[28.08.2018] Casus Golovini: Как остановить лжепророка из Болгара?

Заявление Чистопольского епархиального управления о кощунственной деятельности протоиерея Владимира Головина — очень важный, но половинчатый шаг

«Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей одежде,
а внутри суть волки хищные...» (Мф. 7:15)

Седовласый старец с печальными глазами и нарочито простонародной речью, предельно «доходчивой» и... не терпящей возражений. Провинциальный батюшка из далекого Болгара, этнически русского городка, что на юге Татарстана. Услышишь первый раз и диву дашься: да это же народный самородок, провинциальный златоуст, проповедник, чье слово будет услышано «от Москвы до самых до окраин»! Но, «встретив по одежке», стоит и повнимательнее вслушаться в то, что же несут «миллионам людей по всему миру» столь популярные в соцсетях и блогосфере интернет-проповеди протоиерея Владимира Головина.

А прислушивались, увы, лишь немногие. Хотя в Центр религиоведческих исследований имени священномученика Иринея Лионского, непосредственно занимающийся проблемами новых религиозных движений, сект и культов, еще с 2014 года стали поступать тревожные сигналы. Мол, батюшка не столь прост, как кажется: благословляет разводы, уводит людей из других церковных общин, получает немалые пожертвования от своих виртуальных «духовных чад», порой отдающих последнее в ущерб семьям. Собственно, ведет себя как самый настоящий тоталитарный «гуру». И это, не считая, мягко говоря, «богословских вольностей», а на самом деле — серьезных расхождений болгарского батюшки с православным богословием, облеченных порой в откровенно кощунственные формы.

Два удара в набат

Первым в набат ударил известный новосибирский клирик, протоиерей Александр Новопашин, в начале 2018 года выступивший на Международных образовательных Рождественских чтениях с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина». Отец Александр проанализировал выступления этого клирика, сделав неутешительный вывод:«То, что говорит в своих проповедях знаменитый "проповедник", на самом деле является элементарной глупостью, смакуемой скабрезностью и страшной грязью в устах уже немолодого человека в рясе».

Более того, новосибирский пастырь детально разобрал коммерческую составляющую так называемой молитвы по соглашению, к которой болгарский проповедник привлекает верующих отнюдь не бескорыстно (адепты отца Владимира молятся вместе в одно и то же время по часовому поясу Болгара, внося за эти совместные молитвы вполне определенную мзду).

Вскоре к отцу Александру Новопашину подключился и главный российский специалист по «нетрадиционной духовности», профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. В серии своих статей «Нетрадиционное богословие прот. Владимира Головина» профессор-сектовед остановился на разборе не только коммерческого характера нового околоцерковного культа и на кощунственных изречениях его создателя. Александр Дворкин детально разобрал и то, что «богословие» клирика из Болгара не имеет отношения к Православию, но исповедует «целый букет ересей, осужденных на большинстве Вселенских соборов нашей Церкви», а многие его теории и стилистика самих его речей базируются на «творениях» сектантов-неопятидесятников. Возможно, из-за банальной богословской малограмотности. Однако для православного священника эта простота воистину «хуже воровства».

Казалось бы, после столь авторитетных материалов церковное священноначалие должно было незамедлительно отреагировать. Как минимум, запретив еретичествующего кощунника в служении до церковного суда. На протяжении полугода автор этих строк в разговорах с авторитетными священниками и даже архиереями нашей Церкви задавался элементарным вопросом «почему?», на что получал примерно один и тот же ответ: «Пока не время выносить сор из избы». Сложно сказать, чего ждали. Возможно, реакции Святейшего Патриарха, который в силу чрезвычайной занятости едва ли может оперативно реагировать на чудачества того или иного провинциального клирика. Однако в данном конкретном случае эти «чудачества» с очевидностью дискредитировали всю Русскую Церковь.

Заявление без решения?

И только несколько дней назад появилось «Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии». Заявление, с одной стороны, содержательно очень жесткое, а с другой — откровенно половинчатое относительно сделанных выводов. Коротко перечислим основные тезисы этого официального церковного документа:

Размещенные в открытом доступе в Интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения. Например, о том, что у Христа "в одной сущности — две природы". Или о том, что будто бы Христос "мог пасть", но "победил в себе грех". Также прот. Владимир называет ложью наименование Христа Богом, говоря, что "Он — не Бог. Он — Богочеловек", и при этом обвиняет в монофизитстве всех православных, которые молятся Христу как Богу.

Казалось бы, одного этого достаточно, чтобы самыми жесткими, «хирургическими» методами оградить православных христиан от деятельности такого еретичествующего «пастыря». Но дальше — больше!

В публичных выступлениях прот. Владимира Головина имеются высказывания, граничащие с кощунством и глумлением над Христом. В беседе с молодежью он призывал слушателей представить физиологические отправления. Даже само по себе обращение к теме справления естественных потребностей в "духовной" беседе в высшей степени неуместно для православного священника, а если еще учесть, что прот. Владимир настойчиво предлагал своим слушателям, в том числе и присутствовавшим на беседе девушкам, подробно представить, как мужчина совершает физиологические отправления, то это к тому же и безнравственно.

А вот это уже откровенно страшно! Ведь если еретики древности зачастую были весьма благочестивыми в личном отношении людьми, порой готовыми отдать жизнь за свои заблуждения, то здесь мы сталкиваемся с откровенно хамским, кощунственным глумом над Самим Христом: «Ради красного словца не пожалел и Творца». Также в заявлении разбираются и многие другие головинские непотребства, включая неканонический чин «духовного лечения», уже упомянутую коммерческую практику «молитв по соглашению» и даже «оскорбление памяти Героя России, гвардии майора Р. Н. Филипова и героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни, подобно подвигу военного летчика Н. Ф. Гастелло».

Словом, сказанного уже предостаточно «на статью». И не на одну. Другое дело, что в Церкви во все времена любому грешнику и даже еретику предоставлялась возможность для покаяния. А потому, несмотря на то, что протоиерей Владимир Головин уже много лет упорствует в своих хулах и заблуждениях, даже в его отношении пока еще не было вынесено окончательное дисциплинарное решение. Но только призыв к его возможным адептам (а по сути, и к нему самому):

Обращаемся прежде всего ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение "соборной молитвы по соглашению с Болгаром", к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры.

Профессор Александр Дворкин:
«Протоиерей Владимир Головин
должен принести публичное покаяние»

За комментарием относительно принятого Заявления, а также с вопросом, каким образом можно оградить православных христиан от подобных лжепророков в пастырских одеждах, Телеканал «Царьград» обратился к уже упомянутому в этом материале профессору Александру Дворкину.

«Царьград»: Насколько важно появление «Заявления Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии»? И почему оно появилось так поздно?

Профессор Александр Дворкин: Заявление очень важно, потому что наконец-то епархия выразила отношение к деятельности этого священника, вышедшего за рамки канонов и нравственных норм, а также, судя по всему, позволил себе чудовищные финансовые нарушения. Подчеркну: главная проблема не в том, что они собирают деньги (как это делают те же православные обители, собирая пожертвования на свой монастырь), а в том, что этот сбор денег «на Церковь» никак Церкви не касался. Все это шло на электронные кошельки, в некие фонды, а то и откровенно на частные счета секретарей и помощников протоиерея Владимира Головина, то есть от имени Церкви он собирал средства на собственные нужды, и как эти деньги расходовались, никому не известно. Подчеркну: речь, судя по всему, идет о сотнях миллионах рублей.

«Ц.»: Но откуда такие цифры?

Профессор Дворкин: Все на уровне элементарной арифметики. Минимальная сумма пожертвований, которые протоиерей Владимир Головин брал за поминание одного имени на «молитве по соглашению», составляла 700 рублей, а максимальная — 32 тысячи (!!!). Каждый человек подает на поминовение несколько имен. По уверениям самого Головина, к этой молитве присоединились сотни тысяч человек. Возможно, он преувеличивает, но, судя по посещаемости его видеоблога (самые популярные записи набрали свыше миллиона просмотров — ред.), масштаб проблемы действительно очень серьезен.

«Ц.»: Но что же можно и должно сделать, чтобы остановить подобных лжепророков? Почему «казусу Головина» на протяжении многих лет не была дана надлежащая церковная оценка?

Профессор Дворкин: Дело протоиерея Владимира Головина разбиралось достаточно долго, что не удивительно, в Церкви такие вопросы всегда разбираются неторопливо (тут очень важно не ошибиться, и чтобы решение было взвешенным). Отчасти в этом есть и моя вина, поскольку после первых сигналов, первых писем о деятельности Головина я не обратил на это должного внимания. И когда обращений стало очень много, то сначала попросил своего друга протоиерея Александра Новопашина прочитать об этом доклад на Рождественских чтениях, что он и сделал поистине великолепно, обнажив весь масштаб проблемы. И только после этого разбора я занялся этим делом вплотную, осознав, что это не просто чудаковатый батюшка.

С другой стороны, очевидна вина епархиальных архиереев. Понять можно, на первый взгляд, приход успешный: народ едет, епархиальные взносы исправно платятся. И сложилась ситуация, когда, с одной стороны, протоиерею Владимиру Головину делались замечания за «неосторожные высказывания», а с другой — он награждался церковными наградами. И практически никто не обращал внимания, что, по заявлениям самого Головина, он ушел из Московской духовной семинарии с 3-го курса, потому что там «невозможно молиться» (это в Троице-Сергиевой лавре-то «невозможно молиться»?!). А его сын вообще не имеет никакого образования — ни светского, ни духовного, — но при этом является настоятелем храма, личным секретарем владыки и руководителем двух епархиальных отделов.

Конечно, если бы епархиальное руководство на местах обращало больше внимания на уровень образования клириков (а Святейший Патриарх Кирилл неоднократно поднимал этот вопрос), а также на их публичные высказывания, такой ситуации, как в Болгаре, не сложилось бы. Сегодня, насколько я знаю, протоиерею Владимиру Головину даны достаточно жесткие сроки, чтобы свернуть всю свою деятельность и стать тем, к чему он, по его словам, стремится: скромным и незаметным сельским батюшкой, а не наследным феодалом со своими дворцами, разноцветными рясами, фраками, специально выстроенными помпезными усыпальницами и так далее.

Решиться все должно буквально на днях, и тогда мы посмотрим, что для него дороже: Церковь или его собственная коммерческая структура, параллельная Церкви, и то почитание и поклонение, которыми он окружен. И тогда он либо со всеми своими фондами, угодьями и раболепными почитателями уходит в раскол, либо приносит публичное покаяние, осознав, что не он спасает Церковь, а Церковь спасает его. Думаю, на днях мы узнаем о решении протоиерея Владимира Головина.

Тюренков Михаил
Царьград