[25.07.2019] Твое спасение — в твоей руке

Четки — духовное торжище, где нищий может продать свои лохмотья и купить царское одеяние, где можно обменять горсть земли на небо, время — на вечность, скорбь — на нескончаемую радость, а смерть — на бессмертие. Демон люто ненавидит четки, как своего непримиримого врага; если бы он мог, то собрал их со всех концов света, как пшеницу с поля, разорвал бы в клочья, сжег как сено в костре, а пепел рассеял по ветру, чтобы от них не осталось на земле ни следа, ни памяти.

Четки — крепостные стены, за которыми скрывается беглец от преследователей видимых и невидимых — там он в безопасности. Четки — дерево, на которое влез человек, убегая от зверя, и висит, ухватившись за ветви. Четки — это обтесанные и отточенные многими трудами камни, из которых душа строит дворец, чтобы поселиться в нем по смерти. Тот, кто молился на четках, воскреснет с золотым запястьем, а тот, кто носил четки и не молился на них — с почерневшей как от ожога рукой. Кто непрестанно призывал имя Иисуса Христа, у того в будущем веке душа будет сиять подобно блеску молнии, а тело светиться как утренняя заря.

Через четки человек видит духовный мир и как бы осязает его. Четки — колокольчик, который будит душу, уснувшую в земной суете. Четки — струи воды, смывающие грязь грехов с одеяния души. Четки подобны ветру, который разгоняет как облака и туман образы видимого мира. Четки — брение, которое исцеляет ослепшее око души. Четки — цветок неувядаемый, луч неугасимый, родник неоскудеваемый, поток неисчерпаемый. Четки — нить от Хитона Господня, за которую держится грешная душа. Четки — шипы от тернового венца: тому, кто молится на четках, попускаются скорби и искушения для еще большей награды. Четки — это багряная тесьма, подобная струи крови, которую блудница Раав — наша грешная душа — опустила из окна своего дома, как условный знак, и спаслась вместе с семьей от смерти. Когда грешник держит четки, то ангел мщения проходит мимо него, даруя еще время для покаяния.

Четки подобны рогам жертвенника, за которые хватается преступник, чтобы избежать казни. Четки — жезл Моисея, который усладил горькие воды Мерры. Четки подобны крупицам соли, которые бросил пророк Елисей в ядовитый источник и сделал его воду пригодной для питья. Четки — меч Гедеона, поразивший во мраке ночи бесчисленных врагов. Четки — образ жертвенника в Соломоновом храме, на котором огонь горел день и ночь, не угасая. Четки подобны кидару на главе первосвященника, где написано золотыми буквами «Святыня Господу». Четки — драгоценные камни урим и туммим, через блеск и сияние которых открывалось архиерею будущее народа. Четки определяет состояние души, как пробный камень — качество металлов. Четки открывают человеку глубины его сердца — чем он живет и дышит, что накопилось в подвалах памяти, недоступных для мерцающего света сознания.

Четки — это перекресток дорог, где решается, по какому пути должен пойти человек. Четки иногда бывают легкими как пушинка, словно их поддерживает рука ангела, а иногда тяжелыми, как свинец, будто их тянут вниз когти демона. Четки — символ надежды, подобно якорю: с ними душа обретает спокойствие среди бурных волн житейского моря. Четки учат видеть Промысл Божий в жизни человека, и в бездорожье мира находить путь, ведущий к спасению. Четки горькое — земные скорби — делают сладким, а сладкое — земные наслаждения — горьким. Четки — учитель веры, подруга надежды и служанка любви; где славится имя Христа, там обитают эти добродетели, как три сестры.

Четки, когда на них молятся, становятся как бы живыми и одушевленными, а без молитвы — мертвыми и бездыханными. Четки, которыми тщеславится человек, похожи на корабль, управляемый пьяным кормчим. Четки — пальма, которая растет на сухом песке: в тучной земле сгнивают ее корни. Четки — это посох слепого, которым он выстукивает, как бы ощупывает каждый шаг дороги. Четки — это часы, отсчитывающие время, посвященное Богу. Четки — кисть живописца, которая красками из света изображает на полотне души небо. Четки — это цветок, корни которого — смирение, стебель — самоотречение, а благоухающие лепестки — имя Иисуса Христа. Четки, заброшенные их владельцем, похожи на ветвь, отломленную от ствола, на дерево, источенное червем, на плод, сгнивший изнутри, на сорванный цветок, который осыпается и увядает. В четках небесное соединено с земным, временное — с вечным, высота — с глубиной, слово — с тем, что выше слова.

Четки имеют свой язык и слух — это молчание и безмолвие. Четки превращают мирской дом в часовню, улицу — в дорогу к храму, рынок — в философскую школу, городскую площадь — в пустыню. Когда человек сидит за трапезой с четками и молитвой в сердце, то его сотрапезником становится Ангел Хранитель. В доме, где совершается непрестанная молитва — пребывает незримый свет; там радуется душа и становится легко на сердце. Четки соединяют семью как пальцы одной руки. Если супруги читают Иисусову молитву, то любовь между ними пребывает до смерти, как в первый день венчания. Четки учат детей мудрости, юношей целомудрию, женщин красоте молчаливого духа. Четки делают день смерти началом вечной радости, а гроб — ложем покоя от земных трудов.

Четки дают бедным каждодневное пропитание, а богатым — сострадание и милосердие. Четки учат человека о грядущей смерти, которая придет, как хозяйка в его дом, отнимет все, что он стяжал многолетними трудами, бросит тело в яму, обгложет труп до костей своими зубами, а кости растолчет в порошок и растворит в земле как соль в воде. Четки могут дать узнику духовную свободу, которую он не имел в миру, и сделать тюрьму местом встречи с Богом. Четки превращают скорби в благое иго, а труды — в легкое бремя.

Четки — это песня о потерянном Эдеме, которой внимают странники земли. Четки делают все дороги и тропинки земли путем в Иерусалим. Четки — ветвь мамврийского дуба, под сенью которого Авраам принял Святую Троицу в свой шатер. Молитва на четках — это мольба Авраама к Богу о помиловании Содома, и ответ, что преступный город будет пощажен, если в нем найдутся десять праведников. Четки — покаяние ниневитян, которое отодвинуло гибель великой столицы — Ниневии на столетие. Четки — слезы Лота о его грехе, смешанные с водой из Кедронского потока, которой он поливал три сухие ветви, пока те не пустили ростки. Четки — золотые кисти винограда из садов Соломона и белоснежные нарциссы Саронской долины. Четки — десятиструнный псалтирион, игрой на котором Давид — образ ума — отгонял злого духа от бесноватого Саула — образа страстной души. Четки — арфа Эола, струны которой звучат от дуновения ветерка — дыхания благодати.

Четки — ключ к сокровенному смыслу Священного Писания и дверь в книгохранилище святых Отцов. Четки — изречения подвижников, написанные не чернилами, а вязью из нитей. Четки — листы патериков, потемневших от времени и письмена таинственного богословия, которое делает православным само сердце человека. Четки — тропинка к Фиваиде и Нитрии. Четки — горсть песка, собранная у келий Скита. Четки — лучи зари, возвещающие о вечном дне в Небесном Царстве. Четки — это железный сапог, наступивший на аспида и василиска, сокрушивший зубы льва и поправший голову змея. Четки — родник живой воды, из которого пьют вместе цари и нищие.

Четки — веретено, на котором прядется пряжа из света для одеяния спасенных. Четки — это бич, укрощающий зверей, живущих в душе человека. Четки — лепта бедной вдовицы, за которую покупается небо. Четки — следы ног преподобных Антония и Макария на песке пустыни, незасыпаные ветрами веков. Четки — поприще, на котором ребенок может побороть исполина. Четки — это луна, озаряющая ночь человеческого сердца. Четки — молчаливый собеседник, безмолвный советник, собрат в ночной молитве, помощник в дневных трудах. Четки — стена царств, стража городов, защита сел и ограда домов. Четки — это наставник наставников, игумен игуменов и послушник послушников. Четки — зов пустынных гор, который слышит сердце. Четки хранят благоухание безвестных могил, где погребены пустынники.

Мир создан именем Божьим. Этим Именем творение вырвано из бездны небытия. В четках через Божественное Имя отражен первозданный свет, когда еще не было солнца и луны — двух очей неба, и не расцвели на черном поле ночи звезды как огненные цветы. В четках звучит эхо ангельской хвалы Богу за сотворение мира.

В четках открывается мистическая история человечества. В четках отразились, как бы запечатлелись радость праотцев, увидевших впервые красоту Эдема, плач Адама в стране изгнания о потерянной благодати, свирель Авеля, собиравшая овец, как звон колокола собирает людей на молитву, письмена, которые начертал ангел для Сифа, песнопения Эноса — первого учредителя богослужений, свиток Эноха, в котором написано о устройстве небес и будущем мира, проповедь Ноя о покаянии, жертва Авраама, послушание Исаака, молитва Иакова, 12 камней положенных Иисусом Навином на дно Иордана, звуки труб, от которых упали стены Иерихона, беззвучный вопль Моисея, разверзший волны моря.

Именем Божиим сотворен мир. Именем Божиим спасается человечество. Именем Божиим низложен ад. Именем Божиим открыты небеса. Четки, в которых запечатлено всесильное и светоносное Имя — путь души к Богу, не имеющий конца.

Архимандрит Рафаил (Карелин)