[02.03.2009] "Истинное православие" - мания несогласия

Ни в коем случае не претендуя на глубину исследования данного вопроса, хочу поделиться с читателями ПО (Православная Осетия) обеспокоенностью по поводу одной проблемы, являющейся для меня как личным переживанием, так и реальной опасностью для умов многих прихожан Русской Православной Церкви.

Дело в том, что несколько лет назад, мой друг, почти что родственник, будучи пономарем одного из храмов Владикавказа, вдруг оставляет Православную Церковь и начинает причислять себя к некоей, малознакомой мне на тот момент организации, которую называл «истинно-православной» или «катакомбной церковью». А себя стал, по началу, даже с неким стеснением, именовать «катакомбником» (одновременно с ним в раскол ушли еще несколько прихожан).

Конечно, наши отношения и стиль нашего общения изменились. Не потому, что он сделал для себя выбор не в пользу Православия (тем более, что он сам так не считал), а потому, что наши беседы, ранее вполне дружеские и доверительные, свелись, по его инициативе, к дотошному обсуждению жизни и поступков архиереев Русской Православной Церкви. Никакая другая тема просто не могла прижиться в разговоре. То есть, человек просто утратил желание и возможность говорить о православии как таковом, о благочестии, духовной жизни. Все это ему заменила всепоглощающая страсть разбирать реальные и мнимые грехи православного епископата. Постепенно критический разбор переродился в грязную ругань в отношении всего, что имеет отношение к русскому Православию.

Проще говоря, в течение нескольких месяцев, я наблюдал в режиме on-line, как обычный человек превращается в сектанта. Отношения оборвались окончательно после того, как мой бывший друг выложил в Интернете грязную клевету на Патриарха собственного сочинения, и мне пришлось в довольно резкой форме ответить на это. После чего я получил от него целый ряд оскорблений и угроз и обещаний «разобраться со мной, если я буду ходить по городу без охраны».

Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, было его заявление, ставшее в полном смысле плевком в лицо не только мне, но и, не побоюсь сказать всем нормальным людям. Вот что написал он однажды на своей странице в Интернете про праздник 9 мая:

«Для кого-то его Родина это Советский Союз, а я вот лично родился на территории Российской Империи, занятой большевистскими оккупантами.

9 мая - это торжество коммунизма, советская пасха.

Я был очень удивлён, получив от многих ИПХ (члены РИПЦ – «истинно-православные христиане» - сокращенно ИПХ – ред.) поздравления с этой печальной для каждого русского православного патриота датой...»

Тут можно с уверенностью сказать о том, что сектантская промывка мозгов лишила человека не только желания и возможности вести нормальную духовную жизнь в Церкви, но и лишила просто человеческого разума и остатков гражданской совести.

Логичным было бы возразить, что я сужу о целой организации по одному отдельно взятому ее представителю, и что, может, ИПЦ-шники совсем не такие. Как пел Высоцкий: «А вдруг это очень приличные люди?..» Да, действительно, между официально декларируемой идеологией и поведением рядовых членов часто можно наблюдать большую разницу не только среди маргинальных сектантских организаций, но и среди приверженцев официальных традиционных конфессий, и Православие тут, к сожалению, не исключение.

Но в случае с ИПЦ совсем другая история. Узколобость, озлобленность на Церковь и государство, клевета и отборная брань в адрес своих оппонентов, которым подчас и дела нет до существованиия каких-то там «катакомбников», является как раз отличительной чертой секты, бессовестно именующей себя «Истинно-Православной Церковью». Чтобы в этом не осталось никаких сомнений, приведу лишь одну цитату с официального сайта «катакомбников»:

«Разразилось событие, которое войдет в историю – в историю последних времен Московской патриархии. Ставшее ее позором и ее смертельным приговором. Так и запомнится: 27 января – черный день календаря, или Черный Вторник. В этот день на Поместном Соборе Московской патриархии «избрали», как подсчитали его организаторы, 16-го Патриарха РПЦ. На самом деле «по арифметике» это пятый самый натуральный сергианский патриарх Московской патриархии».

Этой пафосной репликой открывается их официальный ресурс в Интернете. В этой фразе, в общем-то, сконцентрирована вся догматика, все богословие, вся нравственность и весь интеллект «катакомбников».

Если вы от человека, который называет себя православным вдруг услышите такие выражения как «митрополитбюро», «московский паханат», «советская, красная церковь», «Гундяев - тайный католик» и т.п., то вы можете быть практически уверены, что познакомились с одним из представителей РИПЦ, которых у нас в городе около полусотни. Сами они о себе пишут следующее:

«Русская Истинно-Православная Церковь (другое ее название – Катакомбная Церковь) , как ветвь Поместной Российской Церкви организационно начала свое формирование в кон. 20-х – нач. 30-х гг. ХХ в. Она образовалась в результате отказа большинства епископата и духовенства Русской Церкви от сотрудничества с коммунистическим богоборческим режимом в СССР, на что пошла прообновленческая группа, возглавляемая митрополитом Сергием (Страгородским). В результате учиненного митр. Сергием под руководством ОГПУ-НКВД раскола, в СССР с того времени существовали параллельно официальная (“советская” или “красная”) церковь, которая в 1943 г. по приказу Сталина была оформлена в “Московский патриархат”, и независимая от богоборческого режима Истинно-Православная Русская Церковь (ИПЦ). Последняя в результате жестоких репрессий и преследований вынуждена была перейти на нелегальный способ служения, отчего у нее появилось другое название – Катакомбная Церковь».

На самом же деле, та организация, которая сегодня именует себя ИПЦ никакого отношения к т.н. «катакомбной церкви» не имеет по той простой причине, что в 50-х годах ХХ-го века, после смерти схиепископа Петра (Ладыгина) иерархия катакомбников пресеклась.

После этого оставшиеся катакомбные священники пытались убедить некоторых иерархов из Русской Православной Церкви перейти к ним, но, к счастью, безрезультатно. Отказ с ними сотрудничать сами катакомбники объясняют тем, что вся иерархия Московской Патриархии была запугана КГБ. В конце концов, выбывшие из состава епископата Русской Православной Церкви Заграницей и примкнувшие к раскольнической "Русской православной церкви в изгнании", архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) своевольно образовали свою собственную юрисдикцию - "Русскую истинно-православную церковь" (РИПЦ)

Проживая в России, вдали от находящегося на покое митрополита Виталия, которого они признавали своим первоиерархом, архиепископ Лазарь и епископ Вениамин в 2002 году решили совершить архиерейские хиротонии нескольких своих клириков. Среди этих клириков РИПЦ был иеромонах Тихон, в миру Леонид Олимпович Пасечник (родился в 1948 г., закончил Харьковское инженерное училище). Л.О. Пасечник работал строителем, женился в 1985 г. и овдовел в 1993 г. В том же году он присоединился к Омскому приходу Русской Православной Церкви Заграницей и в 1998 г. был пострижен в монашество. В 1999 г. епископ Ишимский и Сибирский Евтихий рукоположил монаха Тихона в иерейский сан, но из-за его церковной малограмотности решил не назначать его на самостоятельный приход. В 2001 году иеромонах Тихон (Пасечник) покинул Русскую Зарубежную Церковь и ушел к архиепископу Лазарю - в раскол.

Епископ Вениамин письменно просил у митрополита Виталия благословения на предполагаемые в 2002 году хиротонии, но митрополит Виталий указал, что для избрания нового кандидата во архиереи необходимо иметь согласие всего Собора. Тем не менее, "хиротонии" состоялись. Митрополит Виталий дважды отказывался признать их законными. Первый раз (28 июля 2003 г.) митрополит Виталий написал, что действия Лазаря и Вениамина поставили их за оградой Русской Православной Церкви, а во втором своем письме (19 ноября 2004 года) митрополит заявил: "Считаю незаконным хиротонии иеромонахов Дионисия, Гермогена, Тихона и Иринея, совершенные архиепископом Лазарем и епископом Вениамином, и заявляю, что не имею с ними никакого молитвенного и литургического общения".

Таким образом, ни Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром, ни даже мансонвильский "Синод" митрополита Виталия не признали Тихона (Пасечника), претендующего быть наследником Катакомбной Церкви в России, каноничным епископом Святой Церкви.

Следовательно, организация, возглавляемая после смерти архиепископа Лазаря "архиепископом" Тихоном (Пасечником), и которую он называет "Русская истинно-православная церковь", не имеет оснований считать себя Церковью, так как не имеет ни исторической преемственности, ни канонической основы. Она не есть Церковь и не может претендовать на это название.

4-е Пpавило I Вселенского Собора:

-«Епископа поставляти наиболее пpилично всем тоя области епископам.

-Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по кpайней меpе тpи во едино место да собеpутся, - а отсутствующие да изъявят согласие посpедством гpамат; - и тогда совеpшати pукоположение. -Утвеpждати же таковыя действия в каждой области подобает митpополиту».

Как видим, 4-е Правило Вселенского Собора совершенными для РИПЦ хиротониями было нарушено архиеп. Лазарем и еп. Вениамином пять раз. В хиротонии епископа должны участвовать «все тоея области епископы» - в случае с Лазарем – все члены Архиерейского Собора РПЦЗ(В), членами которого Лазарь и Вениамин являлись. Но если хиротонию совершают только назначенные три, все остальные обязаны выразить свое участие граматами, что равносильно соборному рассмотрению и одобрению кандидатур во епископы. Более того, Митрополит Виталий до совершения хиротоний, в принципе против которых лично не возражал, письменным образом епископу Вениамину на письменный по этому вопросу его запрос напомнил, что для совершения хиротоний необходимо предварительное соборное рассмотрение и одобрение кандидатур. Однако Лазарь и Вениамин совершили хиротонии вдвоем без соборного рассмотрения и одобрения.

Следовательно, самочинные хиротонии РИПЦ делают всю лазаревскую "юрисдикцию" антисоборной и, следовательно, неправославной, т.к. не являясь Соборной, РИПЦ не соответствует Символу Православной Веры. Так точно РИПЦ всем хороша и "православна", но при том в своем "синоде" не имеет ни одного каноничного епископа. Любое pукоположение, совершенное без соблюдения канонов, в сущности, уже является недействительным, даже если оно и совершено канонически pукоположенными епископами... В случае с хиротониями РИПЦ дела еще хуже: двумя запрещенными Синодом РПЦЗ в служении епископами были допущены явные и многочисленные попрания канонов, что делает все архиерейские хиротонии РИПЦ недействительными.

Такова краткая история этого раскола.

Как показывают мои личные наблюдения: общение с раскольниками, чтение материалов с их сайта и сайта «Портал-кредо», который является фактически трибуной «РИПЦ», как и трибуной для раскольников всяческих мастей, которые редакторами сайты отбираются преимущественно по одному критерию – ненависть к Московской Патриархии, (следует вспомнить, что «портал-кредо.ру» в свое время пытался даже защищать Григория Грабового) убеждает меня только в одном – вся риторика, вся проповедь «катакомбников» сводится к доказыванию всем встречным-поперечным того, что Русская Православная Церковь на самом деле Церковью не является, что все в ней кто носит панагию – агенты КГБ, экуменисты, тайные католики, еретики, извращенцы и тому подобное. А все остальные Поместные Церкви состоят в «духовном соглашательстве» с «сергианством» являются «проводниками апостасии» (Апостасия. греч. - отступничество) и потому ни одна из Поместных Церквей не находится в евхаристическом общении с «РИПЦ», а «РИПЦ» в свою очередь, противопоставляет себя всему вселенскому Православию. При чем лидер «катакомбников» - «митрополит» Виталий, позволял себе прямо-таки гениальный в своей раскольнической логике высказывание, усматривая «Божью милость» в том, что Бог вменяет Причастие «сергиан» в причастие тем, кто не знает о существовании «РИПЦ», но как только человек узнаёт об «истинном православии», Евхаристия для него вне «РИПЦ» тут же перестает быть благодатной потому, что он узнал «истину», и, узнав о ней должен стать членом «РИПЦ». А если он не поступает подобным образом, и продолжает причащаться в Православном храме, то то, что вменялось ему в причастие Тела и Крови Христа становится хулой на Святого Духа.

Вся же «истинность» «РИПЦ» сводится исключительно к тому, что «катакомбники» всем своим существом ненавидят Московскую Патриархию и ненавидят всех, кто ее не ненавидит, т.е. не только всех без исключения православных, но и тех, кто официально Православной Церкви не противостоит. На любую попытку поговорить, без лишнего напряжения эмоций сказать, что они, мягко говоря, неправы, следует один из стандартных сектантских ответов, свойственных как «катакомбникам», так и харизматам, иеговистам, кришнаитам, всяческих мастей оккультистам: «ВЫ САМИ ВЫБРАЛИ СВОЮ ПОСМЕРТНУЮ УЧАСТЬ!!!». Так оказывается, что с точки зрения «ИПЦ-шников», посмертная участь человека определяется отнюдь не его любовью ко Христу и мере покаяния и упования на Него, а исключительно личным отношением к Московской Патриархии.

Неудивительно в этом контексте, что любое положительное событие в жизни Русской Православной Церкви рождает яростное, озлобленно-бессильное эхо в среде «истинно-православных». Так, например, было еще тогда, когда только были сделаны первые шаги на пути объединения РПЦ и РПЦЗ. Их сайт писал в то время:

«2000-й год навсегда войдет в историю Православной Церкви. Это был год переломный, можно сказать – эпохальный, т.к. он не просто изменил ход русской церковной истории, он навсегда похоронил чаяния и надежды тысяч православных христиан на подлинное духовное возрождение Российской Церкви и православной России. Этот год стал началом открытого разгрома Русской Зарубежной Церкви и её капитуляции перед советской Московской патриархией, духовным триумфом «тайны беззакония» и послушной ей «церкви лукавнующих».

Это что касается официальных заявлений «РИПЦ» сделанных на, так сказать, высшем уровне.

В добавок к этому можно привести десятки, если не сотни высказываний «истинно-православных» блоггеров, но я воздержусь от этого не только и не столько потому, что это высказывания частных лиц, сколько потому, что очень трудно вычленить оттуда все ругательства, сохранив при этом смысл, который без ругательств, угроз и проклятий просто теряется. Особо любопытные могут найти эти высказывания в ЖЖ сами.

Что касается местных реалий, то считаю своим долгом предостеречь православных христиан Осетии от общения с представителями «РИПЦ». Вот уже несколько лет действующими на территории республики.

Местные «катакомбники» организовали в одном из пригородных садоводческих товариществ нечто вроде общины, которую возглавляет «псевдосвященник» Михаил Хаматов.

Под его руководством на территории садового участка возводится «храм», хотя сами «катакомбники» в разговорах с «неверными» активно отрицают, что это здание (местоположение которого они, кстати, тщательно скрывают) имеет для них культовое значение, что, тем не менее, не мешает им ежевоскресно собираться там для проведения «богослужений». Сам же «отец» Михаил активно собирает пожертвования на «храм и Троицкий монастырь», существование которых, члены его общины отрицают.

Последним аргументом, побудившим меня написать эту статью, послужила совершенно бессовестная клевета на благочинного Северной Осетии, протоиерея Владимира Самойленко, которая распространяется членами Хаматовской общины в Живом Журнале. Раскольники обвиняют отца благочинного в том, что он угрожал им физической расправой, «обещал стереть с лица земли», собирается подбросить им экстремистскую литературу, наркотики и оружие с целью возбуждения против «ИПЦ» уголовного дела, так же рассказывают, что их терроризирует духовенство Московской Патриархии при участии сотрудников ФСБ.

Лживость этих рассказов самоочевидна.

Поэтому хочу посоветовать православным Северной Осетии бдительно относиться к незнакомым «православным» священникам и обо всех случаях пропагандистской деятельности раскольников и сборах ими пожертвований сообщать непосредственно в Северо-Осетинское благочиние.

К сожалению, с недавнего времени, во владикавказских катакомбах живут не только крысы.

 

Иерей Александр Пикалев