохи, который был бы посвящен персонально разбору (богословскому анализу) идеи реинкарнации и возможности ее соотношения с основами христианского мировоззрения. Святые отцы и христианские мыслители той эпохи говорят о реинкарнации «по ходу» своих богословских сочинений, которые посвящены преимущественно иным, более серьезным вопросам. В вышеприведенных высказываниях сквозит подчас даже некое ироничное отношение христианских мыслителей той эпохи к метемпсихозу. Идеи реинкарнации для христиан того времени - это «анекдот с бородой», который, конечно, можно вспомнить «по случаю», но посвящать ему литературный «прайм-тайм» абсурдно. Даже сщмч. Ириней Лионский, который в своей книге «Против ересей» подводит итог комплексной работы по изучению многочисленных гностических сект своего времени, отмечает, что идею реинкарнации разделяла всего одна (!) гностическая секта (секта некоего Карпократа, которая, кстати, на основании учения о переселении душ проповедовала тотальный аморализм[xxxv]). Другими словами - даже для гностиков II-III веков метемпсихоз был нечто из «прошлой жизни». В теософской литературе часто встречается утверждение, что идею реинкарнации разделяли манихеи и несториане. Однако данное утверждение не соответствует действительности, поскольку в осуждении этих ересей нет ни слова о реинкарнации. Для отцов III-V вв. идеи метемпсихоза рассматриваются как признак невежества и маловерия, сопоставимого с верой в домовых и т. п.

Тем не менее оккультисты находят еще одну «лазейку» в попытке доказать причастность реинкарнации к христианству и указывают на Оригена и его якобы симпатии к учению о переселении душ. В следующей главе мы подробно обсудим наследие этого, безусловно, талантливого богослова III века и узнаем - действительно ли Ориген проповедовал реинкарнацию?


[i] Иустин Философ, мч. О воскресении. 10.

[ii] Татиан. Речь против эллинов. https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/

[iii] Ермий Философ. «Осмеяние языческих философов» // Преображенский П. Сочинения древних христианских апологетов. - М., 1895. с. 197., так же http://predanie.ru/ermiy-filosof/book/67539-osmeyanie-yazycheskih-filosofov/

[iv] Феофил Антиохийский, свт. К Автолику, 3. 7. Ранние Отцы Церкви. Антология. с. 504, 505. / https://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku/

[v] Ириней Лионский, сщмч. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей) II,33,1-5; https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/

[vi] цит. по Philip Schaff, ed., Nicene and Anti-Nicene Fathers of the Christian Church, vol. 4 (Grand Rapids, Eerdmans, 1978), p. 209.

[vii] цит. по Schaff and Wace, ed., Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, vol. 5 (Grand Rapids, Eerdmans, 1979), p. 419.

[viii] Тертуллиан, Апологетик , глава 37 https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/

[ix] Минуций Феликс. Октавий. // Богословские труды. № 22, - М., 1981.

[x] Климент Александрийский, св. Строматы. VII,6.

[xi] Ориген На Мф. 13,1.

[xii] Origene. Commentaire sur saint Jean. t. II. (Sources chretiennes, v. 157) - Paris, 1970, pp. 175 194.

[xiii] Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III го века. Полное собрание его сочинений. - СПб., 1877, сс. 208 и 241.

[xiv] Арбоний. Против язычников, главы II и III.

[xv] Лактанций. Божественные установления, книга III, главы 18-19.

[xvi] Житие преподобного отца нашего Антония. 74 // св. Афанасий Великий. Творения. т. 3. Троице Сергиева Лавра, 1903, с. 236.

[xvii] Кирилл Иерусалимский, свт. Слова огласительные. 6, 31 32 // Творения. - М., 1855, с. 104 105.

[xviii] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев, 8. // Творения. Ч. 1. - М., 1845, с. 139.

[xix] Григорий Богослов, свт. Стихотворение 7. О душе. // Творения. Т. 2. - СПб., б.г., с. 32.

[xx] Григорий Богослов, свт. Слово 27, против евномиан 1) и о богословии первое или предварительное. http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t1/27

[xxi] Григорий Нисский. свт. Об устроении человека, гл. 28-29. // Творения. Т. 1. - М., 1861, сс. 193 194.

[xxii] см. Григорий Нисский. свт. «О душе и воскресении». / https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_dushe_voskresenii/

[xxiii] Григорий Нисский. свт. Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея. // Творения. Т. 1. - М., 1861, сс. 270-271.

[xxiv] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. // Творения. Ч. 8. - Троице-Сергиева Лавра, 1914, с. 52.

[xxv] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. II. 2 3. // Творения. Т. 8., кн. 1. - СПб., 1902, сc. 13 16.

[xxvi] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам. 12. // Творения. Т. 11. Кн. 1. - СПб., 1905, с. 111.

[xxvii] Исидор Пелусиот, прп. Письмо 4,163; PG, LXXVIII, 1252.

[xxviii] Епифаний Кипрский, свт. Панарий, 1.

[xxix] Иероним Стридонский. блаж. Письмо 100. К Авиту // Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255.

[xxx] Иероним Стридонский. блаж. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию // Творения. ч. 4. - Киев, 1880, с. 331.

[xxxi] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/

[xxxii] Феодорит Кирский, блаж. Десять слов о Промысле. - М., 1996, с.160.

[xxxiii] Августин Аврелий, блаж. О Граде Божием. X, 30.

[xxxiv] https://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-pereselenie-dush

[xxxv] см. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. I, 25, 4.