[25.05.2010] Григорий Грабовой: возвращение лжемессии?

23 мая был условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы скандально известный «целитель», «экстрасенс», «воскреситель мертвых» – а проще говоря, мошенник Григорий Грабовой. Адвокаты новоиспеченного «мессии» уверяют, что их подзащитный полностью исправился и никакого вреда для общества не представляет. Среди свидетельств раскаяния особенно выделяются следующие два:

  • Грабовой активно участвовал в жизни тюремного театра;
  • Грабовой проявил активную гражданскую позицию, выразив желание отправиться к родственникам погибших и пропавших без вести шахтеров и оказать им помощь.

Напомним, что заключение Грабового было связано во многом именно с проявлением активной гражданской позиции в отношении пострадавших в Беслане – он обещал (небезвозмездно) воскресить погибших в Беслане детей.

На вопросы портала «Православие и мир» о Грабовом согласились ответить психиатр Алексей Юрьевич Степаненко, протоиерей Всеволод Чаплин, протодиакон Андрей Кураев.


Протодиакон Андрей Кураев:

Деятельность Грабового необходимо освещать максимально широко. По-человечески я даже рад освобождению Грабового.

Во-первых, я не считаю себя вправе осуждать его на заключение.

Во-вторых, я убежден, что проблему Грабового вообще надо решать не уголовно-политическим путем, а путем просвещения, в том числе и просвещения религиозного.

Если рассматривать проблему в таком ключе, то очевидно, что Грабового не следует изолировать. Напротив, он должен быть готов к тому, что отныне он будет жить в хорошо прослушиваемом стеклянном доме. Отныне любое его слово, любой бред, им высказываемый, будет тиражироваться всеми СМИ, станет известен самой широкой общественности.

А дальше имеет смысл смотреть, кто этот бред будет поддерживать. Потому что если последователем Грабового окажется чиновник, то нужно сделать соответствующие выводы. Такой чиновник неадекватен и, скажем прямо, социально опасен. Тут уже возможно и необходимо принимать решение о несоответствии занимаемой должности и такого человека увольнять.


Протоиерей Всеволод Чаплин, глава отдела по взаимодействию Церкви и общества:

Необходимо говорить о деятельности Грабового правду.

Мы помним, за какую деятельность господин Грабовой был осужден. Надо быть готовым к тому, что он будет ее продолжать. Противостоять в таком случае мы сможем только одним способом: необходимо будет говорить об этой деятельности правду, обращать на нее внимание средств массовой информации и всего общества.


Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института нейрохирургии им. ак. Н. Н. Бурденко РАМН, кандидат медицинских наук нейрохирург и психиатр Алексей Юрьевич Степаненко:

Социальный вред от деятельности Грабового огромен.Насколько деятельность Грабового опасна для общества?

Чрезвычайно. В огромной опасности находятся в первую очередь легко индуцируемые (внушаемые) люди.

Как Вы считаете, религиозные люди относятся к легко внушаемым?

Нужно понимать, что сама по себе религиозность психической патологией не является, поэтому ни в коем случае не следует считать, что если человек верующий, то он легко поддается любому внушению. Но среди психически нездоровых людей, действительно, процент глубоко религиозных достаточно высок.

Чаще всего легко индуцируемые люди обнаруживают в себе крайние проявления религиозности, которую уже нельзя считать здоровой. Соответственно, они нередко оказываются в тоталитарных сектах, интерес для них представляет исключительно личность лидера секты.

Поэтому для тех, кто еще в секту не попал, но имеет к этому склонность, Грабовой представляет колоссальную угрозу.

Причем, надо отметить, что описаны случаи, когда психические расстройства на религиозной почве доходили до стадии тяжелых психозов. Больные в таком состоянии могут представлять опасность как для себя, так и для общества – есть примеры самокалечения и нанесения ущерба окружающим.

Таким образом, социальный вред от деятельности Грабового огромен.

Есть ли правовые нормы, которыми могла бы регулироваться подобная деятельность? Есть ли вообще способы ей противостоять?

Я не юрист, поэтому точно сказать не могу. Но тут надо обратить внимание на следующее. Статья 239 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: «Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью … а равно руководство таким объединением – наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет». На мой взгляд, деятельность Грабового попадает под эту статью.

Именно поэтому любую активность со стороны Грабового необходимо немедленно обнародовать, особенно если под его влияние попадают люди, страдающие психическими расстройствами, а также если после контактов с Грабовым у лиц, попавших под его влияние, возникла необходимость в обращении за специализированной психиатрической помощью.

Надо заметить, что лидеры сект такого типа очень не любят интереса к своей персоне. Пока они не набрали силу – то есть не сформировали вокруг себя достаточное количество адептов – они действуют в тишине.

М. Сеньчукова
Православие и мир