[31.03.2018] Утилитарное православие. Попытка осмысления соборной молитвы по-болгарски и некоторых видео-проповедей протоиерея Владимира Головина

«Послушай, что ты маешься, ступай причастись! Причастись — и увидишь, как все разрулится. Брат, например, причастился перед распределением и попал в элитную контору без всяких протекций. Его спрашивают: а кто твоя крыша? — а он только ухмыляется: я знаю, Кто моя крыша!»

Этот совет я услышала много лет назад от верующей семьи. Сейчас горько, конечно, вспоминать, как примитивно и вульгарно мы, христиане, трактуем слова Спасителя: «И а́зъ ва́мъ глаго́лю: проси́те, и да́стся ва́мъ»(Лк, 11:9).

Услышав о растиражированной болгарской молитве по соглашению, я никак не могла понять, какая общая боль сплотила людей со всего земного шара, о чем все они молятся?


Святыни городка Болгара

Кто не слышал о православном Болгаре? Таких, наверное, сейчас и не найдется. Маленький городок на волжских берегах стараниями православной общины превратился в уникальное место. Как утверждают сами болгарцы, теперь это духовный центр Православия. Каковы же его святыни?

Итак, едем туда приложиться к мощам св. Авраамия Болгарского и к чудо-батюшке. А больше ничего и не надо, ведь батюшка и лечит, и учит, и даже возродил древнейшую соборную молитву (не литургию, другую). Наряду с соборованием в Болгаре предлагается и духовое лечение. Оно заявлено отдельным пунктом в перечне, простите, услуг православной болгарской Мекки и требует самого глубокого осмысления. Хотя бы на предмет того, к чему духовое лечение можно отнести — к требам?

Огромной, я бы сказала, бешеной популярностью пользуется молитва по соглашению— это когда верующие, предварительно пройдя регистрацию и перечислив сумму в безналичном варианте, всем миром в строго определенное время поднимаются на общую молитву. Упор в словах Спасителя «идѣ́же бо еста́ два́ или́ трiе́ со́брани во и́мя мое́, ту́ е́смь посредѣ́ и́хъ»(Мф, 18:20) делается именно на два́ или́ трiе́, а не на во и́мя мое — главное, что много, а о чем молиться — разберемся. Точнее, Господь разберется.

Нерадивые современники напрочь позабыли о соборной молитве, возрожденной благодаря титаническим усилиям болгарского "пастыря&Company". Наши отечественные честные отцы по-прежнему упорно не желают вспомнить о древних практиках первых христиан.

Игумен Макарий (Маркиш)* на вопрос, чем отличаются так называемые молитвы по соглашению от обычных молитв и в каких случаях нужно молиться по соглашению, отвечает:

«Принципиальная сторона. Ни о каких особых "молитвах по соглашению" ни единого слова мы не находим ни в Св. Писании, ни в трудах Отцов Церкви, ни в церковных Канонах, ни в церковном Уставе, ни в памятниках литургики, ни в соборных решениях, ни в синодальных определениях.

Практическая сторона составляется из двух соображений.

а) Личная молитва каждого человека предоставляется его личному усмотрению, в т.ч. и когда несколько человек, совершая свои личные молитвы, делятся друг с другом своими скорбями и пожеланиями.

б) В околоцерковной среде широко распространена всевозможная "благочестивая отсебятина", что служит удобным оружием сатане для укоренения предрассудков и суеверий».

(Источник: https://dialog.elitsy.ru/answer/9103/)

Вот еще один ответ игумена Макария по той же теме:

«Молитва по соглашению в Православной Церкви именуется Божественной литургией. О прочем — молчу».

(Источник: https://dialog.elitsy.ru/answer/68533/)


«Огласите весь список, пожалуйста!»

Очень важен, что называется, сам предмет, ради которого многомиллионная аудитория собирается в одно и то же время молить Господа. На болгарских сайтах сказано, что эта чудо-молитва объединяет «всех людей, страдающих одной болью». Какою же именно?

Как видим, болгарская молитва собирает воедино как раз тех, у кого боль разная. Впрочем, ее можно и одним словом обозначить: неурядицы. Наверняка те же хотелки были у кричащих «осанна». Ну теперь-то заживем наконец, предвкушали они, постилая пальмовые ветви перед Спасителем. Но едва лишь просимое дается: один, например, село купит, другой —упряжку волов, третий женится, — мы дружно, по свидетельству Евангелия от Луки (14:16-20) заявляем Господу: «молютися, имей мя отречена!»


«Почем опиум для народа?»

Кому, куда, за что и сколько надо отдать в качестве так называемых добровольных пожертвований, которые хочешь — не хочешь, а заплати, коли есть нужда присоединиться к молитве православного Болгара? К счастью, на этот счет есть наблюдения и расчеты священника Георгия Максимова — лица, в теме протоиерея Владимира Головина совершенно неангажированного.

(Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ZROEtHJuzis)

Кстати, замену на 0 рублей осуществили не везде. На днях, например, предлагалось пожертвовать минимум те же семьсот.

Но не будем формалистами, Господь же не формален. Ведь могу же я совершить пожертвование каким-то иным образом: отдать десятину и со спокойной совестью присоединиться к соборной молитве в Болгаре? Ответ: вряд ли! Надо дозвониться до секретарей, записаться и, как выяснилось, предоставить паспортные данные и адрес. Простите, а это точно… на соборную молитву? Не в налоговую инспекцию?..

(Источник: https://vk.com/topic-58713357_28889855?offset=14980)

Очень уж много сложностей. Ведь, если рассудить, Господь-то знает все, зачем ему паспортные данные, запись у секретаря, подъем среди ночи — Он ведь вне времени и над всем.

Одним словом, сам вставай к иконам, сам читай акафисты, сам же при этом заплати. И нелогичность такой схемы никому не приходит в голову — а почему? А потому, что наше языческое сознание шепчет: нужна жертва, и чем она больше, тем больше шансов на успех. Ведь чем горше лекарство, по мнению чукчи, тем оно действеннее. Мы-то знаем, что в жизни не бывает, чтобы все было, и ничего тебе за это не было.

Так что, Господи, мы свою часть выполнили, теперь Твоя очередь! Что говорил Ты, Господи, о посте и молитве? Так изгоняется лукавый? Так угождали Тебе святые угодники? А на сайтах болгарского прихода сказано, что усилить молитву помогает дополнительная сумма: она, видимо, «активирует» молитву других подвижников. Перечислил дополнительную сумму — и о твоих нуждах мгновенно и бескорыстно (NB!) начинают молиться кавказские отшельники и прочие замечательные люди, чуть ли не специально собравшиеся в Бари, в Дивеево, в Сергиевом Посаде или на Корфу. Ведь ради такой бескорыстной любви Господь ну никак не должен отказать! (Кстати, «усиление» молитвы значительно усиливает пустоту кошелька.)

Ну хорошо, а гарантии? Есть ли гарантии, ибо Господь говорит все время о жизни вечной, а не нынешней?

В Болгаре гарантии дают: обязательно будет! И сам протоиерей Владимир, рекламируя свой продукт на телеканале "СОЮЗ" утверждает - будет "без вариантов!" Хотя, если задуматься, улучшения житейских проблем как раз не хотелось бы, а хотелось бы, напротив, уменьшения. Но даже не об этом речь. Почему-то на первом плане опять и опять житейское…

А Господь Спаситель в Евангелии дает совершенно иной, противоположный алгоритм жизни: «Ищи́те же пре́жде ца́рствiя Бо́жiя и пра́вды его́, и сiя́ вся́ приложа́тся ва́мъ»(Мф, 6:33).


Молитва или заговор?

Не всякое обращение к Богу есть молитва. Молитва — это сердечное устремление к Богу как к Личности: Он реален и Он здесь, и имеет все средства спасти нуждающегося, то есть меня. А кто я? Я тоже личность, но бесконечно ничтожная в сравнении с Богом, бесконечно недостойная и бесконечно, тем не менее, Им любимая. И я это сознаю и благодарю Его! И молюсь Ему, чтобы Он Своей милостью меня исправил, очистил и освятил. А как — Его дело, я способов не предлагаю, не смею, не дерзаю. Обращаясь к Царю царствующих и Господу господствующих, я не смею оскорбить Его ВЕЛИЧИЕ ничтожностью просимого: у Царя мешка картошки не просят. Но по любви Божией мне позволено попросить и о малом, однако с полным пониманием, что ради моего же блага Господь может и отказать.

Произнесение же неких текстов в одно и то же время (хотя Бог вне времени) и за строго регламентированные деньги (что старательно опровергает протоиерей Владимир, однако поверим не ему, а, как в анекдоте, своим бесстыжим глазам) и ожидание желаемых изменений как результата, пожалуй, не очень-то и похоже на молитву. Как говорили герои «Криминального чтива», «есть маленькие отличия». Зато множество деталей позволяет заметить поразительное сходство с рекламно-коммерческим проектом. Здесь и удобные, красивые сайты со многочисленными, как остроумно заметил отец Георгий Максимов выше, опциями; и мобильное приложение; и слоган (про маленькое счастье, помните?); и пафосные заявления, что Болгар есть не что иное, как центр православной жизни, а молитва по соглашению— не что иное, как возрожденная древнейшая христианская практика. Итак. Все продуманно, удобно для пользователя, вплоть до возможности получить компетентный совет по выбору молитвы. Везде чувствуется рука профессионала, не понаслышке знакомого с понятием маркетинга. В ход идет даже беспардонная ложь о том, что якобы этот проект поддержал старец Илий. Но старец Илий две недели назад приехав в Новосибирск, беседуя с новосибирцами, при всех ответил, что к проекту Головина "молитвапосоглашению" не имеет никакого отношения. И ту аудиозапись, которую выложил в интернете помощник Головина, Константин Кулишов, тот получил обманом.

Это только что касается сайтов. А видео! Ведь сколько роликов запечатлели каждый вздох протоиерея Владимира — ни одно словечко не кануло в Лету интернета благодаря поставленной на поток профессиональной съемке. А сколько у батюшки помощников, секретарей!

И знаете ли, все это дорого, господа! Вероятно в эту сумму входит и плата за авторские права на сей проект. Сам протоиерей Владимир, сетуя, что деньги нужны, и даже немалые, без обиняков сказал: кроме моих личных проблем, у нас много церковных дел (4:54). Вот прямо эти слова и произнес: кроме моих личных проблем.

(Источник:https://www.youtube.com/watch?v=BKVh53crUJU)


Гламурные практические советы от православного пастыря

Протоиерея Владимира любят за доступность изложения: все понятно и без купюр. Вопросы задаются самые разные (например, допустимо ли сдавать анализ спермограммы путем рукоблудия или о физической близости во время беременности и кормления грудью), причем почему-то публично. Пастырь, периодически появляющийся не только на YouTube, но и на православных «Спасе» и «Союзе», обескураживает прямотой и изрядной смелостью ответов.

Одну прихожанку, давно и безуспешно грезящую о супружестве, пастырь прямо в глаза спросил: а какое на тебе белье? Удобное или красивое? И авторитетно заявил, что перво-наперво нужно облечься в красивое, и тогда, вслед за сокрытым, изменится и явное: взгляд засияет, и тайна изящного белья даст импульс чему-то такому, что заставит мужчин восхищенно оглядываться.

Своей пятнадцатилетней дочке он тоже дал совет начинать пользоваться косметикой, потому что, по выражению протоиерея Владимира, «так будет еще красивше», чтобы из сонма возникших поклонников легче было выбрать подходящую партию.

На вопрос, считать ли прелюбодеянием, если верующий (NB!) муж постоянно смотрит порно, дается прямой и четкий ответ:«Картинки смотреть и фото — это не прелюбодеяние. Это разврат? Разврат! Грех? Грех! Но не прелюбодеяние!»Позвольте, а как же это: «А́зъ же глаго́лю ва́мъ, я́ко вся́къ, и́же воззри́тъ на жену́ ко е́же вожделѣ́ти ея́, уже́ любодѣ́йствова съ не́ю въ се́рдцы свое́мъ»(Мф, 5:28)? Интересная поправочка к словам Спасителя! Ни дать, ни взять граф Лев Николаич, с карандашом правящий «устаревшие» места из Евангелия.

Но самое интересное, что дальше протоиерей Владимир вынес вердикт и дал рекомендации: жене непременно засесть за просмотр порно в качестве учебного пособия —ведь «муж порнографию смотрит! Почему он из-за меня так делает? Что я ему недодаю-то?» В одночасье умудренный жизненным опытом батюшка за грех мужа повесил ответственность на жену: сама, дескать, довела! И аудитория, сплошь состоящая из женщин, не возмутилась, не оскорбилась и даже не удивилась. Никого не покоробило, что муж — образ Христа в семье, глава и каменная стена —низведен словами пастыря до примитивного уровня вульгарного похотливого самца, и самой жене надлежит опуститься туда же, дабы сохранить семью. «Белые платочки» смущенно хихикали, и лишь одна прихожанка смотрела полными ужаса и скорби глазами. Но, может, и не на батюшку?.. Может, просто прикидывала масштаб недоданного мужу?

«Многие мужчины мечтают, чтобы жена у них была… шлюха!» Думаете, я цитирую Glamour, Cosmopolitan или Playboy? Отнюдь, это из беседы протоиерея Владимира. «Плохо это или хорошо? —продолжает он, и, выждав паузу, с воодушевлением произносит: Прекрасно!»

Впрочем, довольно примеров, перебор с нижепоясными темами явный. Уж не будем вспоминать о публичных гипотезах того, как Спаситель обходился без туалета в пустыне — сколько об этом уже говорено! Но беспрестанный секспросвет в публичных беседах —как будто паства ничем более не озабочена, кроме как интимными проблемами, и никак их не решает, кроме как принародно! Но термины, которыми протоиерей Владимир оперирует перед детской аудиторией, уместные лишь в кабинете врача или на лекциях в мединституте, — какая необходимость в этой натуралистичности, какая детям польза? Наконец, для чего он публично, взахлеб делился подробностями своей интимной жизни, причем с видимым удовольствием? В конце концов, и откровенность в определенный момент может превратиться в эксгибиционизм. А выступление перед детьми в растление!

Может быть, батюшка просто любит правду и даже считает своим долгом назвать вещи«своими именами»? «Священник, —рассказывал протоиерей Владимир, — это совесть нации, совесть народа. Он говорит ПРАВДУ…Я понял, что в этом мире кто-то должен говорить правду».


Эпилог

Мысль о недопустимости никакой неправды в свете высказываний болгарского пастыря о герое летчике Романе Филиппове звучит неоднозначно. «Он сам себя убил, самоубийство. Самоубийство — это грех. …Человек боится пыток, например. Православный человек никогда ничего не боится! Будут пытать, но испытаний больше сил Бог не дает! Значит, надо мне это понести!»

(Источник: https://www.youtube.com/watch?v=JaM2_hQGpDQ&t=1s)

Какие страшные, самонадеянные слова, как легко они произносятся, когда сидишь в уютном кресле. А ведь протоиерей Владимир Головин даже в армии не служил, да и реальную войну мог видеть только на экране кинотеатра.

И как же быть с правдой? Ведь враг, захватив тебя в плен, потребует выложить, между прочим, не что иное, как… правду. С одной стороны, есть такое понятие: воинская присяга. И есть слова молитвы: «не бо врагом Твоим тайну повем яко Иуда». С другой — отец Владимир учит говорить правду без вариантов —в любых обстоятельствах! И слава Богу, не все готовы это слушать и соглашаться.

(Источники:«Бывает ли ложь во благо»: https://www.youtube.com/watch?v=E5DcRV8BTQQ

«Оправдана ли ложь во благо. Конкретные примеры»: https://www.youtube.com/watch?v=yHXMt2Hj1Yo)

Кроме кондового догматизма протоиерея Владимира существует другая точка зрения — да просто здравый смысл, призывающий рассматривать событие, явление или личность во всей полноте и совокупности обстоятельств. А то ведь, понаслушавшись болгарского батюшки, и мать родную продашь, чтобы не согрешить ложью. В каком случае добровольно выбранная смерть — не грех, а высота, предлагается порассуждать в статье игумена Виталия (Уткина) «"И абие ринуся из превысокого храма своего": святость или самоубийство?».

(Источник: http://history.pravorg.ru/2018/02/09/igumen-vitalij-utkin-i-abie-rinulsya-iz-prevysokogo-xrama-svoego-svyatost-ili-samoubijstvo/)

«А еще буду надеяться,— представляет себя на месте пленного летчика протоиерей Владимир, — может, когда будут пытать, я им доброе слово скажу, помолюсь за них. Может, чье сердце коснется благодать?»

Ну что ж… Как говорится, благими намерениями…

Нарине Маркосян,
прихожанка Александро-Невского собора (Новосибирск),

волонтер группы сайтов Пережить.ру

*Иеромонах Макарий (Маркиш) — автор многочисленных книг и публикаций, является одним из разработчиков «Основ учения Русской Православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором РПЦ в 2008 году. Настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых в городе Иванове 2012—2013 гг.

В настоящее время несет послушание руководителя Информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии, преподает в Иваново-Вознесенской духовной семинарии на кафедре богословия и общих церковных дисциплин, возглавляет епархиальную комиссию по вопросам семьи и материнства. Работает в правлении двух общественных групп: комитета защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель» и христианской ассоциации молодежи и семьи.