[10.08.2019] Изменения в вероучении и культовой практике последователей Иоанна Береславского

Материалы посещений семинара и служения в Днепропетровске 14-17 марта 2019 г.

«Богородичный Центр» в Днепропетровске был зарегистрирован в 2001 г., но проявляет публичную активность нерегулярно. Раз в несколько месяцев или лет проводятся публичные, анонсированные в объявлениях «семинары» или «выставки», на которых у интересующихся эзотерикой новичков собирают номера телефонов. Впоследствии им звонят и приглашают на новые, не анонсируемые публично мероприятия. В этом сказывается влияние традиций подпольного, «катакомбного» православия, в котором начинались духовные искания Иоанна Береславского и его первых учеников.

Название БЦ, или «Церковь Божьей Матери», сейчас не используется. Вместо этого – «Школа Иоанна Богомила», или «Центр новой духовности Градула» (в Киеве).

Как следует из сегодняшних мероприятий и проповедей, «литургика» БЦ претерпела значительные изменения по сравнению с той, которая описана в исследованиях 15-20-летней давности, и ещё более отдалилась от православной традиции.

Сам Береславский ранее заявлял: «никто никогда ни под угрозой никакого насилия, ни расплаты, ни смерти, ни мучения меня — я вам Духом говорю! — не заставит отречься от Православия». Правда, тут же оговаривался: «так, как я его понимаю». Сегодня на своём официальном сайте он пишет, что «В жизни помазанника и становлении Церкви Божией Матери два периода: традиционный и богомило-катарский. Второе обращение помазанника и Белой церкви не отвергает христианского пути духостяжания… Со вторым обращением эта сокровищница лишь множится из духовных кладовых катаров, богомилов, христоверов, тамплиеров, божеств и пантеонов непорочных цивилизаций» (http://ioannbereslavskiy.info/).

Если ранний период «Богородичного центра» описан в как научной литературе, так и в СМИ, и в апологетических публикациях различных конфессий достаточно подробно[https://www.dissercat.com/content/pravoslavnaya-tserkov-bozhei-materi-derzhavnaya-kak-sotsialno-religioznyi-fenomen, http://www.k-istine.ru/sects/other/bc_about.htm, http://www.katolik.ru/vse-o-sektakh/item/215-bogorodichnyj-tsentr.html], то информации о нынешних изменениях в культовой, миссионерской и организационной практике "богородичников" в научном обороте пока немного. По информации Лункина, в России «после 2006 г. богородичники вновь перешли на полуподпольное положение». Поэтому, возможно, публикуемая информация пригодится исследователям для дальнейшей работы. Особо интересными кажутся подробный ответ одного из служителей об образе жизни в "обители", развёрнутое описание нынешней "литургии", и информация о сокращении числа последователей, в т. ч. упоминание о закрытии "монастыря" в Днепропетровске.

Что любопытно, эти серьезные изменения в вероучении и практике, (уже третьи, после «марианского» периода в конце 90-х - 2000-х гг. ) гораздо менее заметны в «старых» общинах движения, например в Санкт-Петербурге. Люди, составляющие их, преимущественно интеллигенция старшего поколения, пришли в Богородичный центр ещё в начале 90-х и воспринимали его именно как форму неканонического православия. хотя они не нашли себя в РПЦ, но интересовались и глубоко занимались литургикой, иконописью, патрологией и другими направлениями богословия, церковной истории и православной культуры. Эти интересы и формы работы сохраняются в таких общинах и сегодня.

В то время как общины, прихожане которых пришли уже на «новое откровение», уже считают себя «катарами», «христозороастрийцами», поют молитвы Ахурамазде и Гуань Минь.

Посещение семинара 14 марта 2019 г.

Название семинара, указанное в анонсе – «Гиперборея возрождается». Семинары с теми же ключевыми словами часто проводятся в Киеве, а также в некоторых городах России. В Киеве находятся Интернет-магазин «Мир Софии» (он же – «Колирия»), торгующий книгами Береславского.

Участники привлекаются через анонсы в фейсбуке, раздачу бумажных приглашений, была неудачная попытка опубликовать анонс в местной газете. Участников собралось немого, ок. 20 человек, включая организаторов, нескольких активных последователей и автора этой статьи. Также три человека ушли до завершения мероприятия, один человек пришел позадавать каверзные вопросы с позиций христианства и один украинский националист – поскандалить «почему книги не на украинском языке». Возрастной состав участников: 80% старше 40 лет, большинство старше 50. Половой состав: приблизительно поровну. При этом трое проповедников - все мужчины.

Ход мероприятия:

1. Начинается с прослушивания музыки.

2. Длительная лекция, содержащая эклектику из христианских, псевдохристистианских и оккультных тезисов.

Наиболее тревожным в ней нам показался тезис:

«Смерть – не враг, а друг. Тот, кто жаждет божественной любви, рано или поздно понимает, что материальная оболочка не позволяет ему принять еще больше ее. Смерть – не разрушение всего, а переход на новый уровень».

Некоторые цитаты:

«Апокриф Иуды перечисляет поимённо 365 архонтов, которые творили человеческое тело. Они пришли на землю с Люцифером и астральными скальпелями творили операции на тонких телах. Так появился гомо сапиенс».

«Пока человек не преодолел рациональный, рептилоидный разум, он не увидит божества».

«Эти свитки взяты с Большой Медведицы. По-человечески написать такой масштаб невозможно. А блаженный Иоанн написал 600 книг и продолжает писать. Его свитки – окно в новый мир».

«Гурджиев от гуманоидов взял идею о перековке, переделке человека».

«Павел пиратски изъял откровения Божьей матери и сделал свои послания, смешав их с Талмудом».

«Афон был вторым престолом Божьей Матери с V по IX век. Но благодать утрачивалась и сейчас там ничего нет».

«К Аскольду приходила Божья Матерь и давала откровения».

«Всегда было другое христианство, другое православие, которое сохраняло идею о том, что человек есть божество».

«Тема как победить карму – это то, что мы называем порчей, от чего страдает человечество».

3. Ответы на вопросы (в данном случае вылившиеся в перебранку с националистом).

4. Реклама книг. «Эти книги охватывают все сферы, и для художников, музыкантов, и для политиков. Каждый из вас найдёт то, что ему необходимо».

Реклама книги Береславского «Народный митрополит» - об основателе УАПЦ Иоанне Боднарчуке, от которого Береславский якобы получил хиротионию. В то же время другие рукоположенные им священники УАПЦ «не несут его духа, духа Соловецких старцев».

В 1990 г., по словам выступающих, состоялась встреча Боднарчука с Иоанном Богомилом – «они наши, нашего духа».

«Иоанн Боднарчук рукоположил И. Богомила, за это синод УАПЦ на него восстал, на синоде его лишили сана, а в 1992 г. устроили катастрофу, в которой он погибает. Он был воплощением народного православия, не владыка, а добрый дедушка богомильский».

Приглашение на следующее мероприятие – «о практике пути». Также активные приглашения звонить и общаться лично, если у кого-то будут вопросы.

5. Продажа книг и свободное общение последователей с новичками. Цены на некоторые книги фиксированные – например, 40 грн, другие - «за пожертвование».

В ходе общения задаю вопросы, почему не обновляются старые сайты «Церкви Божьей матери Державная», также обращаю внимание, что лидеры более не носят облачений и не используют церковной атрибутики (икон, чаш и прочего), как во времена Богородичного центра. Отвечают, что «это пройденный этап, мы движемся дальше, истина открывается полнее в меру готовности её принять».

Береславский, по словам последователей, уехал в Испанию из-за гонений и даже покушений. Впрочем, и там он подвергается преследованиям, в первую очередь со стороны Рима, «кардиналы регулярно собираются и проклинают его». Фамилия Береславский также более не употребляется ни в лекциях, ни на обложках книг – теперь он Иоанн Богомил или «Иоанн от Святой Чаши».

Местные последователи бывают у него регулярно, например мой собеседник – каждый год.

На новичков обращают внимание (благо их немного). Со мной общается один из выступавших, интересуется, откуда узнал про мероприятие. Затем дедушка пенсионного возраста – 12 лет в движении, ранее в других эзотерических движениях. Также в коридоре одна из последовательниц подробно расспрашивает, откуда я, не из какой-то церкви ли, кто по профессии, где сейчас работаю.

Посещение служения 17 марта 2019 г., 10.00 -13.00

Количество участников: 12 человек. Из них пятеро «служителей», в основном приехавших из Киева, и только двое «новичков». На мой вопрос подтверждают, что «монастырь» БЦ, который существовал в пригороде Днепропетровска лет 12 назад, сейчас распался. Таким образом, число постоянных последователей культа в Днепропетровске не превышает 8 человек – служитель, называющий себя Минеликом, одна супружеская пара среднего возраста и несколько бабушек-пенсионерок.

Возрастной состав: только двое младше 40 лет – жена одного из последователей и один из «служителей».

Обстановка и атрибутика:

Из двух столов сооружается подобие алтаря. На нём:

По центру - неканоническая икона Богородицы: за основу взята, похоже, «Остробрамская», на ней, вокруг основной фигуры, дорисованы небольшие иконки разных стилей и традиций, образующие постмодернистскую мозаику.

По сторонам от неё: фотография богородичной «святой» Евфросинии Почаевской, и, внезапно, портрет основателя секты «хлыстов» Ивана Тимофеевича Суслова (ум. в 1716 г.) – он у богородичников тоже числится в святых.

Круглый «антиминс» с изображением богоматери или богини, по кругу вышиты её титулы (Госпожа, Царица, Богиня и т.д) на разных языках.

Чаша-«грааль», или «колирия». Своеобразное и весьма красивое изделие из керамики: на голубом фоне по бокам - изображение двух белых лебедей, шеи и головы которых представляют собой два носика, наподобие кувшинных или чайничных. Судя по сайтам движения, эта форма чаши не единственная, но изображение на ней лебедей часто повторяется, и является местным «каноном» либо традицией.

Керамический кувшин, тарелка с хлебом и рюмки для «причастия».

Пластиковый флакон (вроде аптечного для капель в нос) – как потом оказывается, с «мирром с мощей Евфросинии».

Деревянный жезл, увенчанный крестом в круге. В проводимых ритуалах не использовался.

Сами «служители» более не именуют себя отцами, священниками или ещё как-то - так я условно определяю группу из 5 мужчин, которые в ходе «литургии» надевали подобие епитрахилей и читали молитвы, трое из них также вели проповеди перед литургией и на семинаре 14 марта.

Какие-либо ими облачения не используются, кроме лент-епитрахилей католического типа (без соединения впереди), украшенных изображениями литургических чаш или лебедей и одеваемых на шею в ходе «литругии». До той поры они лежат стопкой на алтаре. При этом сакрального отношения к алтарю нет – на него могут красть также ручку, книгу или распечатку с текстом.

Участники сидят на стульях вдоль стен. На столе у дальней от «алтаря» стены – выставка-продажа книг Береславского.

Ход мероприятия:

Большую часть (ок. двух часов) занимает лекция-проповедь и общение по её мотивам. Частично повторяет, частично продолжает лекцию от 14 марта и содержит такую же эклектику из христианства, язычества, оккультизма и гностицизма. Многократно подчёркивается, что учение Иоанна – это религия добра, что мир является добрым, а зло находится в нём «не по праву». Также повторяются «общие места» любых религий и моральных систем, о том, что гнаться за деньгами недушеполезно, ибо на тот свет их не заберёшь, и т.д.

Некоторые цитаты:

Августин Гиппонский – отец инквизиции.

Жупел – это астральное яйцо, вложенное капитанами НЛО в чресла и реагирующее на кайф. Жопа – от слова жупел.

Фрейд говорил, что миром движет либидо, и это отчасти правда.

Путь «блаженного Иоанна» предполагает:

1. Угашение жупела. «Плодиться и размножаться можно и другими способами».

2. Стирание рептилоидного ума постом и сокращением сна – «более 6 часов не надо».

«Те знания, которые мы приобрели в садике, школе, институте, «2х2=4» – это опыт рептилоидного ума. История, которую мы учили, вся сфальсифицирована».

3. «Открытие духовного сердца».

На этом месте не выдерживаю и тянусь за блокнотом, дабы не растерять драгоценные жемчужины мудрости. Один из служителей тут же встаёт и уточняет, что «мы не против сна, не против школ. Раньше писали против нашей церкви, что у нас заставляют голодать, есть сырую кругу и спать по два часа в сутки – это писали далёкие от церкви люди. Мы никого не заставляем, человек добровольно призывается к переосмыслению своей жизни, обычно во время кризиса».

«В нашей экклесии, на Белом корабле, собрана мудрость всех учений, есть полнота. Если все жемчужины собрать с разных источников, это учение называется богомилизмом».

«На земле были 84 цивилизации. Из них 15 чистых, божественных, 15 дьявольских и 54 смешанных. В Гипеборее и Атлантиде не было смерти, люди возвращались через 70 лет снова в свои тела».

«Зло вошло в мир через похоть, добро вернётся через девство».

«Бог-отец Христа был Ахурамазда, отец и мать вместе, в двух ипостасях его знал Соломон».

«Основа романтических отношений - та же самая похоть, цель – плодиться и размножаться, это заповедь Иеговы. То, против чего предупреждает Божья Матерь, с чем она борется. Необходимо быть посвященным Божьей Матери, нельзя быть не посвященным».

«Мы всех приглашаем в Киев, когда приезжает о. Афанасий, он - восстановленный, привычно говоря – старец, но мы избегаем такой терминологии, это суррогаты. Есть чистые богочеловек и божество, их отличие – степень посвящений в премудрость и чистота».

«Наша цель – преображение человека для сочетания с добрым отцом-премудростью».

«Псалтирная молитва, пост, омовения, неотмирность. Мы не призываем бросать семьи и убегать в лес, в пустыню. Иоанн Креститель питался акридами, т.е. саранчой. Живые люди ими не питаются, ими питаются рептилоилды».

Практика омовения на источниках. Даже если человек не блудит, но живёт в городе, где похоть стоит как туча москитов – он заболевает, его надо вычищать. Если есть возможность, ребёнка нужно приучать к источникам с детства.

«Есть люди, которые одержимы похотью с детства, и не страдают, но расплачиваются и страдают другие вокруг них».

«Как избавиться от зла на практике: нужно братство, либо жить в обители, либо наставляться у восстановленного.

Самый простой способ – это размышление. Затем – расширение локуса, мистического пространства, через чтение Слова, молитва через Псалтирь».

Литругия:

Начинается с «чтения Слова Матери Иоанну», и его сопутствующего разъяснения (читает и толкует Меркурий): «Богомладенец будущего - не единичный, а соборный, рождается в каждом».

Затем Даниил излагает взгляды культа на евхаристию. В чаше у богородичников, по его словам – травы, сок и «капелька мира от мощей мироточивой Евфросинии»(!). Но, «кому это не привычно», причащаться не обязательно. Хлеб, за неимением лепёшек, которые для этого обыкновенно пекут в обители.

Один из новичков интересуется, как организована и протекает жизнь в обители.

- Начинаем в 6.30 с молитвы о всём мире, о усопших. Вкушаем из чаши грааля. Затем служим, несём весть, общается с людьми. Ночью – молитва, кто-то молится вечером, кто-то встаёт ночью, постоянно кто-то бдит.

Пост - не в том, что мы перестаём есть, а перестаём жрать. Пищу освящаем, стараемся употреблять без химии, мяса, жиров, сала. Едим фрукты, овощи, кашу, мёд вместо сахара. Чёрный чай, кофе, какао не пьём, пьём зелёный или травы. Пару раз в неделю омлет. Яйца лучше не магазинные. Рыбу, только не жаренную, молоко в чистом виде не пьём, лучше творог и другие молочные продукты. Пьём пару литров в день. Но больше упор на молитвенную практику, без неё аскетика будет бесполезна.

Вам[старикам] поститься не нужно, потому что организм изнашивается. Гигиена отношения к миру – не носим одежду в обтяжку, она имеет эротический налёт.

Интересуюсь, какие обеты дают в обители. «Обеты странничества и непривязанности к миру. Послушание, но не «прорабское», советуемся с братьями, как поступить. Будущий мессия придёт как мессия соборный, проявленный в каждом, это будет царство христов. Дух святой – это дух коллективный, мы от самости освобождаемся, нам она не нужна».

«Мы не против деторождения, не говорим, что нужно оскопление – это не нужно».

Литургия продолжается песнопениями:

«Ахурамазда, Ахурамазда,

Добрый бог-рыцарь, радуйся, здравствуй!»

«Ардвисура Анаита,

Сверхбогиня Серафита!»

Также идут песенные обращения к богине Гуань Минь, восхваления «девства Будды, Христа, Заратустры». Собравшимся предлагают взяться за руки, поют покачиваясь и взмахивая руками, служители при этом держат в руках концы епитрахилей.

- Наше служение включает элементы танца, движений, хоровода, потому что это раскрепощает, освобождает, - объясняет Меркурий.

Затем – подобие православной ектении, с прошениями «за страждущих», «за протестантов, мусульман, буддистов» и пр. Молитва за умерших, погибших в войнах, на заводах, аборотирванных умерших от болезней произносятся при выключенном свете в момент поднятия чаши.

После причастия – «благодарение Богине-деве», и неформальное подобие отпуста.

После служения у новичков просят номера телефонов, и уточняют, в каких районах живут.

На этом визит киевских служителей в наш город заканчивается. Говорят, что приезжают так раз в несколько месяцев.

Через пару часов встречаю одну из богородичных бабушек в центре города, предлагающей со столика книги «блаженного». По её словам, с соседней площади она ушла, «потому что там стоят Иеговы» со «Сторожевой башей и «Пробудитесь».

Примечание: После четвергового мероприятия я признался, что работаю корреспондентом газеты. Поэтому в моём присутствии служители могли «работать на журналиста» и сглаживать некоторые моменты. Во всяком случае, на конспект реагировали несколько нервно и несколько раз убеждали, что «в книгах и так всё есть». После служения очень просили не давать это в газету, или хотя бы показать им текст до публикации, «потому что про нас очень много писали плохого».

Выводы

За время работы Богородичного центра в Днепропетровске не зафиксировано каких-то крупных конфликтов и скандалов с его участием. Возможно, в силу крайней малочисленности и непубличности местной общины.

Такие факторы, как требование сохранения девственности для всех последователей, а не только монахов, резко критичное отношение к науке и образованию, призывы к отказу от рационального мышления, достаточно сложное и постоянно меняющееся вероучение, насыщенное терминологией из различных религиозных традиций – вряд ли позволят движению Береславского стать массовым, выйдя за пределы кружков любителей духовной экзотики.

Хотя проповедники БЦ предупреждают (во всяком случае, в присутствии журналиста) от «экстремального» понимания некоторых моментов учения, выше перечисленные факторы, а так же строгое постничество, восприятие смерти как блага – балансируют на грани и всегда несут риск «перегибов на местах» с весьма неприятными последствиями. И тут на руководителей местных общин ложится большая ответственность за то, как откровение свыше будет пониматься и применяться рядовыми последователями.

Роман Лункин утверждает, что после 1999-2000 года «все аскетические нормы были отменены, резкие радикальные требования и заявления ушли в прошлое» [цит. соч.] - и это несколько не соответствует тому, что мы услышали непосредственно на мероприятиях Богородичного Центра.

Очевидно так же, что использование и радикальное перетолкование (чтобы не сказать - демонизация) в этой новой мифологии образов и имён, священных для последователей доминирующих религий, несёт почти 100% риск конфликтов последователей Береславского с их инаковерующим окружением. Тем более, что заметная часть христианских общин и верующих сейчас тоже активно радикализируется. Дабы не разжигать вражду и не давать повода любителям оскорбляться религиозными чувствами, в этой работе мы сознательно опускаем ряд звучавших цитат в отношении Иеговы, христианского понимания евхаристии и других, которые гарантировано будут восприняты последователями христианства, иудаизма и ряда других вероучений не иначе, как святотатство.

Вероучение БЦ сегодня активно пополняется новыми откровениями его основателя и пророка. Именно на него ложится ответственность за то, как сложится жизнь его последователей в светском или инаковерующем обществе. В самом бурном порыве самого экзотического религиозного вдохновения стоит думать и о том, какие последствия может нести такое откровение для тех, кто его примет. Тем более, что автор откровений старательно позиционирует себя как человека образованного, интеллигентного и в целом неглупого.

Григорий Глоба,
член Союза Журналистов Украины
Iriney.ru