[10.12.2023] Почему в России религиозные организации признаются экстремистскими

С внесением в России ЛГБТ-движения в список экстремистских организаций, кажется, многие люди впервые для себя этот список открыли и обнаружили там много всего интересного. Например, тот факт, что чуть ли не половина структур, представленных там является религиозными. Или тем, что в профильной экспертной среде называется «тоталитарными сектами». О том, почему сектантские организации часто являют собой пример организаций еще и экстремистских, читайте в материале «Сенсаций.Нет».

Вообще, начать здесь стоит даже не с сектантства, как такового, а с определений термина экстремизм. Которых несколько, и все они рассматривают данное явление под несколько разными углами. Так, в резолюции ПАСЕ от 2003 года говорится, что «экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма».

В определении Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которую, к слову, подписала и Россия, указано, что:

«Экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований или участие в них».

Но все это сфера политики. И, казалось бы, где политика с вооруженными формированиями, а где религиозные структуры с самыми нетривиальными доктринами, которые, что называется, «сидят и не жужжат»?

Если взглянуть на список экстремистских организаций, то чаще всего на текущий момент из религиозных структур там встречаются местные общины Свидетелей Иеговы, исламистские течения самого разного толка, и родноверческие общины и движения.

С исламистами, в целом, все в политическом ключе понятно. Именно исламистские радикальные группировки бодро и весело в девяностые пришли в Чеченскую Республику. И стали одними из инициаторов отделения этой самой республики от России. Вылилось это в длительные военные действия и серию терактов на территории РФ.

Ну, то есть здесь и с организацией вооруженных формирований, и с посягательствами на общественную безопасность, и с прочей хрестоматийной атрибутикой экстремизма и терроризма, все в целом, понятно.

Но вот про неоязычников человек непосвященный в дебри сектантской тематики может и не понять, что в них такого страшного. Ну, «сидят в лесу, молятся колесу», чего тут опасного и экстремистского? Даже с учетом того, что неоязыческие парамилитарные формирования сейчас активно действуют на территории Украины и отличаются особой жестокостью, как к россиянам на линии боевого соприкосновения, так, подчас и к украинским мирным гражданам.

Но вот, например, в российском списке экстремистских организаций, часто встречаются некие местные отделения такой структуры, как «Древлеправославная церковь Инглингов». Ну или другие неоязыческие группы типа Краснодарской Православной Славянской общины «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении.

Тут для начала стоит пояснить, что к православию все эти «православные» не имеют никакого отношения. Более того, в массе своей они радикальные христианофобы. Потому, что их «православие» — это от слов «правь» и «славь». Ну, то есть от неоязыческих понятий с изрядным налетом оккультизма.

Более того, христианство эти люди воспринимают, как «иудейскую секту, которая обманом и коварством подчинила себе языческую Русь-Матушку, и искореняет истинную веру предков».

Но это все религиозные концепции, которые в целом к практическому экстремизму имеют весьма опосредованное отношение. Однако, все эти структуры действительно крайне нетерпимы к тем, кто в них не состоит. Ну и ультранационалистические воззрения в этой среде цветут пышным цветом. А вот это уже как раз вполне себе элементы экстремизма в чистом виде под названием «пропаганда превосходства либо неполноценности по социальному, национальному, религиозному признакам».

У инглингов, кстати, имеется и тема с дискриминацией по состоянию здоровья. Они очень не любят детей-инвалидов, считая их неполноценными и даже вредоносными для российского общества.

Ну и еще одна структура, которая попала в список экстремистских организаций в России в 2017 году – это Общество Сторожевой Башни, они же Свидетели Иеговы. Их защитники до сих пор пишут, что эта организация «не может быть экстремистской, поскольку пропагандирует радикальный пацифизм». Но, во-первых, и в среде Свидетелей Иеговы речь идет об абсолютной избранности адептов и о том, что все «внешние» это либо просто немножко недо-люди, либо враги, то есть «волки в овечьей шкуре». То есть, все та же пропаганда «неполноценности».

А во-вторых, и тут мы подходим к фундаментальному экстремистскому принципу всех тоталитарных сект, это социальная самоизоляция. Дело в том, что практически любой тоталитарный религиозный культ так или иначе строит «государство в государстве». То есть, законы страны на территории которой располагаются общины условных Свидетелей Иеговы, соблюдаются только в той части, где они не противоречат директивам управляющих органов секты. И так в любом культе. Если законы государства не разрешают убивать людей, а гуру сказал, что убивать надо – тем хуже для законов государства. Привет Аум Синрикё с терактом в токийском метро и «честной игре» тех же сайентологов, которая допускает любые меры по отношению к противнику сайентологии. И хотя официально «честная игра» была отменена Хаббардом еще в 1968 году, но все же всё прекрасно понимают, да?

И вот в таком строительстве замкнутых, оторванных от социума, законов и государства сообществ, да плюс с идеей избранности и абсолютной, божественной правоты решений и действий, государство (любое, не только Россия) вполне резонно и видит угрозу безопасности и посягательство на собственную легитимность. А это, в целом, уже вполне себе политический экстремизм без всяких реверансов в сторону особенностей религиозной доктрины той или иной организации.

В целом же, понятно, почему сей скорбный список сейчас регулярно пополняется в том числе и сектами. Те в девяностые валом хлынули в Россию, а государство долгое время просто не имело сил, ресурсов и времени, чтобы разбираться еще и с этим. В нулевые государство еще не видело в засилье тоталитарных сект такой острой проблемы. Но потом, особенно в контексте украинского Майдана и последующих событий, когда огромное количество сектантских структур поддержало государственный переворот в Киеве, в Москве, судя по всему, крепко задумались. Задумчивость эта на практике и вылилась в систематическую работу по выявлению экстремистских структур в сектантской среде. Что, в целом, вызывает только одобрение. Ровно потому, что тоталитарные секты действительно крайне опасны. И для государства, и для простых граждан.

Александр Чаусов
Сенсаций.Нет