[29.05.2023] Русской культуре объявлена война, война на уничтожение

Буквально на днях, просматривая сводки новостей, я с удивлением обнаружил анонсированный на уже прошедшее 16 мая 2023 концерт «Вселенной Ханса Циммера». Оркестр из Санкт-Петербурга исполнял произведения немецкого композитора, известного своей музыкой к кинофильмам и компьютерным играм. Однако, в нашем случае мое внимание привлек отнюдь не композиторский талант маэстро, а его горячая публичная поддержка нацистского режима на Украине[1]. Удивительно, когда через неделю после Дня Победы в третьем по величине городе России исполняется музыка человека, который открыто поддерживает украинских фашистов, провозгласивших главной своей целью «убить как можно больше русских» и которые убивают наших ребят, мирных жителей Донбасса, Белгородской, Курской, Брянской областей.

Конечно, многие желают получить удовольствие, услышав вживую любимые мелодии из фильмов в исполнении шикарного оркестра. Но в сложившейся ситуации, полагаю, нравственное начало должно брать верх над простыми светскими желаниями человека. Полагаю, именно в этом и проявляется подлинная человечность, когда, вопреки своим «хотелкам» человек руководствуется нравственными принципами, категорией долга! Это касается не только зрителей, которые раскупают билеты на данное мероприятие, но и самих музыкантов и, в не меньшей степени – организаторов таких туров и их провайдеров на местах. Я вовсе не настаиваю на том, что музыку Циммера необходимо запретить (подобно тому, как украинская власть пытается запретить русских композиторов), но проводить подобные концерты в данный момент я полагаю крайне неэтично. Понятно, что отнюдь не категории долга и стыда руководят некоторыми нашими шоу-бизнесменами, но хотя бы некоторые этические моменты им бы не мешало знать и соблюдать.

Не так давно вышло в эфир выступление создателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, который, по случаю героического взятия Бахмута, в частности, отметил, что «вагнеры» все это время боролись не только с ВСУ, но и с российской бюрократией, превратившей войну в развлечение и ценой их мелочных капризов стала гибель множества наших ребят. В связи с этим хотелось бы заострить особое внимание на том, что война идет не только в окопах, не только с «высотами» околовоенной бюрократии, но и в культурно-медийном пространстве, война за души наших сограждан, прежде всего детей и молодежи.

Увы, но именно в этом пространстве уже очень давно ничего не меняется. И, казалось бы, трагедия современной гражданской войны, смерти тысячи молодых и полных сил ребят должны хоть что-то изменить. Но, опять же, увы, «ветер перемен» не дует в кабинетах наших чиновников от Минкульта и он нечастый гость продюсерских центров и концертных организаций. Опять же на днях наткнулся на информацию о том, что 10 июня в нашем городе состоится «Симфония Раммштайн» – оркестр CAGMO исполнит лучшие хиты немецких титанов индастриал-метала Rammstein в симфонических аранжировках. Rammstein хорошо известны не только удачным (в первую очередь с коммерческой точки зрения) синтезом тяжелого рока и электронной танцевальной музыки, красочными пиротехническими шоу, но и провокационными текстами песен, порнографическими клипами и сценическими постановками. Полагаю, любой поклонник данного коллектива согласится со мной, что почти каждая низость и грязь аморального человеческого поведения – и насилие и содомия, и педофилия, и инцест, и каннибализм – все это является магистральными темами песен группы. Совсем неспроста в некоторых композициях и клипах группы многие углядывали симпатии к нацизму. Ну а то, что на недавнем концерте в Цюрихе музыканты развернули украинский флаг – скорее необходимая и даже вынужденная закономерность, а совсем не повод удивляться.

В связи с этим, можно лишь повторить вопрос – насколько уместна «Симфония Раммштайн» в сложившейся ситуации, да еще накануне Праздника Дня России? Насколько уместно в стране, которая ежедневно хоронит своих погибших сыновей устраивать шоу с песнями группы, которая в одной из своих песен называет Москву проституткой. Я далеко не поклонник этого немецкого коллектива и полагаю, что какой-нибудь отчаянный раммштайновед на основании комплексного изучения их творчества будет доказывать мне, что и о других мировых столицах эти парни не лучшего мнения, что их творчество – это мегагипербола, жесткий гротеск, едкая буффонада, «доказательство от противного» и т. д., и т. п., и мол, в быту то они милые и скромные ребята. Может быть, хотя вряд ли. Но речь не об этом. Повторюсь, когда страна ежедневно хоронит своих сыновей, чьих-то отцов, братьев, мужей, погибших от рук нацистов, проведение мероприятия с песнями группы, которая открыто поддерживает этих убийц можно расценить, как плевок в лицо русскому народу. Было ли когда-нибудь подобное в тяжелые дни нашей страны? Не знаю. По-моему, не было.

«Симфония Раммштайн» – один из проектов концертного агентства «Неоклассика». Знакомясь с репертуаром данной организации нельзя не удивиться некоей тематической схожести их представлений – Симфония The Witcher («Симфония Ведьмак»), Симфония Death Note (Симфония Тетрадь смерти»), Симфония Герои Меча и Магии. На своем официальном сайте агентство «Неоклассика» следующим образом декларирует свои цели и задачи: «Развитие сегмента современного композиторского искусства, поддержка артистов в этом жанре, создание необходимых условий для реализации концертных проектов и проектов звукозаписи. Расширение аудитории современной классической музыки, просвещение и создание необходимой информационной среды. Поддержка и экспорт российских неоклассических артистов, создание благоприятной среды для развития и нетворкинга с коллегами. Создание благоприятной среды для культурного развития общества и его интеллектуального роста».

Но почему это «развитие» развивается (простите за тавтологию) в каком-то мрачном, мистическом, оккультно-неоязыческом направлении»? Почему это «расширение» затрагивает, казалось бы, самые различные культурные пласты – и мистику и фантастику и индастриал и аниме, а вот для традиционной русской культуры и ее основы – традиционных российских ценностей места в этой «широте» не нашлось. Почему обещанный «экспорт» скорее напоминает «импорт» всего того, что опять никакого отношения к нашим традиционным ценностям не имеет, а нередко и противостоит им? Почему «культурное развитие» в рамках репертуара «Неоклассики» скорее напоминает «оккультное», а «интеллектуальный рост» отдает раболепным подражательством? А как еще назвать ситуацию, когда профессиональные полезные связи именуются англицизмом «нетворкинг».

Можно задать еще много вопросов. И факт тот, что агентство «Неоклассика» совсем не обязаны нам на них отвечать, они бизнесмены, все что им нужно – это только «бабло». И какую солянку «пипл хавает» – такую они и варят, причем на весьма профессиональном уровне. Конечно, меня могут одёрнуть и в привычно развязной, насмешливой и высокомерной форме ответить, что вот, мол, опять вы хотите отключить Россию от всего мирового сообщества, от мировой культуры и вернуть к «лаптям и балалайкам». Что ж…, говоря о современном европейском искусстве, в частности, о музыке и кинематографе нельзя не отметить один очень показательный и в то же время тревожный нюанс, характерный почти для всех современных фильмов. Это касается даже каких-то достаточно качественных фильмов, т. е. с интересным сюжетом, добротной режиссурой, хорошей игрой актёров, фильмов, в которых присутствуют и некоторые нравственные интонации: темы долга, дружбы, верности, жертвенности и т. д. Но все эти несомненные плюсы перечёркивает один прямо-таки тотальный, вездеприсутствующий минус: дух уныния, безысходности, бессмысленности жизни, какая-то онтологическая пустота, веющая холодом изнутри уставших душ. Вместе с этим мы видим некое «лёгкое» отношение к жизни, местами сопряженное с цинизмом, безответственностью, депрессивной инфантильностью (такое бывает), какой-то удивительной приземленностью. Почти везде присутствует или какая-то содомская тема или наркотики, суицид. Почти каждый фильм наличествует или какой-то оккультной тематикой или сам сюжет, сама идея имеет некую на первый взгляд чисто фантастическую, а по-сути оккультную основу. Но общей, пожалуй, очень узнаваемой чертой современного кинематографа, за редким исключением, является уныние, безысходность и это, казалось бы, при неплохих социальных условиях жизни, комфортных стандартах и т. д.

И это все сказано о более-менее достойных с профессиональной кинематографической точки кинолентах, которых очень немного, 3-5% от всего того мусора, который льется на нас с Запада. 95-97% – это низкокачественный суррогат, где помимо уныния и тупого юмора присутствует та же содомия, педофилия, наркотики, аборты, суициды, криминал, институты семьи, материнства подвергаются самой жесткой обструкции, высмеиваются, искажаются. И это касается, увы, далеко не только кинематографа, почти вся современная западная культура характеризуется крайней депрессивностью, пропагандой безысходности, разнузданности, оккультизма. Печально, но факт. И возникает вопрос – именно этот сомнительный контент, по-сути суррогат нам пытаются преподнести, а по факту навязать в качестве культуры и культурных ценностей? Из новостей мы знаем, что западная пропаганда (включая и прямые высказывания глав соответствующих государств) прямо говорит о том, что русскому миру, русской культуре необходимо поставить мощный заслон и данная позиция осуществляется в виде запрета исполнять произведения русских композиторов и т. д.

Русской культуре объявлена война, война на уничтожение. И в состоянии этой войны государственные чиновники не ставят никаких заслонов той лавине, тому урагану бескультурья, безнравственности, пропаганде самых низменных и постыдных пороков человечества, которая выплёскивается на нас со стороны наших западных партнеров. Антикультура и культура не могут сосуществовать совместно, как две автономные и независимые друг от друга реальности. Или культура вытесняет бескультурье или, увы, наоборот, люди теряют достоинство, по сути, утрачивают или, лучше сказать – роняют свою человечность, влекомые мощным ураганом антикультуры. Все это происходит на наших глазах.

В связи с этим возникают чрезвычайно серьезные вопросы к нашим чиновникам, в том числе и к чиновникам Министерства культуры. Ведомство, декларирующее свое участие в проведении единой государственной политики в сфере культуры, к сожалению, практически бездействует в этих вопросах. Мы не видим никаких масштабных национальных культурных проектов, все сводится к каким-то местечковым периферийным мероприятиям «для галочки», медийная значимость которых минимальна! Об их актуальности, креативности (употребим такой термин) и говорить нечего. Не сочтите за цинизм, но такое интересно только пенсионерам. А молодежь «дышит парами» той самой современной антикультуры, которая движется на нас с запада и находит достойных интерпренеров и «восприемников» от лица шоу-бизнеса. Ни одно ведомство по-существу не противостоит этому, как не противостоит и отечественным кощунникам – народному артисту России, самозваному «королю» Филиппу Киркорову, плясавшему на кресте. На Украине один за другим штампуются пропагандистские антироссийские фильмы, в которых русский мир, русские люди показаны чудовищами и негодяями, а у нас в этом плане что делается?

Еще раз напоминаю – идет война и идет она не только в окопах, но и в культурно-медийном пространстве, война за души наших сограждан, наших детей. И здесь преступно бездействовать, преступно говорить «да, ладно», «само пройдет», «как-нибудь переживем». Неужели наши чиновники-бюрократы начнут работать в соответствующем направлении, только если на них прикрикнуть в стиле Евгения Пригожина? Или и тогда не начнут! Россия – это не только территория, природные ресурсы, белые березки, законы и учреждения, Россия – это люди. Будущее России – это маленькие люди, дети, подростки, которых активно отучают быть русскими, ощущать себя русскими, любить русскую культуру, быть верными традиционным нравственным ценностям. А не будет русских людей – не будет и России и это будет самое тяжкое поражение за всю историю нашей страны.

Руководитель миссионерского отдела
Новосибирской епархии
протоиерей Александр Новопашин
Радонеж

[1] 15 марта 2022 года композитор начал свой тур по Европе вместе с 10 представителями оркестра Одесского оперного театра, которым команда артиста помогла выехать с Украины во время вторжения России на Украину. Во время концерта была исполнена композиция, посвящённая украинским женщинам, а на экране транслировали украинский флаг и фотографии женщин, служащих в Вооружённых силах Украины (Горлач, Поліна. Німецький композитор Ганс Циммер поїхав у тур з одеськими музикантами, Суспільне | Новини (21 марта 2022).