Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Крошка сын читать пошёл...

    [15.12.2010] Крошка сын читать пошёл...

             

    «Дорогой друг, ты сейчас погрузишься в волнительный мир русской и, бери шире, мировой литературы... Перед твоим взором пройдут увлекательные события, возникнут бессмертные образы... Помни, дорогой друг...»

    «Дорогой друг» нервно косится на монитор компьютера с отсроченным на время сеансом новой захватывающей игры «Убей всех за пять минут», и недоверчиво читает дальше. Спотыкается на подписи: Автор. Или - ещё лучше: Коллектив авторов. Авторов, действительно - коллектив. Пушкин, Чехов, Булат Окуджава... Погружение началось.

    Картина, знакомая уму и близкая сердцу; все мы, в каком-то смысле, родители. Любим великую русскую литературу. И, разумеется, хотели б, чтобы и наши дети (ведь в каком-то смысле все мы родители) любили её же. Больше того, есть такое понятие - национальная идентичность. И если один руководитель одной страны (не скажу, какой) с гордостью сообщает, что недавно скачал из интернета поэму одного известного писателя той же страны (тут сложно) под названием «Мёртвые души» и открыл для себя много нового - то впору посмотреть, чему же учат, а главное - по чему? В какие глубины «погружают» шмыгающих носом «дорогих друзей», отрывая их от великого интернета?


    Генно-модифицированные учебники

    И здесь можно всем и с уверенностью сказать: с учебниками по литературе сегодня у нас всё хорошо. Теперь их, как колбасы, - много. Все даже не вместились в багажник (колёса сразу просели, гаишники нехорошо стали коситься).

    О подобном нельзя было даже мечтать в нашем несчастном тоталитарном детстве. Один учебник у старшего брата, тот же - у средней сестры, такой же и у тебя. И темы какие-то всё поразительно одинаковые и скучные: любовь к Родине, нравственные искания героев и героинь, забота о народе, самопожертвованье...

    А теперь? Открываешь учебник-хрестоматию для шестого класса под редакцией О. М. Хреновой, М. А. Снежневской (издательство «Мнемозина»), а там тебя ждёт, не дождётся, рассказ Шолом-Алейхема «Мальчик Мотл». Про становление «среднего класса» и приобретение «первоначального капитала». Ну, не всё, конечно, получилось - но дискурс, как говорили в недавнем лучезарном прошлом, во времена расцвета демократии и свобод, дискурс очевиден. И ведь хороший учебник - с Чеховым, Короленко, Платоновым. Даже Северянин есть, на любителя. Но принцип отбора не очень ясен, или, может быть - решили сразу? Толерантностью по голове, а там хоть в школу не ходи. Или в Федеральное собрание. Это у кого как.

    В общем-то, весь вопрос и заключается в принципе отбора. По идее этот принцип должно формировать государство. Цели у него должны быть: стратегические (побольше нефти и газа продать), тактические (по телевизору хорошо выступить, галстук модно повязать). Ну и в литературе.

    Вот посылают же художников с синими носами за государственный счёт представлять российское искусство, значит, что-то миру хотят передать, какой-то мессидж такой непростой. Или же хрустальную мечту модернизации - Сколково - нехорошие языки уже пообещали отдать Марату Гельману, под оформление. Так, и видится, как заслуженный галерист клеит обои и вытачивает высокофигурные табуретки для будущего. Будущее мнётся в передней и не знает, куда деть ноги с дырявыми носками. А не надо было разуваться. Кризис.

    Но это всё искусство визуальное и главное - в эпоху интернета и айподов. Понять же, чего государство хочет от литературы - искусства элитарного (всё непросто, слишком много букв) - сложнее. Скорее всего, государство хочет, чтобы десантники под Цхинвалом не сдавались пачками с русско-американскими разговорниками в руках, а руководство службы внешней разведки не перебегало в полном составе на службу к стратегическим партнёрам по НАТО. Во всяком случае, адекватное государство должно этого хотеть. И решать, что будущие защитники Отечества будут читать: биографию генерала Власова (Калугина, Резуна... дальше подставьте сами) или «Молодую гвардию» Фадеева? Механизмы для этого есть, в том числе - самые популярные сегодня: финансовые.

    Но тогда не мешало бы отделить мух от котлет (сиречь учебники от колбасы), уж очень много мировоззренческой и эстетически подозрительной сои в них понабилось за последние двадцать лет. Содержание ГМО, знаете ли, зашкаливает.


    Суверенные образовательные стандарты

    Собственно, это и попыталось манифестировать государство, утвердив новые образовательные стандарты. О них, а также и непосредственно о самих учебниках шла речь на пресс-конференции 22 ноября сего года. На ней присутствовали генеральный директор издательства «Просвещение» (и один из разработчиков новых стандартов) Александр Кондаков и доктор психологических наук, профессор и академик РАО Генриэтта Граник.

    В двух словах сутью новых стандартов, по словам разработчиков, является (разумеется) инновационность. Всё, так сказать, в русле решений и в духе посланий. Она (инновационность) заключается в том, что теперь каждый школьник (один или под руководством учителя) может выбрать собственный «маршрут обучения». Получил необходимые базовые сведенья о мире (земля круглая, море синее, в лесах живут белки, Христофор Колумб не был американцем), а дальше - специализация. Впрочем, это подразумевает, что дитя с молодых ногтей уже знает, кем оно будет. Или, что хуже, за него уже «знают» мама и папа. Что делать балбесам, которые до выпускного вечера всё никак не решат, кем же им стать - космонавтом или Джеймсом Бондом (вариант Анной Чапман), неизвестно.

    Зная, что учителей (не «продвинутых», а обычных, многие из которых сегодня «призваны из запаса», т. е. с пенсии) на составление всех «маршрутов» не хватит, можно предположить, что подавляющая масса школьников будет двигаться в том же самом «неизвестном направлении», что и все предыдущие годы. С перспективой трудоустройства от проститутки до охранника. Для чего «базовых сведений о мире» вполне достаточно. А сотню-другую топ-менеджеров «продвинутые» родители и так выучат (уже учат) вдалеке от наших стандартов и инноваций.

    Это первое и самое существенное, что приходит на ум после знакомства с новыми стандартами. Есть и другое. Ощущение, что идеологическая составляющая писалась на коленке во время заседания политсовета «Единой России». Положения о воспитательных целях политизированы донельзя. То, что свобода умеет себя защищать, мы все хорошо усвоили ещё в 1993 году. С тех пор хрупкая и юная российская свобода посолиднела, отпустила брюшко и перестала краснеть, когда матерится. Что называется, окрепла.

    Но нельзя же с первого класса мордовать детей политкорректностью, суверенной демократией и гражданским обществом (тоже, надо полагать, суверенным). Ведь это уже какой-то суверенный Оруэлл. Или без этого сегодня и государственных грантов не получить?

    Вопросы, конечно, риторические, но их никто не отменял...


    Вражда полушарий

    Глубоко актуальную мысль озвучила академик РАО, автор учебников по русскому языку Генриэтта Граник. О недопустимости раздельного преподавания русского языка и литературы, уподобив это - вражде полушарий головного мозга, каждое из которых отвечает за своё: одно за фантазию, другое за логику. И при этом ни одно из них не дублирует другое (в отличие от почек или лёгких). Проблема далеко не пустячная, так как красота и уникальность русского языка постигается в русской литературе и наоборот.

    Впрочем, то, что творится с учебниками по литературе (а с ними всё хорошо, мы помним) тоже свидетельствует о «вражде полушарий». Причём тон здесь задаёт, безусловно, отвечающее за фантазию и филологические шалости.

    Кажется, что учебники сегодня пишут все. Семейные дуэты и коллективы единомышленников, дружественные кафедры и центры экспериментальной педагогики. Учитываются все мнения, за исключением профессионалов, то есть самих писателей. Кстати, в мрачные годы застоя их мнением интересовались. И Бондарев, и Гамзатов входили в экспертные советы по составлению школьных программ по литературе. И не они одни.

    Что ж, на то она и свобода - пусть цветут все цветы, голова б только не закружилась от благоуханий. Но министерство образования и науки, как заботливый садовод, не дремлет. И, по завету Вольтера, возделывает свой сад. Ярлычки развешивает (не навешивает, упаси Бог, и не выдаёт на княжение), просто снабжает грифом: рекомендовано министерством образования и науки или же просто допущено. Чем они отличаются друг от друга не очень понятно. Вот если бы стояло «настоятельно рекомендовано» или «условно допущено» - тогда было бы ясно. А так, учителя, наверное, знают...

    Есть и ещё одна проблема: комплектность. Трудно предположить, что по всей необозримой России в книжных магазинах можно найти, как, скажем, в «Библио-Глобусе», с десяток разных комплектов учебников по литературе - с пятого по одиннадцатый класс. Что-то мне подсказывает, что это не так. Стало быть, пятый-шестой - один авторский коллектив, седьмой-восьмой - другой. Что-то повторяют, что-то проваливается, грубо говоря, «Каштанка» дважды, «Конёк-горбунок» - ни разу.

    Возможно и другое. Приезжает представитель издательства в районный, а то и в областной центр. Там управление (а то и министерство) образования. Общность идеалов, забота о подрастающем поколении, пиво, раки. В результате, районный, а то и областной центр затарен нужными учебниками по литературе. Качество... Ну, помилуйте, какое качество, когда «общность идеалов». Впрочем, можно и о качестве...


    Антон Павлович Гарри Потер

    Так издательство «Дрофа» начинает знакомить пятиклассников с народной литературой разных стран рассказом о пещерных людях, магии и колдунах (учебник-хрестоматия под редакцией М. Б. Ладыгина). Получается увлекательно, что называется, Гарри Потер вам в помощь. Только мысли нехорошие закрадываются. А вдруг, не приведи Бог, на уроке окажется маленький иудей? Или мусульманин? Или, что совсем невероятно, православный? Ведь у них представление о своём происхождении далеко от пещерного, и прецеденты и даже суды уже были. А тут - мётлы, бубны. Всё забавно, «литература напоминает игру». Вот Блок так не считал, Белинский, сгоревший на своём внутреннем огне - тем более. Даже Евтушенко, сказавший: «Поэт в России больше, чем поэт». Понятно, что в пятом классе об уникальности русской цивилизации (и особом месте литературы в ней) на таких примерах, как Достоевский и Блок, рановато. Но и без мётел - можно.

    Больше того, в том же издательстве выпущен другой учебник-хрестоматия «В мире литературы» (авторы А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Киселёв) тоже для пятого класса, но уже без сомнительного хвостатого родства.

    По персоналиям, понятно, всегда и у всех будут претензии: например, почему Высоцкий есть, а Шевчука нет (не говорю уже про Егора Летова)? Возрастной ценз? Или Высоцкий классик, потому что уже умер, а Шевчук ещё, слава Богу, нет, и даже с Путиным по телевизору разговаривает («Дрофа», учебник-хрестоматия «Литература» для восьмого класса под редакцией Т. Ф. Курдюмовой)? В обществе, где часть интеллигенции пугает себя саму, а заодно и обывателя грядущей (или уже нагрянувшей?) диктатурой и мужиками в косоворотках и с топорами в руках, а другая часть косится на бойкие фото дедушек нынешних правозащитников, из тех, что «в пыльных шлемах» - вряд ли возможно договориться обо всём, что учебникам нужно. Но, думаю, совершенно точно надо определиться с тем, что ненужно.

    «На стуле лежала бритва с окровавленным лезвием. Две-три густые пряди длинных седых волос, вырванных, видимо, с корнем и слипшихся от крови, пристали к каминной решётке...» Это из учебника Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Литература» для пятого (!) класса (издательство «Баласс»). Знакомство с одним из самых светлых и добродушных классиков американской литературы Эдгаром По. Рассказ «Убийство на улице Морг». Убийство тоже, надо полагать, светлое. Глубоко рекомендовано министерством образования и науки.

    Впрочем, здесь можно говорить о тенденции. Так в нескольких учебниках сразу представлена повесть Бориса Житкова «Механик Салерно» (у тех же Бунеевых в «Балассе», и в упоминавшемся уже учебнике под редакцией Ладыгина в «Дрофе»). Суть повести, если кто забыл, а лучше и не знал - спасение пассажиров с тонущего корабля. Ценой жизни пары паникёров, скинутых за борт или застреленных. Время написания тридцатые годы ХХ века. Лес рубят, щепки летят. Дедушка смотрит со стены сурово, с доброй общечеловеческой сталью в глазах.

    Какая тут «слезинка ребёнка»? Которую все девяностые мастера телевизионных искусств давили из голубых экранов. Время социал-дарвинизма, становление «среднего класса», дно кризиса ещё далеко не пройдено.

    Может это и есть социальный заказ? Дети - не расслабляйтесь, Уолл-стрит слезам не верит.

    Я так подробно останавливаюсь именно на пятом классе, потому что это начало. По идее - начало чего-то большого, что во всём мире именуется великой русской литературой, Томас Манн вообще называл её «святой». И что? Объяснять манагерам из госкорпораций, что не будет никаких инноваций и модернизаций без «Бородина» и «Слова о полку Игореве»? Не будет никакой демографии без «Обрыва» и «Уроков французского»? Что почитатели «Ледокола» (Суворова-Резуна) сдавали, сдают и будут сдавать их секреты, открытия и нанотехнологии?

    Дальше - в шестом, седьмом (и так далее) классах всё в порядке. Там «Каштанка» и Булат Окуджава, Владимир Семёнович Высоцкий и Антон Антонович Дельвиг, «Соловей мой, соловей...». Пушкин и Блок. Чехов в круглых очках, похожий на постаревшего Гарри Потера. Завязавшего с колдунами и мётлами, открывшего врачебную практику. Дальше «всё идёт по плану», как пел не включённый в учебники Егор Летов.

    Прочно «прописались» в учебном процессе Бродский и Рубцов, Шукшин и Распутин, присутствуют даже полузапретные «До третьих петухов» и «Дочь Ивана, мать Ивана» (не скажу в каких учебниках). А в остальном - всё, как по телевизору. Мрачная тирания, немного скрашенная юмором Довлатова, светлые страдальцы Шаламов и Солженицын (ну нет Леонида Бородина, а кто б сомневался - не за то страдал); Пастернака и Твардовского больше не сталкивают лбами. Хотелось бы Леонова, и очень - Юрия Казакова. Но его пока не пускает Трифонов, он более правильный. Очень не хотелось бы воспоминаний о Бродском Владимира Уфлянда с непрестанным «Осей» и рассуждениями о России, в которой «убивали и изгоняли мастеров на протяжении всей русской истории» (и это в «профильном учебнике» под редакцией Г. А. Обернихиной для одиннадцатого класса). Смотрится это сегодня, как галстук с олимпийским мишкой. Или как Сванидзе с портретом Барака Обамы.

    Можно и должно порекомендовать учителям ряд учебников, сделанных достойно и трезво, современно, с электронными приложениями. Как, например, серию учебников А. В Гулина и А. Н. Романовой (издательство «Русское слово»). Можно и предостеречь, как от упоминавшейся уже «семейной серии» Бунеевых, где как-то чересчур шаловливо соседствуют Фет и В. М. Тушнова (?), Шекспир и... Татьяна Толстая. Бывают, конечно, странные сближенья, как сказал поэт, но здесь-то всё преподносится «воспитанием чувств». С соответствующими разделами: «Сомнение», «Разочарование», «Ностальгия»...

    Можно... Но проблема не в этом. Проблема в том, какие учебники «достанутся», где и в какой комплектации их купят? Государство эту проблему, как и почти все другие, с себя столкнуло. Значит, опять остаётся уповать только на учителей. Низкий им поклон.

    Сокращенный вариант статьи опубликован в «Литературной газете» № 51 от 15.12.2010
    Алексей Шорохов
    Русская народная линия

    Календарь

    Последние новости
    27.09.2020 Слово на Воздвижение Креста Господня
    27.09.2020 Проповедь протоиерея Александра Новопашина на Воздвижение Креста Господня
    26.09.2020 Силовики копают под губернатора Александра Усса, расследуя его «деловые связи» с общиной Виссариона
    26.09.2020 Прокуратура направила в суд иск о ликвидации "Церкви последнего завета"
    25.09.2020 Виссарион обустраивал чиновников
    24.09.2020 «Детям внушали, что молоко — это гной»: истории бывших «виссарионовцев» о жизни в «Городе Солнца»
    24.09.2020 Жертва «церкви» Виссариона рассказала «Вестям» об ужасах секты
    23.09.2020 Группа "граждан СССР", покушавшаяся на жизнь кубанского раввина, входит в оккультную секту из движения некрокоммунистов

    Православное общество трезвости Новосибирска



    Тайна ложных учений