[14.05.2021] Российское сектоведение: причины конфликта. (Начало дискуссии)

Некоторые наши читатели просят нас высказать свое мнение по поводу позиции о. Олега Стеняева в отношении недопустимости резкой критики сект. В своей статье на РНЛ о. Олег очень резко выступил по этому поводу, вплоть до оскорблений сектоведов, публично критикующих секты.

Приведем нашу точку зрения:

Уже много лет о.Олег, будучи активным полемистом, отправляется в секты и ведет с ними диспуты, с помощью которых старается обратить заблудших к Православию. Это замечательное занятие, но, конечно, очень трудное. Практика показывает, что пока миссионер пытается спасти одного сектанта, та же самая секта успевает вовлечь в свои ряды еще десятки, а то и сотни новых адептов. Именно поэтому всякая реабилитация будет малоуспешной если она не будет сочетаться с мощной профилактикой. Профилактикой о. Олег занимается также – он с коллегами выступает с лекциями в православных храмах. Однако основную вербовку секты ведут не в православных храмах, а среди людей нецерковных, которых профилактика о. Олега никак не затрагивает.

Ранее мы писали о страшном буме роста сект в 90-х годах. Остановить тогда сектантское наводнение в России удалось благодаря активной работе других сектоведов с масс-медиа: проф. Дворкина, о. Александра Новопашина и т.д., которые, при содействии СМИ, сделали из понятия «секта» имя нарицательное, привив обществу частичный иммунитет перед этим явлением. Девизом их деятельности стало: «лучший способ выйти из секты – в нее не попасть». Также, занимаясь консультациями по выходу из сект, эти сектоведы основное внимание уделили профилактике и это сработало.

В итоге можно счесть, что в российском православном сектоведении возникло два основных направления: реабилитационное и информационно-профилактическое (подробнее мы писали здесь).

Идеальным было бы взаимодействие, несмотря на разногласия, представителей этих направлений. Но увы, вместо этого между ними возник острый конфликт. Свое мнение о его причинах о. Олег высказал в статье. Но на наш взгляд, причины конфликта в следующем: для успешной работы с сектантами о. Олегу Стеняеву нужно расположение сектантов, доступ к их аудиториям и членам сект. А критика сектантов другими сектоведами мешает Стеняеву. И, видя только свою часть деятельности, о. Олег решает пресечь профилактику сектантства в России для более комфортной своей работы по реабилитации…

Заметим, что сама деятельность о. Олега не всегда однозначна. Например, многим известно его выступление перед пятидесятниками с тезисом «пятидесятничество – моя первая любовь»:

Мотивы о. Олега ясны: он так видит выполнение заповеди Апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22).

Однако у этого благого намерения есть и другие аспекты, делающие его весьма спорным:

Например, не используют ли сами пятидесятники это видео для вербовки православных? Ведь на нем православный священник признается именно в любви к их конфессии. И может быть, пока о. Олег обратит из ереси в Православие пару пятидесятников, сотня православных под влиянием этого видео попадет в секту? Во времена Апостола Павла не было видеокамер, способных показать выступление Апостола перед язычниками иудеям и наоборот…

Во-вторых, давайте представим, что в зале сидят не пятидесятники, а католики, а выступает перед ними, например, некий архиерей. И вот он произносит миссионерскую фразу «католицизм – моя первая любовь»… Представляете, сколько обвинений в предательстве Православия, либерализме и экуменизме прозвучало бы после этого в адрес архиерея? А теперь давайте учтем, что никакие католики не завербовали в России столько православных, сколько пятидесятники. А также, что догматически пятидесятники ушли от Православия намного дальше католиков…

Аргументы же, приведенные в статье о. Олега мы постараемся рассмотреть подробно в следующих постах.

Лабарум. Сим победиши