[24.08.2018] Как действуют кузбасские секты: что нужно знать, чтобы уберечь себя

Не всякое объединение можно назвать сектой, но важно уметь отличать секту от «клуба по интересам». О том, как распознать секту, и в какие секты могут заманить жителей Кузбасса нам рассказал доцент кафедры истории России КемГУ, руководитель лаборатории мониторинга конфликтов Центра изучения этно-конфессиональных конфликтов и противодействия экстремизму в молодежной среде Вадим Шиллер.

О признаках тоталитарной секты

Сложности с сектами начинаются уже с определения. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» признает две формы религиозного объединения – религиозную организацию, имеющую статус юридического лица и религиозную группу, действующую в незарегистрированном порядке. Термин «секта» обычно используются крупными традиционными конфессиями, называющими так в равной степени как официально зарегистрированные организации, так и религиозные группы. Например, Русская Православная церковь очень широко трактует понятие секты и относит к ним адвентистов, евнгельских христиан-баптистов, неопятидесятников и много кого ещё.

Но секта секте рознь. Часть протестантских конфессий, имеющих давнюю историю существования на территории России, не несут опасности личности, обществу и государству, и к ним РПЦ относится достаточно спокойно, например, к упомянутым евангельским христианам-баптистам, а некоторых, таких как Свидетелей Иеговы, причисляет к тоталитарным сектам, которые уже представляют серьёзную опасность как для отдельного человека, так общества и государства. Обыватели вообще склонны называть всё, не принадлежащее к крупным традиционным конфессиям сектой, но однозначно негативными можно назвать только тоталитарные секты. Если термин «секта» приватизирован духовенством, то термином «тоталитарная секта» оперируют уже представители академического сообщества, правоохранительные органы и представители гражданской исполнительной власти. Такой вид сект нужно уметь отличать и держаться от них подальше.

Неминуемые имущественные утраты. Вопреки расхожему мнению, наличие денежных пожертвований не всегда позволяет отнести группу к тоталитарной секте. Пожертвования, в том или ином виде, неотъемлемая часть любой религии. Разнится лишь мера принуждения. В большинстве религий и религиозных групп пожертвования действительно добровольные, в тоталитарной секте они лишь кажутся таковыми. Сектанты не только требуют, но и фиксируют, кто сколько пожертвовал.

Имущественные потери – необходимость, потому что тоталитарные секты пытаются вырвать человека из привычной среды обитания, побуждая его не только жертвовать, но и продавать своё имущество, в том числе и квартиры. Такая политика тесно связана со следующим пунктом.

Совсем недавно закончилось расследование в отношении известного в узких кругах «Бога Кузи», Андрея Попова, который создал секту имени себя. 43 миллиона рублей и 100 тысяч долларов составляет размер паствы, изъятый правоохранителями из семи московских квартир, принадлежащих секте. Самому «Кузе» предстоит провести ближайшие пять лет в колонии, куда его отправили за мошенничество.

Психологическое насилие. Психологическое насилие над личностью — привилегия исключительно тоталитарной секты. Секта стремится установить контроль над всеми сферами социальной жизни человека, в том числе профессиональной и интимной. Для тоталитарной секты очень важно воздействовать на социальные связи: если человек, став сектантом, продолжает общаться с родными и близкими, которые в секте не состоят, они смогут его переубедить или, по крайней мере, заставить колебаться в правильности выбранной доктрины. Тоталитарная секта пытается вырвать человека из привычного круга общения и поместить в круг общения сектантов, где он будет подвержен «правильному» групповому воздействию. Человека либо подбивают к переезду, либо навязывают правила, в рамках которых общаться с непосвященными – греховно.

Летом 2018 года под Москвой сотрудники ФСБ навестили общину партизан-сталинистов, которые строили храм героям войны, поклонялись Сталину и ненавидели женщин. Правоохранители задержали организатора секты, который уводил молодых людей из семьи и настраивал их против собственных матерей.

Угроза жизни и здоровью. Регламентация рациона и запрет на использования некоторых современных медицинских препаратов или практик – ещё один родовой признак тоталитарной секты. Такие локальные табу в лучшем случае безвредны. Были случаи, когда сектанты вместо завтра, обеда и ужина пили исключительно соду. В мире известны печальные инциденты, когда дети в семьях Свидетелей Иеговы умирали из-за запрета на переливание крови. Контроль рациона человека опять же относиться к психологическому насилию и стремлению подчинить абсолютно все сферы его жизни.

Прямо сейчас похожая история происходит в Караганде, где из-за религиозных убеждений родители запретили врачам переливать кровь недоношенному ребёнку. Мальчик находится в реанимации, и кровь может понадобиться в любой момент, однако врачи не получили от родителей разрешения на переливание. Медики держат наготове кровезаменитель, но его может не хватить.

Об особенностях Кузбасских религиозных групп и сект

Эксклюзивных религиозных групп в Кузбассе не так много. Самый яркий пример — «Страна Анура», наше кузбасское изобретение родом из города Мыски, которая, по некоторым данным, прославилась вербовкой муниципальных служащих. Организация зарекомендовала себя не самым лучшим образом, её адепты, помимо духовных, используют ещё и тоталитарные практики, а также пищевые запреты и контроль ритма жизни. В конечном счёте, «Страна Анура» попала на перо к известному российскому сектоведу Александру Дворкину.

В начале этого года возмущённая родительская общественность Мысков потребовала оградить образовательный процесс от влияния культа «Страны Анура» (они же «Дети солнца»). По мнению общественников, организация сделала город своей штаб-квартирой, захватывает целые улицы и налаживает контакты с местными властями и учителями.

В целом, говоря о кузбасских реалиях, можно выделить развитие двух основных крупных направлений – неоязыческие объединения и псевдореабилитационные центры.

Секты неоязычников. В последние несколько лет отмечается значительный рост интереса молодёжи к неоязычеству не только в Кемеровской области, но и по всей России. Притом, историческое язычество, реально существовавшее, и неоязычество отличаются друг от друга как небо от земли. Как правило, неоязычники опираются на псевдоисторические экстремистские тексты, выстраивая на их основе фантастическую, придуманную реальность. В частности, главным источником откровения для них являются запрещённые судебными решениями и внесенные в Федеральный список экстремистских материалов Славяно-Арийские Веды и Велесову книгу. Обе книги довольно примитивно имитируют древнерусский язык, содержат информацию, возбуждающую вражду и ненависть по отношению к христианству и представителям других национальностей, и, как было установлено крупнейшим в России специалистом в области структурной лингвистики Андреем Зализняком, были написаны в двадцатом веке.

Так называемые «язычники» на самом деле пропагандируют идеи превосходства белой расы и славянских национальностей над всеми остальными и выдают нацистскую символику или сходную с ней до степени смешения за славянскую, связанную с языческим периодом. В орнаментах, сохранившихся на материальных предметах, полученных путём археологических раскопок или собранных этнографами, свастические элементы встречаются не так часто, являясь незначительным элементом более сложного орнаментального комплекса. В качестве самостоятельного символа, символизирующего солнце и имеющего огромное значение в идейно-мировоззренческой системе представлений славянских народов дохристианской эпохи, свастика практически не встречалась. Широко распространённые солярные знаки в материальной культуре славян были представлены преимущественно кругами, разделенными разным количеством линий, не выходящих за его пределы. Помимо подобных солярных знаков часто встречались знаки, символизирующие землю, растения и дождь. Только эти символы современные неоязычники почему-то старательно обходят, предпочитая использовать свастику, бывшую официальным символом национал-социалистической рабочей партии Германии, и привлекаться с завидным постоянством к административной ответственности по статье 203. КоАП РФ. В целом, исходя из совокупности приведённых признаков, несложно догадаться, что идеология неоязычников имеет много точек пересечения с идеями национал-социализма.

Псевдореабилитационные центры. В нашей области действуют негосударственные реабилитационные центры, которые делают из наркоманов и алкоголиков верующих. Только верующих особенных: продолжающих совмещать алкоголизм, наркоманию и веру. Руководители церкви используют таких «верующих» для решения самых грязных задач, например, уборка улиц, копание могил и другие «калымы». Есть и более специфичная «работа». В области был случай, когда наркоманы из ребцентра в одном из городов оскверняли стены православной церкви.

Начинается всё с того, что родственники наркомана отправляют его в некий «ребцентр». Притом не бесплатно, а примерно за довольно приличную сумму. Ни рубля из этих денег на содержание наркомана не идёт. Как и ни рубля из денег, которые наркоманы зарабатывают на калымах. Питаются постояльцы таких центров в основном за счёт натурального хозяйства. Как правило, такие центры за чертой города, и добраться до родных проблематично, даже если сбегаешь.
Далее наркоманов распределяют в одну из групп, названных в честь одного из библейских персонажей. Для поддержания дисциплины используют армейские методы, если, допустим, один из десяти не выучил оглавление Ветхого Завета, то наказывают всю группу, а она потом наказывает провинившегося. Одной из форм наказания за нарушение внутреннего распорядка и запрета, например, на курение, являются «похороны «бычка», также заимствованные из армейской практики. У группы есть наставник, член культа, возможно, сам бывший наркоман, возможно действующий. Исцеление от зависимости в таких культах минимально, не редко в качестве поощрения за работу используется небольшая доза. Мне доводилось читать дневники наркоманов, и если в первый месяц они винили в своей зависимости окружение, то на третий месяц начинали винить дьявола, а к секте относились не иначе как к возможности спасения. Круглосуточно находясь под групповым давлением, у них просто не оставалось выбора. Становясь носителями определенной системы религиозных взглядов, употреблять наркотики или алкоголь реабилитируемые не переставали. К счастью, большинство из таких центров на сегодня удалось закрыть.

О том, куда обращаться, если человек попал в секту

Контроль за деятельностью подобных объединений как в России в целом, так и в Кемеровской области в частности осуществляют правоохранительные органы и специальные отделы при митрополиях и епархиальных управлениях РПЦ. В отношении отдельной религиозной организации правоохранительные органы начинают осуществлять комплекс оперативно-следственных мероприятий в случае нарушения ей закона. Представители РПЦ осуществляют работу по сбору информации в мониторинговом режиме, отслеживая все действующие и вновь возникающие религиозные и псевдорелигиозные объединения, информируя затем общественность посредством выпуска своей печатной продукции, публикуя эту информацию на специальных сайтах и в социальных сетях, а также выступая на телевидении, радио и печатных СМИ.

Контролировать и пресекать деятельность сект, запрещённых в России, гораздо проще, чем осуществляющих деструктивную деятельность, но продолжающих действовать. Примером здесь может служить запрещенная в России организация «Свидетели Иеговы», которых в 2017 году признали экстремистами. Верующим Свидетелям Иеговы никто не запрещает молиться частным образом дома, в кругу семьи, а вот вести организованную деятельность, собираясь в большом количестве в частных домах, квартирах или арендуя конференц-залы, а также осуществлять миссионерскую деятельность в том числе путем хождения по домам и квартирам с раздачей литературы, им уже нельзя.

Если человек уже попал в секту, то с ним должны работать специалисты в области психологии и религиоведения. Большой опыт на этом поприще наработан у РПЦ. Церковь взаимодействует с властью, правоохранительными органами и академическим сообществом, поэтому к ним стоит обратиться как минимум за советом. Но возвращать человека обратно должны именно светские специалисты. У людей, прошедших секту меняется сознание и система взглядов, однако вернуть их к нормальной жизни, изолировав от бывших братьев по вере и наставников после работы со специалистами, можно.

Кирилл Антонов
Iriney.ru