[26.03.2010] Стояли, стоим и стоять будем!

21 марта в Новосибирске в третий раз прошла Общероссийская акция «Родительские стояния» против введения в России системы ювенальной юстиции. Было собрано около полутора тысяч подписей под обращениями к нашим власть предержащим.

Среди участников акции впервые были не только новосибирцы и жители близлежащего Бердска: специально для того, чтобы постоять в пикете против ЮЮ, к нам приехали молодые женщины из Кемерова и республики Хакасия. Они не только в течение двух часов раздавали листовки прохожим, но и увезли с собой их тексты в электронном виде, чтобы потом у себя в городе продолжить начатое благое дело.

Теперь, имея уже определенный опыт «стояния», можно сделать некоторые выводы и подвести некоторые итоги.

Итак, мы объединяемся. Очень медленно, с большим трудом, преодолевая привычную инертность, но - объединяемся. На третьем «стоянии» были многие из тех, кто участвовал в февральской акции. Причем не бабушки-пенсионерки, а молодежь.

Второе, к православным присоединяются и неверующие, потому как мы делаем одно общее дело. Правда, не знаю, как в других регионах, но вот сибирские мусульмане не спешат проявлять общественную активность. Про католиков вообще молчу, так же, как и про представителей других религиозных организаций. Хотя в Новосибирской области, по официальным данным, только зарегистрированных их более 180 и еще свыше 140 религиозных групп и общин, что представляет, в общей сложности, около 40 конфессий, религий и религиозных движений. Но только Новосибирская епархия Русской Православной Церкви четко и недвусмысленно высказывает свою позицию по этому больному вопросу. Что, у баптистов или пятидесятников, а также лютеран и старообрядцев нет детей? Или надеются, что их это не коснется? Трудно судить о том, что они думают, но в данном случае их молчание можно рассматривать как знак согласия введением ЮЮ, потому что равнодушными к проблеме ювенальной юстиции оставаться уже нельзя, и делать вид, что такой проблемы вообще нет, тоже нельзя.

Главный «локомотив» «ювеналки» в Новосибирской области юрист Сталина Султанова в каждом своем выступлении поливает грязью новосибирских православных, именуя их «невеждами», «нахалами» и «мракобесами», которые мешают продвижению такого «богоугодного» (!) дела. Если бы верующие других конфессий также сказали свое веское слово, у нее было бы меньше возможности для маневра. Отсюда вывод: надо сотрудничать с представителями других конфессий. Раз уж самые активные и чадолюбивые родители объединяются вокруг Православной Церкви, другим следует примыкать к ним. А как уж там будет – гора ли пойдет к Магомету или Магомет к горе, в данном случае не принципиально. Отступать некуда, за нашими спинами наши дети – русские, украинцы, татары, немцы (основные национальности, проживающие в Новосибирской области).

Третье. По всей видимости, новосибирские СМИ получили негласный приказ: информацию о антиювенальных акциях не давать. Перед 28 февраля пресс-релиз о проведении второго «Родительского стояния» был разослан по всем крупным газетам и выложен на сайте http://pressagenda.com/novosibirsk, откуда черпают новости все новосибирские журналисты. Тщетно. Никто не пришел, нигде не прозвучало ни слова. Это к вопросу о плюрализме, открытости и демократичности нашего общества, а также о «богоугодности» внедрения ювенальных технологий. Если некоторые «несознательные» родители против такого благого дела, так надо, казалось бы, наоборот, открыть им глаза или заклеймить позором – чего же бояться, раз это начинание (ювенальная юстиция) так хорошо! Ан нет, как говорится, рот на замок, язык – на палочку. Ни одно средство массовой информации не взяло - точнее, ни один редактор не взял - на себя смелость пойти против… чего? Против истины, тем более богоугодной, они как раз бы и не побоялись, тогда против чего, в самом деле? Закона? Так его еще нет. Распоряжения местной власти? С. Султанова 17 марта на заседании «круглого стола» по вопросу введения ЮЮ во всеуслышание заявила, что внедрять эту систему ее «благословила» областная администрация. А раз так, то все, кто против, стало быть, «мракобесы», и говорить о них нечего. (Эти притязания светской власти на духовную, конечно, весьма интересны, но разговор сейчас не об этом.) Хотя сама Сталина Ивановна там же и призналась, что «устала отбиваться от журналистов», жаждущих из первых рук узнать, что же это за зверь такой – ювенальная юстиция. Ее интервью и комментарии прямо-таки заполонили местные СМИ, и вот почему.

21 января в Новосибирском Доме журналистов прошла первая и пока единственная пресс-конференция против введения ЮЮ. На ней присутствовали представители более 15 средств массовой информации. Вышли материалы всего в двух газетах и на городском сайте новостей. Всё? Нет, не всё. Журналисты тоже люди, несмотря на запрет подачи материала, организаторы пресс-конференции прорвали информационную блокаду вокруг внедрения «ювеналки» и заинтересовали их этой проблемой. Спустя неделю Сталина Султанова организует он-лайн конференцию, а потом материалы – опять же против ЮЮ – появляются в одной из местных газет, проходит передача на радио. Сталина Ивановна снова дает разъяснения по поводу того, как хорошо защищать права детей с помощью западных методов и при этом рассказывает, что она сама (!) не видит вреда в наказании шлепком. И снова небольшой материал в прессе – и опять-таки против того, что она с таким жаром защищает. Любопытная ситуация: противников ЮЮ, кроме некой кучки «невежд», вроде бы и нет, про «Родительские стояния» нигде ни звука, а борьба с ними в виде многочисленных выступлений развернулась не на шутку. И, главное, умалчивая об антиювенальных акциях, журналисты как бы «от себя» дают материалы о самой проблеме внедрения ювенальной юстиции в своих изданиях.

К слову, число прочтений одной из немногих заметок о пресс-конференции, размещенной на сайте НГС-Новости, - причем довольно «проювенального» тона, - за несколько дней перевалило за 20 тысяч, комментариев было 995, и абсолютное большинство из них весьма негативные как раз по отношению к ЮЮ. Выводы из всего этого таковы: невзирая на информационную блокаду, правда людям все равно становится известной (спасибо, в том числе, и Интернету). Второе, с журналистами необходимо работать персонально, просвещая их, вербуя из них наших сторонников. Неправда, что вся пресса продажная. Многие корреспонденты, давая положительные материалы по этому вопросу, могут искренне заблуждаться. Тем более, что нынче в СМИ ставка делается на молодежь. Разобраться же во всем объективно молоденьким девушкам (а их среди современных журналистов большинство), не имеющим жизненного опыта, очень трудно.

Далее. Если дорога на страницы печатных изданий, в телестудии противникам ЮЮ оказывается закрытой, остаются еще два пути: нести людям правду через листовки и плакаты. По поводу листовок, точнее, их содержания, среди участников «стояний» имеются большие разногласия, которые в одном материале – даже объемном – не опишешь. Поэтому конструктивнее будет подробно остановиться на плакатах, тем более, что эта тема, как я могла понять, не «заезжена», да и вообще еще нигде и никем не затронута.

Итак, оглянемся на наше славное прошлое, а именно – на дело борьбы за мир во всем мире (я не хочу удаляться совсем далеко, во времена «Окон сатиры РОСТА», хотя и они в настоящий момент имели бы огромный эффект). В 70-80-е годы очень часто проходили акции борцов за мир, сопровождавшиеся выставками политических плакатов. В предельно доступной форме показывалось, кто ЗА мир, а кто – ПРОТИВ: голубь мира – американский стервятник, голубая планета Земля – пылающая планета Земля и т.д. Подписи к плакатам можно было и не читать, без того все было понятно, и, что немаловажно, удачный образ надолго запечатлевался в памяти. В те годы мало кто знал библейский смысл изображения голубя, зато любого спроси, что это за символ, ответят: символ мира.

Так вот, роль плакатов в деле нашей борьбы с влиянием Запада, и, в частности, с ЮЮ, приобретает огромное, может быть, даже решающее значение. Дети листовки читать не будут, зато антиювенальный плакат будут рассматривать с интересом. Прохожие бегут мимо распространителей листовок, не слушая порой, что мы пытаемся им сказать, отталкивают плечом – срабатывает инстинкт защиты (мне навязывают – я отторгаю). Зато с любопытством рассматривают наши плакаты. Жаль только, что их выбор чрезвычайно беден. И все равно – у ребят, на груди и спине которых развешены плакаты, листовки берут охотнее.

Поэтому я предлагаю художникам и всем, умеющим рисовать: помогите нам, помогите себе, своим детям! Премию вам за них не дадут, но разве всероссийское признание ваших работ и наша общая победа над темными силами, это не награда?

Во-первых, надо придумать символ ЮЮ. Мне кажется, это лиса. А символ ребенка, которого «изымают» - яйцо. Вот навскидку несколько сюжетов:

  • Яйца с лозунгами «Имею право!» стройными рядами идут на сковороду, которую с приятной улыбкой подставляет Лиса.
  • Яйцо что-то вещает с забора, на него снизу вверх озадаченно смотрят Курица и Петух. С другой стороны забора – довольная Лиса.
  • На пеньке сидит Лиса, а на носу у нее, вместо Колобка, - Яйцо.
  • Лиса показывает Курице и Петуху на дверь со словами: «А здесь у нас находится идеальная семья». Сверху надпись: «инкубатор».

Ну и так далее в том же духе. Можно и не на «животную» тему:

  • Аленушка бежит за братцем Иванушкой, которого уносят гуси-лебеди. Подпись: «Социальные работники изымают Иванушку из семьи».
  • Прозрачный дом, внутри которого видны папа, мама, дети. А на них сверху смотрит некто через подзорную трубу.
  • Заброшенный дом, на пороге валяется кукла. Подпись: «Здесь жила семья»

Плакатов должно быть много, самых разнообразных. Главное, чтобы они были живыми и доходчивыми, чтобы при взгляде на них сразу в мозгу откладывалось: ювенальная юстиция – это что-то плохое. Если человек запомнит образ, он потом сам потянется за листовкой. Причем они не должны быть мрачными, ведь наше дело правое и не надо бояться ювеналов.

Плакаты могут быть трех видов:

  • информативные («Нет ювенальной юстиции!»), на котором, кроме подписи, может быть схематическое или, наоборот, «хватающее за душу» изображение,
  • сатирические – в виде упомянутых уже «Окон РОСТА» - стилизация под двадцатые годы, с каким-нибудь острым слоганом (примеры новых «Окон» есть на сайте «Википедия» в соответствующей статье),
  • метафорические, сказочные, уже упомянутые «животные».

Художники сами знают, как найти образ, выражающий главную мысль, так что вам, дорогие, и карты в руки.

Конечно, тут уже не до соблюдения авторских прав, хотя имя автора на плакате можно и поставить. Кто согласен помочь себе, как родителю, а также своим и чужим детям, присылайте свои работы на мою эл. почту. Если разрешение плаката больше 10 МБ, его нужно архивировать. Адрес почты: gal6397@yandex.ru 

В принципе, удачные плакаты мы могли бы не только тиражировать для пикетов и прочего, но и, по благословению Владыки Тихона, сделать выставку на страницах «Новосибирского епархиального вестника» или издать в виде буклета.

Галина ПЫРХ,
редактор епархиального Издательства
и газеты «Новосибирский епархиальный вестник»